Из моей школьной жизни

Анисья Щекалёва
  Мои школьные годы шли  с  начала и до конца пятидесятых годов прошлого века. Из начальной школы в  памяти сохранились только уроки чтения. Для учеников второго - четвёртого классов   выпускалась   особая книга для чтения и называлась она  «Родная речь».  Для меня  она была какой-то необыкновенной.  Всё в ней строилось по временам года и крупным советским праздникам.  Начиналась с осени, соответственно тому, что  учиться начинали в сентябре. «Славная осень, здоровый, ядрёный воздух усталые силы бодрит…», «…а бабы свёклу дёргают, такая свёкла добрая лежит на полосе…», «Серая шейка» Мамина-Сибиряка.  Потом наступала зима: «Мороз и солнце день чудесный…», « Зимовье на Студёной»., потом мы любили  «… грозу в начале мая».   Я знала наизусть эти стихи, рассказы, отрывки из больших  произведений!
     Когда  стала взрослой, и  Марк Бернес запел нам «С чего начинается Родина?»,  я мысленно спросила себя, а  с чего начинается  Родина  для меня? Первое, что всплыло в памяти - учебники «Родной речи». Это они познакомили меня с Россией, с милыми сердцу писателями - Пушкиным, Лермонтовым, Крыловым, Некрасовым, Тютчевым, Толстым, Чеховым, Бажовым, Катаевым,  Гайдаром,  Виталием  Бианки.  Они учили   нас любить природу,  беречь лес, птиц, уважать человека, его чувства.   Только в зрелом возрасте  я поняла,  как бы обогатилась палитра нашего виденья мира  стихами Есенина, Ахматовой, Цветаевой.  В душе затаилась обида  на то,  зачем нас «обокрали»  и даже в старших классах не дали этих писателей.  Но это отдельный разговор.
  Я долго хранила эти книги, открывшие мне удивительный мир. Я их любила и только их,  и не хотела читать ничего более. Наша семья была читающей, долгими зимними вечерами все читали, а я играла в куклы или слушала радио. Телевизоров  в моём детстве не было. Не хотела я читать  иные книги, чем очень  огорчала родителей. Что только они не выдумывали, чтобы заинтересовать меня чтением. Увы, ничего не помогало.
   Я уже училась в седьмом классе.  Воскресенье. На улице солнечно, наступала весна. Папа пришёл из библиотеки принёс стопку книг. Одну отдал маме, другую протягивает мне.
   - Почитай, фантастика, сейчас все её читают…
   Я без особого интереса взяла книгу  и ушла в свою комнату. Книга была не толстая, в мягком переплёте. На обложке нарисован человек без головы, без кистей рук и написано:  «Человек – невидимка», Герберт Уэллс.    Спустя годы  полагаю  меня, верно,  заинтересовало именно это – рисунок и название.  Открыла и начала читать. Читала до вечера.  В пять часов надо идти на именины к подружке.  Как мне не хотелось расставаться с книгой! Я злилась, плакала, даже что-то кричала, но родителям удалось уговорить меня  идти на праздник, это ведь некрасиво,  не явиться на именины к близкой подруге.
   За столом все разговаривали,  шутили, смеялись,  а мне было  не до этого, в голове стоял образ главного героя. Потом все танцевали вместе с тётей Аней, Люсиной  мамой. Мне не плясалось. Потрясённая, какая-то убитая, именно убитая, захватывающим сюжетом, сжатая  сама в себе, я  жила только в этом мирке,  реально существующем  для меня в то время.  Внешнего  мира не было.  Одна мысль глодала меня – вернуться домой и дочитать до конца  книгу.
   Но в этот день я не дочитала её. Взрыв  чувств, психологический накал дня был слишком велик.  Сон сморил   неокрепшую детскую душу…
   Несколько дней я ходила очарованная. На уроках думала о своём, домашние задания выполняла  кое-как.  Я жила в Англии, в похождениях своего героя. Было жалко его, хотелось, чтобы он жил и здравствовал.  Потом папа принёс из библиотеки Конан Дойля.  С каким интересом были прочитаны рассказы, а «Собака Баскервилей» опять потрясла. За ним пошёл Александр Беляев  с его «Ариэлем», «Звездой КЭЦ», Алексей Толстой с «Аэлитой» и «Гиперболоидом инженера Гарина», Иван Ефремов с «Туманностью Андромеды» и прочее, и прочее.
   Родители теперь думали,  как упорядочить  процесс «поедания»  книг.
Память сохранила прискорбный случай с «Головой профессора Доуэля». Это было уже в девятом классе. Весь наш класс увлекался фантастикой. Книги передавали из рук в руки.  Голова «Доуэля»  дошла до меня. Я читала её до четырёх часов утра, а к восьми часам  надо идти в школу. Но не это останавливало, а  желание знать,  что дальше, оно  просто съедало, терзало  изнутри.  Я не могла думать ни о чём другом.  Утром мама разбудила меня и…я сказала  ей, что болит голова.   Родители оставили  больную дочь  дома, сами ушли на работу. К их приходу книга была дочитана. Обманула маму. Стыдно! Когда стала взрослая, рассказала им об этом обмане, попросила прощения. Папа спросил:
   - А ты, не заметила, что после этого случая недочитанные тобою книги мама стала брать с собой на работу.
   - Она же говорила, что показывает  их коллегам, чтобы   читали.   Так вы знали?
   - Ну, что ты!  Мы знали  только то, что подростки не умеют управлять собой, своими чувствами, эмоциями, особенно сильными.  Ушло время и всё встало на место.