Мои школьные годы шли с начала и до конца пятидесятых годов прошлого века. Из начальной школы в памяти сохранились только уроки чтения. Для учеников второго - четвёртого классов выпускалась особая книга для чтения и называлась она «Родная речь». Для меня она была какой-то необыкновенной. Всё в ней строилось по временам года и крупным советским праздникам. Начиналась с осени, соответственно тому, что учиться начинали в сентябре. «Славная осень, здоровый, ядрёный воздух усталые силы бодрит…», «…а бабы свёклу дёргают, такая свёкла добрая лежит на полосе…», «Серая шейка» Мамина-Сибиряка. Потом наступала зима: «Мороз и солнце день чудесный…», « Зимовье на Студёной»., потом мы любили «… грозу в начале мая». Я знала наизусть эти стихи, рассказы, отрывки из больших произведений!
Когда стала взрослой, и Марк Бернес запел нам «С чего начинается Родина?», я мысленно спросила себя, а с чего начинается Родина для меня? Первое, что всплыло в памяти - учебники «Родной речи». Это они познакомили меня с Россией, с милыми сердцу писателями - Пушкиным, Лермонтовым, Крыловым, Некрасовым, Тютчевым, Толстым, Чеховым, Бажовым, Катаевым, Гайдаром, Виталием Бианки. Они учили нас любить природу, беречь лес, птиц, уважать человека, его чувства. Только в зрелом возрасте я поняла, как бы обогатилась палитра нашего виденья мира стихами Есенина, Ахматовой, Цветаевой. В душе затаилась обида на то, зачем нас «обокрали» и даже в старших классах не дали этих писателей. Но это отдельный разговор.
Я долго хранила эти книги, открывшие мне удивительный мир. Я их любила и только их, и не хотела читать ничего более. Наша семья была читающей, долгими зимними вечерами все читали, а я играла в куклы или слушала радио. Телевизоров в моём детстве не было. Не хотела я читать иные книги, чем очень огорчала родителей. Что только они не выдумывали, чтобы заинтересовать меня чтением. Увы, ничего не помогало.
Я уже училась в седьмом классе. Воскресенье. На улице солнечно, наступала весна. Папа пришёл из библиотеки принёс стопку книг. Одну отдал маме, другую протягивает мне.
- Почитай, фантастика, сейчас все её читают…
Я без особого интереса взяла книгу и ушла в свою комнату. Книга была не толстая, в мягком переплёте. На обложке нарисован человек без головы, без кистей рук и написано: «Человек – невидимка», Герберт Уэллс. Спустя годы полагаю меня, верно, заинтересовало именно это – рисунок и название. Открыла и начала читать. Читала до вечера. В пять часов надо идти на именины к подружке. Как мне не хотелось расставаться с книгой! Я злилась, плакала, даже что-то кричала, но родителям удалось уговорить меня идти на праздник, это ведь некрасиво, не явиться на именины к близкой подруге.
За столом все разговаривали, шутили, смеялись, а мне было не до этого, в голове стоял образ главного героя. Потом все танцевали вместе с тётей Аней, Люсиной мамой. Мне не плясалось. Потрясённая, какая-то убитая, именно убитая, захватывающим сюжетом, сжатая сама в себе, я жила только в этом мирке, реально существующем для меня в то время. Внешнего мира не было. Одна мысль глодала меня – вернуться домой и дочитать до конца книгу.
Но в этот день я не дочитала её. Взрыв чувств, психологический накал дня был слишком велик. Сон сморил неокрепшую детскую душу…
Несколько дней я ходила очарованная. На уроках думала о своём, домашние задания выполняла кое-как. Я жила в Англии, в похождениях своего героя. Было жалко его, хотелось, чтобы он жил и здравствовал. Потом папа принёс из библиотеки Конан Дойля. С каким интересом были прочитаны рассказы, а «Собака Баскервилей» опять потрясла. За ним пошёл Александр Беляев с его «Ариэлем», «Звездой КЭЦ», Алексей Толстой с «Аэлитой» и «Гиперболоидом инженера Гарина», Иван Ефремов с «Туманностью Андромеды» и прочее, и прочее.
Родители теперь думали, как упорядочить процесс «поедания» книг.
Память сохранила прискорбный случай с «Головой профессора Доуэля». Это было уже в девятом классе. Весь наш класс увлекался фантастикой. Книги передавали из рук в руки. Голова «Доуэля» дошла до меня. Я читала её до четырёх часов утра, а к восьми часам надо идти в школу. Но не это останавливало, а желание знать, что дальше, оно просто съедало, терзало изнутри. Я не могла думать ни о чём другом. Утром мама разбудила меня и…я сказала ей, что болит голова. Родители оставили больную дочь дома, сами ушли на работу. К их приходу книга была дочитана. Обманула маму. Стыдно! Когда стала взрослая, рассказала им об этом обмане, попросила прощения. Папа спросил:
- А ты, не заметила, что после этого случая недочитанные тобою книги мама стала брать с собой на работу.
- Она же говорила, что показывает их коллегам, чтобы читали. Так вы знали?
- Ну, что ты! Мы знали только то, что подростки не умеют управлять собой, своими чувствами, эмоциями, особенно сильными. Ушло время и всё встало на место.