Чужой среди своих

Анастасия Павленко
Чужой среди своих,
или Дом раздора

«Они взломали ворота и двери моего дома, захватили его и теперь незаконно в нем проживают. Они вырубили и продали все тополя, зарезали мою птицу и устраивают праздники по поводу захвата моего дома…» Это не монолог из фильма о бандитах. До недавнего времени это суровое настоящее заслуженного учителя Узбекистана Эшкувата Холмурадова.
 
Прежде чем переходить к подробностям этого непростого дела, которое тянется уже больше года, отмечу, что ситуацию, в которую попал Э. Холмурадов, нельзя назвать частным случаем. Она ярко характеризует низкую правовую культуру наших граждан, чем пользуются разного рода проходимцы и сутяги. Красноречиво показывает она и подозрительное равнодушие ответственных лиц к нарушению законодательства страны и явной несправедливости, творящейся прямо перед их носом. Еще это тревожный симптом болезни нашего общества, которую можно назвать потерей человеческих, нравственных ориентиров. Ведь главными действующими лицами в этой истории являются близкие по крови люди – братья и сестры…

- Будучи пенсионером, в 2007 году я купил дом в селе Маданият махаллинского схода граждан «Чимбой» Пастдаргомского района, - рассказывает Э. Холмурадов. – В этом селе я когда-то родился, в нем живут мои сводные братья и сестры. Хотя я вырос в детском доме, но всегда мечтал жить рядом с родней, тем более природа здесь замечательная. А тут Бутун Хамидов, сторож в местной школе, где я год подрабатывал до выхода на пенсию, продавал свой дом…

По тем временам названная сумма - почти пять миллионов сумов - для сельчан была довольно крупной. Приобрести недостроенный дом за 312 минимальных зарплат желающих не нашлось. У Холмурадова же, владеющего в совершенстве несколькими иностранными языками и работающего гидом-переводчиком по всей Центральной Азии, кое-какие сбережения имелись.

Куплю-продажу совершили быстро, при свидетелях – местных жителях О. Хайдарове и Р. Пардаеве. Подпись в купчей поставила и мать Бутуна – Мисал-ая, которая еще помнила покойную маму самого Эшкувата, умершую вскоре после рождения сына. Документ, написанный от руки, зарегистрировали в сходе граждан «Чимбой», его заверил председатель Р. Бойбеков. Тогда же внесли изменения в архивную книгу схода граждан, так называемую «Темир китоб». Правда, когда все «завертелось», новый председатель МСГ «Чимбой» Ш. Мелиев стал отрицать данные действия и всюду предоставлять не весть откуда взявшиеся справки.

О заверении у нотариуса, государственной регистрации недвижимости, оформлении земельного кадастра, по словам Э. Холмурадова и Б. Хамидова, даже и не подумали, сельчане всегда так продавали свои дома и никаких проблем не возникало. Кстати, большинство жителей данного села до сих пор не имеет кадастровых документов на свою недвижимость, хотя исправно платят налоги. Беготню по инстанциям для оформления собственности они считают лишней тратой времени – на земле работы и без этого хватает. Но, как показал случай Холмурадова, подобная беспечность одних может стать искушением для других.
После продажи дома Бутун с семьей и матерью уехал в поселок Гагарин Джизакской области, где проживали остальные их родственники. Эшкуват-ака попросил мужа своей сводной сестры Гульсары временно присмотреть за домом, пока он будет работать с туристами.

 - В мае следующего года я начал реконструкцию дома, - продолжает Э. Холмурадов. – Мой сводный брат Фахриддин Мелиев вызвался помочь в этом деле. Я согласился, так как мне опять понадобилось уехать. Деньги на материал и за работу строителям оставил своему брату. Смету расходов до сих пор помню хорошо, как и то, что материал всегда закупался по завышенным ценам. На это я закрывал глаза.

В октябре того же года Эшкуват-ака приехал в родное село, обзавелся домашней птицей, привез из ферганского питомника саженцы черешни и гранатов. Однако его планам вплотную заняться хозяйством помешала лютая зима. Бытовые условия в селе, как известно, далеки от городских, поэтому Эшкуват-ака вернулся на зимовку в Самарканд, где проживают его жена и дочери. Посаженный сад весь вымерз, но Холмурадов следующей весной опять был на своей «фазенде», чтобы посадить вновь купленные саженцы плодовых деревьев и тополей, завести скотину. На время своих следующих отъездов он оставлял присматривать за хозяйством сводных братьев и племянников, доплачивая им, помогая в решении их насущных вопросов. Но этого оказалось мало: старший брат, который никогда не знал ласки и заботу отца и матери, выбившийся самостоятельно в люди, должен был оставить им еще и… этот дом.

- Когда я понял их потребительское отношение к себе, то порвал с ними всякую связь, - говорит Э. Холмурадов. – Разочарование было настолько сильным, что этот дом я решил переписать на сына своего соседа, который мне очень много помогал. Тогда-то и начались угрозы, рукоприкладства со стороны младших братьев и всяческий шантаж меня и соседей. Моя сводная родня требовала, чтобы я продал этот дом по цене десятилетней давности...

Кстати, позже в интервью на повышенных тонах председатель МСГ «Чимбой» Ш. Мелиев (сводный брат Э. Холмурадова), отлучки по работе и отсутствие постоянной прописки в селе Маданият поставил Эшкувату-ака в тяжелейшую вину, оправдывая тем самым действия захватчиков дома.

Когда Эшкуват-ака первый в селе стал делать кадастровые документы на недвижимость, то неожиданно объявились наследники. Ими оказались братья и сестры того самого Бутуна, который 10 лет назад продал дом. Удивительное «совпадение», но одним из наследников оказался Фарход - муж Дилором, другой сводной сестры Эшкувата...

- 28 января 2017 года ко мне в Гагарин приехали председатель схода граждан «Чимбой» Ш. Мелиев, адвокат Н. Сафаров и участковый из Пастдаргома Ш. Халилов, - рассказывает 78-летняя Мисал Хамидова. – У них на руках было якобы мое обращение в Виртуальную приемную Президента Республики, которое они должны были разобрать. В письме говорилось о том, что в 2007 году я оставила Э. Холмурадова в качестве сторожа своего дома, а теперь он не хочет его освобождать. Мы с Бутуном никак не могли понять, что от нас хотели те, кто написал эту клевету. Сын сразу письменно ответил, что никаких претензий к Холмурадову не имеет, так как сам продал ему дом. Потом я узнала, что это обращение написал сам адвокат Норкул Сафаров от моего имени.

По словам Мисал-ая, которая, кстати, не умеет ни читать, ни писать, дом, проданный Эшкувату, был построен в 2002 году своими силами на месте старого дома мужа, умершего аж в 1980 году. Никто из ее семерых детей, кроме старшего сына, не вкладывал средства в это строительство, у всех были свои семьи, дома, более того, они считали, что это обязанность исключительно Бутуна. Поэтому претензии о наследстве, по меньшей мере, возмутительны и противоречат законодательству РУз.
 
Спустя три дня после неудачного визита пастдаргомской «комиссии» к М. Хамидовой, дом Э. Холмурадова в селе Маданият попытались захватить.
- Это было что-то ужасное, - вспоминает Э. Холмурадов. – 17 человек во главе с Фахриддином ворвались в мой дом, я едва успел выбежать и стал звать на помощь. Но все соседи из страха молча стояли и смотрели, как они издевались надо мной. Я позвонил дочери в Самарканд, она связалась с ГОВД Джумы, спустя несколько часов к нам приехал участковый Ш. Халилов. Было далеко за полночь, когда захватчики разошлись по домам. Возмущает то, что участковый даже не составил акта о произошедшем.

Именно данное правонарушение со стороны должностного лица и развязало руки родственникам Э. Холмурадова. 16 мая 2017 года эта же группа людей в его отсутствие взломала замки, ворвалась в дом и стала бесчинствовать. В нечистоплотное дело была втянута и сама Мисал-ая, которую привезли в село Маданият.

- Меня просто запугали, - признается со слезами старая женщина. – Младший сын Фарход обманул меня, сказав, что он покупает у Эшкувата дом, и я должна присутствовать при этой сделке. Они забрали мой паспорт и полгода не отдавали. Меня держали взаперти, никуда не отпускали. Я хотела уехать, но невестка Дилором стала меня шантажировать, говоря, что если уеду, то Фарход подожжет дом, а сам повесится.

Эти детали стали известны позже. Когда автор этих строк в первый раз приехала в село, то Фарход Мелиев в грубой форме отказался что-либо говорить по поводу захвата дома. Соседи подтвердили слова Э. Холмурадова, но разводили руками, мол, бороться с новым председателем махалли и его семейством бесполезно, могут начаться проблемы из-за бесконечных кляуз в вышестоящие инстанции и сфабрикованных обвинений.

Да, мне на собственном опыте пришлось убедиться в бесцеремонности Ш. Мелиева, который по телефону стал обвинять меня в незаконном приезде в село для разбирательства дела Э. Холмурадова. По его словам, журналист, оказывается, должен все свои действия согласовать с хокимиятом района, махаллинским комитетом и другими чиновниками. Но вот на вопросы, почему село не благоустроено, отвратительные дороги, а само здание махаллинского комитета в плачевном состоянии – не ответил, бросив трубку.

На суде, который состоялся 5 сентября 2017 года, Мисал Хамидова, от чьего имени по подложным документам был подан иск на Холмурадова, наконец, поняла все, что от нее хотели, и пришла в ужас. Она рассказала всю правду судье, просила прилюдно прощение у Эшкувата за своих детей. Тем не менее, судья по гражданским делам Ж. Каримов не признал дом за Э. Холмурадовым, оставив право собственности за Мисал Хамидовой.

- Решение суда стало для меня шоком, - рассказывает Э. Холмурадов. – Как?! Ведь судья сам слышал признания старой женщины и ее сына, которые отказывались от дома в мою пользу. Возмутило и то, что Ж. Каримов сначала в устной форме объявил о признании дома за Бутуном, который должен был оформить кадастровые документы на свое имя. Когда же с запозданием нам выдали решение суда на бумаге, то в нем единственным собственником стояла Мисал-ая…

Пока Э. Холмурадов направлял жалобы в Виртуальную приемную Президента и другие инстанции, в Маданияте захватчики дома стали праздновать победу. Тут еще и первый заместитель председателя Совета по координации деятельности органов самоуправления граждан Пастдаргомского района Низом Алиев «подсобил», доверив разбирать жалобу заслуженного учителя республики заинтересованному лицу, то есть самому Шухрату Мелиеву. Последний, естественно, факты, описанные Холмурадовым, не подтвердил. Н. Алиев же в телефонном разговоре официально уведомил меня, что по решению суда дом принадлежит Мисал Хамидовой, а Шухрат Мелиев чуть ли не примерный аксакал. Только почему этот «примерный аксакал» исполняет свои обязанности при наличии судимости за растрату денежных пособий, полагающихся малообеспеченным семьям?..

Статья, подготовленная полтора месяца назад, должна была заканчиваться примерно этими словами. Но, к счастью, закон и справедливость все же существуют в нашем мире. Так, Самаркандский областной суд по гражданским делам, который состоялся 20 февраля этого года под председательством Ш. Турдалиева, вынес решение об отмене решения горсуда от 5 декабря 2017 года, признал дом в селе Маданият за Э. Холмуродовым. Также суд постановил государственному предприятию  по земельным ресурсам и государственному кадастру Пастдаргомского района  зарегистрировать дом на имя Э. Холмуродова.
Безусловно, это можно назвать победой, но хотелось бы, чтоб организаторы и соучастники подобного беспредела, подрывающего веру людей в закон и само государство, все же понесли заслуженное наказание, а не только порицание общества.