Папин стул

Андрей Сливень Пендрагон
Как говаривал один гражданин: «Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот в темное время суток, когда силы зла царствуют безраздельно». Можно только повторить: держитесь подальше от иностранных музеев, если ваш рассудок дорог вам. Ведь что получается? Поехали вы, скажем, в Италию. Солнце там, апельсины… А вас в Ватикан, в музей – и на экскурсию. И все! Ваше ментальное здоровье – в анусе.

Для начала показывают вам кресло с дыркой и объясняют, что это - «Sella (или Sedes) Stercoraria» (навозное кресло), то есть кресло, при помощи которого кардиналы проверяли, на месте ли у будущего Папы кокушки. Оказывается, с IX века папам щупают яйцЫ! Ага! Так и представляю себе эту картину… Конклав длился несколько месяцев. Кого-то отравили, кого-то зарезали, кого-то подушкой… того… Но вот, избрали кого-то, садят на стульчик, и один кардинал лезет ему под стихарь, щупает так настороженно так, поражаясь, чего это вдруг Папа без труселей и вдруг… О, чудо! Нащупал! И кричит кардинал радостно и, вероятно, несколько изумленно: «Mas nobis dominus est!» («Наш господин — муж!»). По другой версии - «Habet duos testiculos et bene pendentes» («У него есть два яичка, они хорошо висят!»).

Зачем такие сложности, спросите вы, а экскурсовод выльет на вашу бедную голову ушат «информации» о «папессе Иоанне», легенда о которой идет в прочной связке с баснями о показанном вам стульчике. Мол, после того случая с «папессой» и стали проверять. А то, вдруг опять – баба? Пардон, мадам! Кардинал лезет рукой, в надежде пощупать Папины яички, и вдруг залазит немытыми пальцами в… ну, сами понимаете, молчу-молчу! Оттого, скажут вам, и термин «тест» происходит. От этого самого – от «testis», то есть «свидетели мужественности». Короче: тестировать – значит, проверять, на месте ли Папины тестикулы. Помните, мол, об этом, тестируя приобретенную бытовую технику!

Если же вы вдруг усомнитесь в легенде о папессе – на вас нападут и побьют сиськами оголтелые феминистки. Ибо миф о женщине, своими дарованиями посрамившей толпу мужиков в те темные века, правившей, но павшей от их рук – это нямка, которая поднята ими на щит уже давно и уверенно переваривается не первый век. Впрочем, нет, сиськами не побьют: нормальные феминистки оголтелостью не отличаются, а у оголтелых разве сиськи? Эх… не видали вы настоящих сисек…

Ну и, напоследок, как будто этого мало, скажут вам, что этот стул – уникален, спасу нет. Вот, мол, только у нас и только сегодня. Да, цена на экскурсию такая именно из-за этого. Эксклюзив, хуле. Это по итальянски, девушка, не обращайте внимания. А вы, проехавшись по солнечной Италии, а затем Франции (Лувр вот, например, располагает идентичным сооруженьицем) и Германии, явно, посетите не один музей. И кресел такого типа увидите больше…. Одного? Неееет, мил мои. По разным храмам муз их насчитывается гораздо больше.

А горькая правда, которую, други мои, далеко не все экскурсоводы объясняют посетителям, заключается в том, что все это - обычные унитазы.

Самое старое (и, наверное, единственное оригинальное) «навозное кресло» располагалось в сакристии (кладовке), в середине X века устроенной Иоанном XII в латеранской базилике, которую в начале X века восстановил еще Сергий III.
Ближе всего к легенде версия о том, что Папа восседал на «навозном кресле» на период проверки у него яичек. Но связано это было не с тем, что он может оказаться женщиной, а с тем, что, согласно Второзаконию (23:1), не может стать священником тот, у кого «раздавлены ядра или отрезан детородный член» (прости, Варис, прости…).

Впрочем, это требование относится не только к Папам, но и ко всем вообще священникам. Зачем же проверять только Папу? Да еще так… изысканно? И, наконец (о, каламбурчик, господа!) почему только в Латеранском соборе? Фигня в том, что у Папы есть и интронизация на пост епископа Рима и коронация (ее, впрочем, с полвека как не проводят). Так вот, короновали Пап по месту избрания, а интронизировали только в Латеранском соборе и, сами понимаете, проверять, есть ли причиндалы у гражданина, уже коронованного тиарой и ставшего Папой – как-то неприлично, что ли?... Ведь все версии мифа сходятся на том, что осматривают уже избранного Папу. Я уж не говорю, что дедушка всем известен, как облупленный, в возрасте, борода там, все такое. Но где логика? Если есть подозрения – вы его пощупайте ТАМ до избрания! Но нет… Видимо, только у Папы такая привилегия: чтоб ему кардиналы яички массировали.

А ведь нет НИ ОДНОГО документа курии, где эта процедура упоминалась бы и регламентировалась. Сведения о ней представлены лишь авторитетным агентством «ОСБС» («Одна средневековая бабка сказала»), и только с XV века, с Реформации. А уж надежность и политическая нейтральность хронистов – вопрос отдельный. Так вот, один из них запустил вирусную «инфу», другие подхватили, и вот – имеем, что имеем. И именно тогда мулька XIII века про «папессу Иоанну» (давно к тому времени опровергнутая историками), получает второе рождение и становится реальной занозой в заднице у папства. А к ней отыскивается такое шикарнейшее подтверждение, как «тестирование на «навозном кресле».

И все же даже хронисты, видимо, понимали, что врать надо в разумных пределах, поэтому скромненько так упоминали, что применялась процедура до 1513 года, аккурат до избрания Льва X. Типа, Папа Лев как рыкнет на кардинала: «Я викарий Господа, а ты мне яйца щупать!? Так, сожгите его кто-нибудь нахрен, да побыстрее!». Товарищ был серьезный, кардинал-мирянин Джованни де Медичи, ставший священником, а затем и епископом только после избрания Папой. Именно при нем началась Реформация и потекли нескончаемые потоки информационных фекалий в сторону папской курии. Почему же хронисты-пропагандисты, запустившие сплетню о «тестировании» решили на нем эту традицию «завершить»? А хрен его знает… Может, чтобы подчеркнуть, что Папа какой-то не такой, вот и яйца ему никто не щупал. Вдруг, евнух, или того хуже, баба? А может, просто, решили, что все прекрасно помнят, что новому папе ничего не проверяли, и решили не подставляться с явной дезой?

Короче: «Совпадение? Не думаю!».

Ну, о «папессе Иоанне» мы поговорим в следующий раз, это тема отдельная, большая и вкусная. Немножко лжи, чуть-чуть сплетен и пропаганды, большой пласт безграмотности и замещающей информацию фантазии.

А вот термин «тестес», «тестикулы» действительно обозначает «свидетели мужественности», иносказательно определяя эти самые штучки. Только вот доказательств того, какое отношение английский термин «тест» (проверка, испытание) имеет к яичкам, и имеет ли вообще – никто так и не предоставил. Так, созвучие, не более. При этом, наследники гордых латынян эту версию вообще отвергают: мол, яички – да, testicoli, а тест, или тестирование – prova, controllare, verificare. Вы что, ничего общего, как вы могли подумать? Фу, какая гадость… Если же вам вдруг станет интересно, как сюда вписывается понятие «тестамент» (завещание) – не вздумайте спрашивать вслух: у экскурсовода вылетят пробки.

По второй версии во время приготовления к мессе Папа сидел на «навозном кресле», пока хор исполнял 112 псалом с такими вот проникновенными словами: «Господь… из праха поднимет бедного, из навоза возвышает нищего». Символичненько то есть.
Так что наиболее далекой от легенды, но скорее сего, наиболее близкой к истине, является третья версия о том, что использовался стульчик по прямому назначению во время долгих церемоний (а Папы, скажу я вам, народ в возрасте, и организьмы у них слаааабые…). Дело в том, что по сути, это банальный, пшепрашем, сральник, ничем не отличающийся от аналогичных сооружений Древнего Рима и более поздних стульчаков и унитазов. Таких «кресел» по Риму было напихано немеряно. Вот, изволите ли видеть, идет новоизбранный Папа, устал, какать хочет, сел на стульчик, посидел, и пошел дальше, мессу служить. И всем хо-ро-шо! Ну, а народная молва, тем более в таком веселом городе, как Рим, сами понимаете, как это объяснила.

Так что насчет уникальности еще раз предупреждаю: не вздумайте спорить. А то знаю я вас… Дело в том, что в принципе, таких кресел тыщща. Сколько таких сидений по музеям Европы – никто не считал. И как их сосчитаешь? Сегодня его представят, как церемониальный стульчик для новоизбранного Папы, а завтра – как обычный, пардоньте муа, сральник. Хотя, чем дальше от Италии, тем откровеннее музейщики. Да, говорят, это стульчак императора Священной, знаете ли, Римской империи. Вот сюда садилась розовощекая царственная попка, а вот сюда проваливались, видите ли, светлейшие какушки. И никакой мифологии. Ну вот обидно прямо.