Дорога через Вакуум. гл. 3. Катя

Илья Исаев
    Катя росла в семье, где каждая копейка была на счету. Мама работала терапевтом в детской поликлинике, папа – инженером на заводе по производству сельскохозяйственной техники.
    Чтобы стало понятнее, какова была культурная атмосфера в семье, надо рассказать о Катиной бабушке Маше, играющей большую роль в воспитании внучки. Милая бабушка, родившаяся в год смерти Ленина, была образцом доброты и порядочности. В молодости она жила в селе под Пензой, а в годы войны работала учительницей русского языка и литературы. После войны она вышла замуж и переехала с супругом в город. Вакансий в школах не было, пришлось ей устроиться на работу в лабораторию по анализу водопроводной воды. Но о возвращении в школу она всё время мечтала. На первомайских демонстрациях, среди атмосферы праздника и веселья, бабушка Маша видела учителей со своими школьниками и украдкой плакала. Спустя несколько лет ей повезло снова устроиться на работу учительницей.
    Благодаря любимой бабушке Катя была старательной в учёбе и всём, за что бы она ни взялась. Бабушка впервые привела Катю в городскую библиотеку, с тех пор девочка могла часами пропадать в этом прекрасном тихом месте со светлым читальным залом, где было столько интересных книжек и журналов! Больше всего Кате нравилось изучать большие жёлтые тома Детской энциклопедии, особенно посвящённые природе и животному миру.
    Как только наступили годы растаскивания страны, для Катиной семьи наступило, мягко говоря, нелёгкое время сведения концов с концами. Хотя самым тяжёлым наказанием для Катиных родителей было бы потерять уважение к себе, поддавшись массовому психозу коммерции, приспособлению к новой морали и новым ценностям. А воспитанная на советской литературной классике бабушка Маша вообще перестала понимать, что такое творится в обществе – ей это казалось массовым безумием и нелепым карнавалом из фильма ужасов, где всё перевёрнуто и извращено.
    Конечно, в любые самые тяжёлые и смутные времена, дети легко найдут себе интересные занятия. Да и как не найти, если на свете есть бумага, карандаши, ножницы, тряпочки, иголки с нитками и обычная проволока, которой всегда много вокруг любой стройки или стихийной свалки. Из такой проволоки Катя научилась делать каркасы для мягких игрушек, набитых старыми тряпками. Катя не только рисовала, мастерила игрушки и обшивала кукол.
    Больше всего Катя любила лепить из пластилина. Особенно забавными выходили у неё маленькие фигурки героев любимых сказок и мультиков. Разные мелкие детали их одежды Катя старалась делать разноцветными. Она ещё и лица умудрялась сделать в цвете – носы, уши, глаза и даже щёки, не говоря уж о волосах, она вылепляла розовыми, красными, синими. С особенным удовольствием Катя лепила гусар в высоких шапках. Видимо интерес к этому проснулся после просмотра фильма «Гусарская баллада». Позднее, уже в художественном училище, Катя ради заработка расписывала оловянных солдатиков и вспоминала своё детское увлечение гусарами.
    Однажды родители оставили маленькую Катю на целый день дома одну. Сшив носатого смешного муравьеда, Катя принялась пересматривать содержание книжного шкафа и извлекла оттуда альбом с репродукциями картин русских передвижников. Увидев репинского Ивана Грозного со своим истекающим кровью сыном, она испугалась и захлопнула книжку. Катя задумалась. Неужели один дядя так не любит другого, что осмелился убить его? Чего такого особенного они могли не поделить, если оба хорошо одеты и вовсе не похожи на голодающих бродяг? Катя вдруг вспомнила странную фразу, услышанную в автобусе от двух толстых тёток, перемывающих косточки своих общих знакомых: «Я этого болвана уже просто ненавижу! Убить готова! Даже иногда хочу, чтобы его вообще не было!»
    Некоторое время Катя боялась открыть книжку, чтобы не наткнуться на другие сцены кровавого насилия, а их бывает немало в альбомах по изобразительному искусству, особенно если они наполнены картинами на библейские темы. Детям нравится испытывать себя страшилками. И вскоре любопытство заставило Катю еще раз посмотреть ужасную сцену. Поборов страх, Катя задумала вылепить из пластилина грозного и злого царя на троне. Сделав царя с огромным кривым носом и толстым посохом-дубиной в руке, она решила создать ещё одного царя – доброго. Потом она слепила глупого царя с круглыми выпученными глазами и денежным мешком. За ним – тощего как скелет, похожего на Кощея Бессмертного – его длинная когтистая рука тянулась за хлебом. Лепя Кощею жёлтый батон хлеба, Катя хохотала.
    Когда родители вернулись домой, их ждала целая галерея царей на тронах. Увидев Кощея с батоном, мама не поняла юмора и обеспокоилась: «дочка, ты голодная?» На что Катя ещё больше рассмеялась.
    Когда Кате исполнилось восемь лет, мама отвела её в изостудию. Оценив коллекцию пластилиновых царей, преподаватель определил Катю в будущие скульпторы. На первом занятии он Катю и ещё одного мальчика (тот любил лепить рыцарей) усадил в сторонке и дал им большие куски сырой глины. Другим детям преподаватель соорудил нехитрый натюрморт из парафиновых овощей и фруктов, сам же отправился на крыльцо курить.
    Катя сначала растерялась – совсем не представляла, с какой стороны приступить к неведомому материалу. Она с удивлением смотрела, как мальчику ловко удаётся мять глину и вытягивать из поначалу бесформенной массы какое-то животное, видимо будущего коня. В то время, когда другие дети беззаботно болтали, вяло водя карандашами по бумаге, Катя готова была расплакаться – у неё с глиной совладать не получилось. А обратиться за помощью к угрюмому учителю Катя стеснялась. Да и неприятно было бы – от него сильно пахло табаком.
    Больше на глинолепку Катя не ходила – ей хватило первого и последнего общения с бестолковым учителем. Зато у неё появилось непреодолимое и чуть ли не страстное желание всё-таки освоить новый природный материал для творчества – без непутёвых преподавателей. Не прошло и года, как она самостоятельно почитала учебники, съездила с мамой на Гжельские карьеры, набрала ведро глины, и налепила новую коллекцию фигурок. Они вышли ещё интереснее пластилиновых, потому что были раскрашены красками и покрыты лаком.
    Для Кати это было ещё одно звено дороги по «златой цепи» – цепи страстных желаний. Их она упорно осуществляла одно за другим, то были желания разными способами помочь распуститься доброте и красоте. Благо Катю не баловали в детстве изобилием игрушек и развлечений – многое ей приходилось делать своими руками, а это приучает к упорству и сосредоточенности. Катины родители жили по правилу: «обслужи себя сам и не обижайся, если тебя не обслужат!»