55. О собаках

Ольга Кузнечик
Один из отцов церкви в своем богословском труде привел как-то историю о монахе, который понимал первую заповедь через отрицание божественности в собратиях по подвизанию. Ну, буквально - правило на правило, заповедь на заповедь, и получается, что нет авторитета у настоятеля. В Евангелии написано так-то, а настоятель, например, трактует это место иначе. Да и Апостол Павел не всегда пишет идеально, есть в нем что-то порочное. Собственно, кто таков Иисус Назорей? Мы ж не знаем, что там у него было с первосвященником и иже с ними.
В итоге, когда ему стали выговаривать за высокоумие, он отвечал просто: "Не гавкайте!".

Долго обдумывала этот путь падения, стараясь держать баланс между осуждением и оправданием, это дается через Нагорную проповедь и рассудительность, и в итоге пришла к странному выводу: а ведь он прав! Смысл в смысл цитата из Апостола: "И если я говорю языками человеческими и ангельскими, но любви не имею, то - медь я звенящая и кимвал звучащий", то есть - красиво, услаждает слух, но - не несет в себе лекарства. Что смысла выговаривать еретику? Его любить надо. А все, кто выговаривает, проклинает, анафематствует - ну, только вгоняют дальше в злобу, так ведь? Хотя были исторические примеры покаяния после анафематствования...

Собаки гавкающие.

В чем был не прав тот монах? Только в одном: к этому посылу нужно прибавлять кое-что "для себя", по схеме: "они - собаки гавкающие, бессмысленные, любви лишенные, а я - еще хуже! Вижу, в чем они ошибаются, но не могу пойти навстречу, переломить себя, покаяться перед ними, умолять, чтобы не гавкали".

Дионисий Ареопагит добавил смысла в эту историю: души у собак (да и у прочих животных) устроены абсолютно так же, как и человеческие - боятся наказания, тянутся к любви, и Господь научает одинаково и животных, и людей отличать любовь от влюбленности. Разница только в одном: люди не лишены дара слова, поскольку только они - подобия Господа, Бога Слова, Словами сотворившего мир и вся, яже в нем.

Не помню, чем закончилась та история - смирили ли брата-монаха, заставили ли покаяться, да и кто написал эту историю - тоже не помню.

Интересно одно: как на практике приходить к образу мыслей "я - хуже собаки"?