Эрос и врачевание

Любовь Звездина
Эриксимах  продолжил разсуждения, отметив, что считает правильным разделение Эроса на две составляющие. Что Эрос проявляет себя во всех существах. Что бы почтить Эроса, я обращусь к врачебному искусству. Здоровое и больное тело различны между собой. Эрос в здоровом и больном теле разный. Павзаний рассказал, что добрым людям оказывать ласки хорошо, а развратным постыдно, так же и в отношении тела, хорошо ласкать здоровое тело, а  больное плохо. Врачебная наука является знанием любовных свойств тела к насыщению и опорожнению. Тот, кто различает хорошего и постыдного Эроса есть самый лучший врач, тот, кто производит подмены в делах эротических, вместо одного эроса помогает приобретать другого, или же когда его нет, а надобно, что бы он был или у имеющего Эроса может изгнать. Ибо нужно уметь делать так, чтобы самые враждебные начала в теле приходили в содружество и взаимно себя любили.
Начала же враждебные и противные, как холодное к теплому, горькое к сладкому, сухое к влажному и тому подобное. Умевший между такими противоположностями восстановлять любовь и согласие, родоначальник наш Асклетий, изобрел наше искусство. Врачебная наука управляется богом Эросом, ровно как и гимнастика и земледелие. Так же и в музыке, единое, разногласящее само с собою приходит в согласие как гармония лука и лиры. Гераклит говорит, что гармония проявляется из последовательности разногласящих звуков – высокого и низкого, производит искусство, так как из отдельных звуков гармонии быть не может, ведь гармония есть созвучие, а созвучие не возникает из отдельных разногласящих звуков. Пока нет согласия нет и гармонии, подобно этому, ритм происходит из быстрого и медленного начал, приходящих к согласию. Врачебное искусство подобно музыке, устанавливает любовь и взаимное единение. А музыка и есть знание любви  в виде гармонии и ритма, в которых нетрудно различить эротическое, хотя здесь нет и двух Эросов.  Хороший мастер правильно соединяет мелос и метр. Благонравные люди совершают благонравное, оказывая ласку и оберегая прекрасного Эроса музы небесной. А сын Полимнии – Эрос всенародный, к чему бы не допускался, каким бы удовольствием не пользовался, его невоздержанию не предаваться, равно как и в нашей науке, великое дело хорошо удовлетворять высоким поварским искусством, что бы наслаждаться предлагаемым удовольствием не подвергаясь болезни. И в музыке и во врачебной науке, и во всем ином человеческом и божественным, надобно различать и того и другого Эроса, так как они пребывают во всем, даже в смене времен года. Ведь теплое и холодное, сухое и влажное сочетаются в мудрой гармонии и благорастворении, принося плодородие и здоровье людям, животным и растениям, ничем не вредя им. В то время, когда над временами года владычествует Эрос невоздержимый, многое повреждается порчей и вредом, принося заразу, болезни и животным и растениям. От перевеса и несоразмерности тех любовных стремлений происходят инеи, грады, губительные росы. Об этом знает наука о течении звезд и циклах называемая астрономией.
Кроме того, все жертвы общения богов и людей случаются из-за сохранения Эроса и исцеления, потому, что в нем бывает  всякое нечестие, в котором не воздаются почести и уважение Эросу благонравному, а только другому, как относительно родителей живущих и умерших так и относительно богов. Поэтому предписано наблюдать за Эросами и врачевать, ради дружбы между богами и людьми,  так как различается, какая человеческая любовь стремится к законному, а какая к нечистивому.  Оба Эроса обладают силой, но тот, который упражняется в добре, мудрости и справедливости, как у нас, так и у богов – тот одарен силой величайшею, доставляет нам всякое благополучие и  порождает близость между нами и богами.
Выдержки из диалога Платона "Пир"