Донецкая твердыня

Николай Жуков 3
      В канун дня Шахтера в сквере у дворца культуры имени Тараса Шевченко, что в Донецке на поселке Северный, собирались крепкие мускулистые мужчины. Они  жали друг другу руки, обнимались с радостными улыбками на глазах. Почти сорок лет назад в спортивном зале шахты «Панфиловская» их собрал и объединил тогда еще начинающий молодой, но в будущем известный донецкий тренер по классической борьбе. Сотни ребят из шахтерских семей прошли через горнило борцовской закалки. На тренировках Николай Максимович учил ребят не только технике и тактике, развивая  гибкость, силу, ловкость и выносливость,   но еще и законам жизни, правильному ее образу, любви к Родине, стремлению стать ее защитником, а еще учил тренер настоящей мужской дружбе, коллективизму и борцовскому братству.   
      Войдя в свой родной зал спустя многие годы, борцы-ветераны почувствовали его неповторимый запах, ощутили пространство, наполненное когда-то высокими нагрузками, стрессами, переживаниями, аффектами, устремлениями и мечтами о спортивных победах и достижениях. Друзья вспоминали интересные  эпизоды из борцовской жизни, с юмором  рассказывали о былых правилах и законах родной секции. Вспоминали, как наш любимый тренер привлекал всех без исключения борцов-мальчишек к участию в занятиях и соревнованиях не только по борьбе, но и по футболу, легкой атлетике, ГТО (комплекс «Готов к труду и обороне»), лыжных забегах, спортивных праздниках, посвященных Дню Шахтера. На встрече Николай Максимович по-отечески внимательно выслушивал наши  рассказы. Узнал о том, что все ребята достойно отслужили в армии и на флоте. Не коснулись их ни  казарменная дедовщина, не тяготы и лишения службы , не отрыв от родных и близких. Одни из борцов многие годы отработали в шахтерском  забое, другие стали производственными руководителями, третьи посвятили себя службе в Вооруженных силах. Но все стали настоящими людьми.
       Наши парни добивались званий чемпионов и призеров Украины, Всесоюзных и республиканских турниров. Неоднократно команда борцов-классиков шахты «Панфиловская» становилась лучшей в нашем Куйбышевском районе, во всем миллионном Донецке и даже в области. Все ребята отлично помнят, с каким вниманием   тренер  относился  к их нуждам и чаяниям, никогда не унижал их личного достоинства,   помогал мудрым советом и добрым словом, сочетая все это с разумной требовательностью и строгостью.  Именно  поэтому мы любили его, как родного отца.
Вспомнили и тех, кто уже никогда не войдет в зал, не выйдет на борцовский ковер, и не сможет прийти на встречу друзей. Единогласно на эмоциях приняли решение организовывать встречи ветеранов ежегодно.
      Наступил вечер, пришло время прощания, обмена адресами и номерами телефонов, и как будто не было тех многих  лет разлуки.  Не смотря на расстояния и государственные границы,  мы поняли, что остались единой дружной командой борцов, созданной нашим замечательным тренером, который направил вектор нашей жизни в нужном направлении. Хотелось снова взяться за плечи и спеть замечательную песню Людмилы Пахмутовой о команде молодости нашей, команде без которой нам не жить!
                Послесловие.
       Но пока мечтам моих друзей сбыться не суждено! Надеюсь, что пока!  Уже два года, как на Донбассе идет гражданская война, карательные отряды украинских олигархов, части национальной гвардии и вооруженных сил Украины стремятся раздавить молодые республики Донбасса, покарать его непокорных жителей. В городах и селах рвутся снаряды и мины, смертоносные осколки убивают мирных жителей. Не обошло горе и моих земляков. Так поселки Северный и Октябрьский,  15-й участок постоянно подвержены бомбардировкам со стороны «героической» украинской армии. Но гибнут не только ополченцы ДНР,но и  мирные жители – женщины, старики и дети!  Бывает, когда в нашем доме культуры жителям выдают гуманитарную помощь.  Тогда даже бомбежка не способна напугать, стоящих в живой очереди людей. Они не разбегаются и не расходятся, а только сильнее прижимаются друг к другу, страх отсутствует, он давно ушел на задний план! Однажды снаряды национальной гвардии накрыли небольшой стадион, что у шестьдесят третьей школы. Тогда под смертельные осколки попали простые мальчишки  школьники. Погибли и получили ранения  ни в чем не повинные дети. Возможно, что среди них были и дети моих друзей…
       Возле дома моей сестры летом четырнадцатого года, упала мина, взрывной волной выбило окна в квартире,  ее сын Саша, чудом остался жив, и только потому, что вышел перекусить на кухню. А  мужчину из соседней квартиры посекло осколками стекла, он потерял много крови, остался жив только потому, что хватило сил выползти на лестничную площадку, где помогли соседи. В ночь на Старый Новый год пятнадцатого, снаряд из большой гаубицы взорвался в пятидесяти метрах от моего родного дома! Взрывная волна высадила ажурные рамы на кухне, к счастью моя восьмидесятилетняя мама на костылях вышла в спальню, и только это спасло ее от гибели! На соседних улицах из-за обстрелов сгорают дома мирных дончан, гибнут люди, большинство из которых дети. Поселок Октябрьский превратился во фронтовой Сталинград. Из сорока тысяч жителей в нем осталось несколько сотен. В большинстве случаев это люди, которым просто некуда выехать! Из совхоза Пески на его улицы стремятся прорваться, то нацгвардейцы, то ВСУшники, то правосеки,  зачастую выполняющие роль заградотрядов. Но всех их постоянно останавливает стена ответного огня, а тем немногим,  которым удается прорваться, не везет в уличных боях – их встречают защитники  Донецка.
        Вспоминаю, как в детстве отец привозил меня к донецкому аэропорту. И я с затаенным сердцем наблюдал за взлетающими самолетами. Зимой 2014 года я был вынужден прилететь в Донецк на его похороны. Новый только что отстроенный к «Евро-12» аэропорт имени Прокофьева,  встретил меня замечательной взлетной полосой, современными корпусами, украинскими пограничниками и таможенниками. Сегодня от одной из лучших авиагаваней Европы остались одни руины, густо политые кровью его защитников, которые продолжают защищаться, подвергаясь постоянным обстрелам хунтарей. От снарядов и кассетных бомб разрушен вновь построенный поблизости Божий Храм, снесено с лица земли новое кладбище. Могила моего отца находится на старом кладбище, рядом с захоронением героев-шахтеров, которые после Великой Отечественной войны погибли,  извлекая снаряды из шурфа разрушенной немцами шахты. Прошло  годы, но до сих пор, мы не можем установить ему памятник, идет война! Прошли годы с той поры, когда те, которые привели к стенам Донецка и Луганска киевских карателей, стали бессильными, что-либо  сделать. Военные преступники топчутся на одном месте. Проявлять героизм не дано людям, согнанным на фронт под свист американских стеков! Для того, чтобы сохранять напряженность на Донбассе, каратели продолжают расстреливать мирные дома моих земляков. Но армии, не имеющие боевого духа не способны побеждать. И напротив,   те люди, которые стоят за свою Родину и свою землю – непобедимы! Уверен, что среди стоящих насмерть жителей Донецка и Луганска – немало тех, кто получил боевую закалку в спортивной когорте и на борцовском ковре. Пройдет время, когда вновь расцветет миллион  роз на клумбах моего родного города, и вновь соберутся крепкие мужчины с мускулистыми руками, и вспомнят свою борцовскую школу, воспитавшую многих достойных людей, которым стала не безразличной судьба своей Родины.
          В Третьяковской галерее есть известная картина русского художника Васнецова «Три богатыря». Существует много сказок, историй и даже анекдотов по поводу ее героев, но мало кто знает, что нарисованы русские богатыри на фоне кургана, который народная молва называет Саур-Могилой. В годы Великой Отечественной, там проходил Миус-Фронт, где немцы пытались  остановить наступление советских войск после Сталинграда. Летом 2014-го, здесь были остановлены войска киевской хунты. Последние защитники высоты были вынуждены вызвать огонь на себя, но Саур-Могила  врагу не сдалась!
          Внимательно всматриваются витязи вдаль. Взгляды их спокойны и  уверенны в своей правоте, своем  преимуществе над врагами земли русской. Это та самая уверенность, которая помогла нашим предкам сохранить свою национальную идентичность и  независимость, это та самая  гордость за свою историю и свой народ! Та самая, которая передается русским на генетическом уровне из поколения в поколение. А крепкие руки, сжимающие средневековое оружие, были  натренированы в упорной борьбе, имя которой жизнь и история!