Мой лучший друг умер

Вп Бондарев
 Жизнь наша непредсказуема, увы, но мы не просто смертны, но, как писал Булгаков, внезапно смертны. Полтора года назад, за несколько дней до нашей встречи за границей на отдыхе, внезапно заболел мой друг Женя.
Мы договаривались об этой встрече задолго до нее. Она была важна для нас обоих по многим причинам. Для меня важна, потому что я не только хотел показать другу полюбившуюся мне другую страну, но, главное,  потому что хотел поговорить о  том, что накопилось за последние годы в душе. Разговор планировался с моей стороны долгий и обстоятельный, может быть первый за многие годы, необходимый для меня тем, что в нем я хотел рассказать про всю мою жизнь, разную и весьма непростую. Он об этом не знал, но я думаю, что и у него немало накопилось того, чем можно поделиться с лучшим другом. Конечно, мы знали почти все друг о друге, общались периодически, рассказывали о том, что происходило с нами и нашими близкими, но все- таки, в этом было что-то не то. Когда  встречаешься с другом, пусть даже и на несколько часов, разговариваешь по телефону, то ты  обмениваешься информацией, так сказать, «ближайшего боя». Тем, что произошло недавно, что беспокоит или волнует сейчас и это вполне естественно. Но нам всем, хотя бы иногда, надо поговорить с кем-то из родных и близких тебе людей о том, что накопилось за многие годы. Рассказать еще и потому, чтобы самому лучше понять свои поступки, решения, планы на будущее. В этом повествовании, проговоре, всего того, что наболело, накипело в душе, ты можешь и сам лучше понять себя, да и услышать точку зрения на твои поступки человека, знающего тебя долгие годы, тоже крайне важно и полезно. Он для тебя, как зеркало, причем зеркало души. Да и ты для него. Для такого разговора в качестве собеседника подойдет далеко не каждый. Здесь очень многое должно сойтись. И взгляды на жизнь, убеждения, интересы, уровень культуры и еще очень многое. Причем необязательно на все вокруг смотреть одинаково. Главное, по-моему, верить друг другу, желать добра и никогда и ничему не завидовать. Такие отношения складываются не сразу и далеко не со всеми людьми.
 Почему? Это загадка, но такие люди есть и их надо искать, тогда обязательно когда - нибудь найдешь. Мы с Женей нашли друг друга много лет назад. Мы вместе учились в институте, а потом сложившиеся дружеские отношения продолжились. Судьба развела нас на 20 лет, но мы случайно встретились и уже дружили до конца, до его ухода. Последние полтора года он болел очень тяжело, боролся со смертью, зная, что уже не выздоровеет, мы встречались, говорили о разном, я поддерживал его, как мог, но что-то недосказанное так и осталось. Ему в это время было уже так плохо, что грузить его своими проблемами было с моей стороны  просто неверно, негуманно.
Теперь осталась память о нем, человеке, с которым можно было поделиться самым сокровенным, зная, что  он тебя не просто услышит, что тоже важно, но и поймет, как себя! Примет твою боль, как свою, проживет ее с тобой, а может и подскажет какое-то решение, которое тебе не приходило в голову. Порадуется за тебя, как за себя.
Несколько дней назад, на его похоронах, я понял, то ушел не просто мой друг, вместе с ним ушла часть меня, то внутреннее «зеркало», отражающее и мою боль и мою радость, отражающее честно и бескорыстно.
Что ж, теперь надо учиться жить без него.