Руанда правосудие на газоне

Надежда Семеновская
РУАНДА: ПРАВОСУДИЕ  НА ГАЗОНЕ

Начало http://www.proza.ru/2018/03/11/2222
В июле 1994 года вооруженные отряды Руандийского патриотического фронта с боями взяли столицу Руанды город Кигали. Сто дней геноцида, унесшего не менее миллиона жизней, закончились.

Ад в стране продолжался. Боевики – тутси, многие из которых потеряли в геноциде свои семьи, мстили хуту и часто ничем не отличались от своих врагом – интерахамве. Опасаясь расправы, хуту бежали в соседние Заир и Бурунди, количество беженцев достигло нескольких миллионов человек. В лагерях беженцев люди жили в палатках под открытым небом, без питьевой воды и элементарной гигиены. Конечно, вскоре в лагерях прочно поселились инфекционные болезни: свирепствовали эпидемии СПИДа и холеры, не хватало еды, медикаментов, одежды. Никто точно не знает количество жертв, ведь в Африке со статистикой плохо.

Голоса жертв:
Жан-Пьер Сибомана, тутси: "Когда я потерял ногу и семью, четыре года я жил в заброшенном доме сам по себе."

Анье-Сандрин Мука, тутси: "Когда я бежал из Руанды в Конго и пришел в лагерь беженцев, я четыре года прятал свои шрамы, чтобы не быть убитым. Меня могли узнать Хуту, которые были по всюду."

Ситуацию удалось взять под контроль только после прихода к власти предводителя Руандийского Патриотического фронта Поля Кагаме. Он победил большинством голосов на демократических выборах, где ему пришлось конкурировать со своими же родственниками и соратниками по борьбе. Власть в стране снова перешла к тутси.
Несколько месяцев в обезлюдевшей, разоренной, отравленной болезнями стране пришлось отстреливать собак, потому что они одичали и привыкли питаться только человеческим мясом.

Затем наступило время правосудия и поиска путей примирения.

В том же году как вспомогательный орган Организации Объединенных Наций был создан Международный Трибунал по Руанде для судебного преследования лиц, ответственных за за геноцид, совершенный на территории Руанды, и гражданРуанды, ответственных за геноцид,   совершенный на территории соседних государств, в период с 1 января 1994 года по 31 декабря 1994 года.
- Большие белый братья вернулись, - вздохнули слушатели.

Международный трибунал по Руанде работал двадцать один год – до 2015 года, и за это время перед судьями предстали 93 обвиняемых.  Двенадцать из них были оправданы, а восемь признали свою вину. Очень небольшое число обвиняемых до сих пор находится в розыске.

Пожизненный срок получил глава Временного правительства Руанды Теодоре Синдикубваво. Он лично раздавал оружие 19 апреля в городе Бутаре и призывал молодежь Интерахамве избавить город от тараканов – тутси.  После таких призывов горожане вырыли рвы, заполнили их горящими шинами и сварили заживо в раскаленной резине 20 000 человек, преимущественно стариков, женщин и детей,
Всю жизнь проведет за решеткой Джордж Рутаганде, что в 1994 году возглавлял отряды "Интерахамве". Разделят их судьбу министр финансов временного правительства Руанды Эммануэль Ндиндабахизи, которого признали ответственным за подстрекательство к убийству людей в префектуре Кибуе, и Теонест Богосора, причастный к и убийству премьер-министра Агаты Увилингиимана и бельгийских миротворцев.

Приговорен к 35 годам тюрьмы бывший министр планирования  Огюстен Нгирабатваре , к 30 годам - бывший генерал вооружённых сил Руанды  Огюстен Бизимунгу. Двадцать пять лет проведет в тюрьме Паскаль Симбикамгва, бывший командир руандийской армии, который отвечал в Руанде за политику СМИ и лично отдал приказ «Свободному радио Тысячи холмов» начать компанию ненависти против тутси.
К пожизненному заключению суд приговорил экс-министра по делам семьи Руанды Полину Нирамасухуко и ее сына Арсена Шалома Нтахобали.  Они не только лично руководили вооруженными отрядами хуту. Защитница женщин, детей и семейных ценностей подстрекала мужчин, в том числе собственного сына, насиловать женщин и девочек тутси.

Кроме военных и чиновников, перед Международным трибуналом предстали подстрекатели и координаторы резни – сотрудники «Свободного радио и телевидения Страны Тысячи Холмов». Осуждены на пожизненное заключение  основатель и директор «Свободного радио и телевидения тысячи холмов» Фердинанд Нахимана, звезды эфира Валери Бемерики и Бернар Мукинго. Большой срок получил главный редактор газеты «Кангура» Хасан Нгезе.
Двенадцать лет тюрьмы получил ведущий «Радио тысячи холмов» Жорж Омар Руджу, сын француза и итальянки, единственный белый, осужденный за геноцид в Руанде.
 Хабимана Кантано и Анани Нкурунзиза смогли покинуть страну и избежать суда, их местонахождение неизвестно.

В международном розыске до сих пор находится известный бизнесмен Фелисьен Кабуга, шурин президента. Именно он за несколько месяцев до крушения самолета закупил, привез в страну и спрятал оружие, в том числе -  полмиллиона мачете, которые и раздавали хуту в момент резни. По некоторым данным, Фелисьен Кабуга жив и скрывается в джунглях одной из провинций Заира (Конго).

Глас народа – Глас Божий

Организаторов и вдохновителей  второго порядка предстали перед национальным правосудием. Африканские суды вынесли не менее сотни смертных приговоров. В частности, судом Кигали была приговорена к пожизненному заключению экс-министр юстиции Руанды Агнес Нтамабиариро. По ее распоряжению совершено убийство бывшего префекта города Бутаре Жана Баптиста Хабиариманы, который препятствовал геноциду, что устранило препятствия к расправе над тутси.
А что же простые исполнители? Практически все бывшие члены Интерахамве осуждены на пожизненное заключение или приговорены к большим срокам. Но убивали не только они. Многих тутси лишили жизни или выдали боевикам соседи, коллеги, одноклассники и даже члены их семей. Никакая государственная система не в состоянии расследовать и рассмотреть такое количество дел.
И тогда власть решила положиться на справедливость и милосердие народа. В Руанде возродили суд Гачага, что в дословном переводе означает «суд на газоне». По сути дела, рассматривать обвинения, решать споры и примирять соседей предложили старейшинам, запретив выносить им только смертные приговоры.
Всего суды гачача рассмотрели сто двадцать тысяч дел. Иногда обвиняемые отправлялись в тюрьму, в других случаях их приговаривали к принудительным работам и к выплате компенсаций жертвам или их наследникам.

Деревни примирения
В современной Руанде слова «хуту», «тутси», «тва» стали неприличными и фактически находятся под запретом. Правительство проводит политику «мы все руандийцы». В стране открыто множество мемориалов жертвам геноцида, строятся «деревни примирения», в которых живут рядом бывшие враги. Но, конечно, все прекрасно помнят те кровавые дни, кто и что тогда говорил и делал. И все знают, кто на самом деле хуту, а кто тутси… История не закончена?