Подобных не будет!

Романова Татьяна Владимировна
  В мае, выезжая из Таллинна (в очередной раз была  в гостях у своей   хорошей знакомой),  решила сделать пересадку в Санкт - Петербурге - величайшем  Ленинграде.

  В годах восьмидесятых я жила месяц в нём: от работы посылали на курсы повышения квалификации.
Сколько  же было впечатлений! Ни одного вечера, ни одного выходного с коллегами  не сидели дома: были в Царском селе, в Петергофе, в Зимнем Дворце, на экскурсии ездили,посещали Соборы, музеи...

  "Город - сказка" - так мы его между собой называли. Сказать, что мы были околдованы - очарованы, значит, ничего не сказать: мы влюбились в этот город!

  Много лет прошло с тех пор, но заветная мечта  побывать в Ленинграде хотя бы ещё один  раз не покидала меня.

  Помог случай: поезд Москва - Таллинн стал ходить через Ленинград, и я решила: пора мечте сбыться!

  Моя  таллиннка посоветовала мне посетить Музей - квартиру А.С. Пушкина на Мойке, 12.
Конечно же, я сразу решила  обязательно в нём побывать.

  Никак  не могла подумать, что посещение Музея - квартиры А.С. Пушкина улучшит (казалось  бы, куда уж больше?!) моё отношение к поэту: ГЕНИЙ, И НЕТ ( уверена: и не будет!) ЕМУ ПОДОБНЫХ!

  При покупке  билета для посещения Музея-квартиры Пушкина  мне  предложили аудиогид*, так как экскурсовод  будет через три часа. Согласилась, конечно.

  Никак  не предполагала, что буду очарована нежным женским голосом  аудиогида, водившим  меня по комнатам музея, рассказывавшим  о подробностях жизни и последних днях - минутах  Александра Сергеевича, а также тем очарована, КАК было об этом  рассказано...
В паузах  звучала печальная музыка...

Интересен и печален был рассказ гида...
Два эпизода особенно  запали в душу.

 Две сестры жены   Натальи  стали жить в этой квартире вместе с семьёй поэта.
Он очень просил жену:
- Наташенька, прошу тебя, милая...   Мое мнение: семья должна быть одна под одной кровлей: муж, жена, дети, пока малы; родители, когда уже престарелы. А то хлопот не оберёшься, и семейного спокойствия не будет.

  И как же был прав Александр Сергеевич! Много  хлопот и неприятностей доставили сёстры поэту и его жене: а  причина одна - зависть. Зависть к Наталье,  очень любимой мужем, зависть, что у неё  есть дети, а у них жизнь не складывалась...

  Тяжёлым  для моей души  был и  рассказ о том, что поэт, мучаясь от страшной боли, старался стонать как можно тише, а  находившийся рядом врач сказал:
- Александр Сергеевич, Вы бы покричали, глядишь, и полегче стало бы...
И в ответ услышал:
- Нет, нельзя этого делать: Наташа услышит, разволнуется...

  Невозможно было сдержать слёз: знал поэт, что минуты его сочтены, а не о себе  беспокоился...

...По окончании экскурсии  долго сидела я  на скамейке перед памятником Великого Поэта, так рано навсегда ушедшего...
 
  ПОДОБНЫХ НЕ БУДЕТ!

* Аудиогид — фонограмма, используемая для самостоятельного знакомства с экспозицией музея, выставки, местностью, а также устройство для её воспроизведения.

Фотография моя.