Баба Катя Белкина

Наталья Наринян
У меня было очень много бабушек в детстве, юности, и даже в зрелом возрасте.
Среди них была и бабушка Катя - Екатерина Васильевна Белкина.
Её девичья фамилия - Сандрунова. В первом недолгом браке - Горбатенко. А во втором (также краткосрочном) - Белкина.
Она родилась в городе Старый Оскол Белгородской области 16 ноября 1904 г. на ул. Колхозная Стрелецкой слободы.
Бабушка Катя была для меня очень-очень дальней родственницей (причём, с двух разных дальних сторон).
Мать Екатерины - Прасковья Яковлевна Горбатенко - двоюродная сестра моего прапрадедушки Михаила Дмитриевича Горбатенко. Отец - Сандрунов Василий Кузьмич.
Получается, что мне Екатерина Васильевна - троюродная прабабушка. И одновременно 1-я жена дяди моего деда Василия Матвеевича Горбатенко.
В начале Екатерина вышла замуж за Гаврюню - за своего троюродного брата - Гаврилу Михайловича Горбатенко (брата моего прадедушки - Матвея Михайловича Горбатенко).

По её рассказам, после неудачного первого брака со своим дальним родственником она в Москве второй раз вышла замуж за Михаила Белкина. (Имя супруга бабы Кати Белкиной почти никто уже не помнит. Примерно такое.)
Для моей мамы Екатерина Васильевна - троюродная бабушка.
Сама Екатерина Васильевна Белкина в Москве работала, в основном, в буфетах разных учреждений. Один из таких буфетов был при одном Институте, недалеко от м. Октябрьская. Это было примерно в 1967 - 70 гг.
Моя мама по делам приезжала к ней в тот Институт. Говорит, что сразу за Институтом находился Нескучный Сад и Парк Горького...
Как она рассказывала (по секрету!) своим закадычным подругам (сёстрам моего деда), после неудачного прерывания беременности (от Горбатенко), детей у неё не получалось более родить. И поэтому Белкин её бросил, найдя более привлекательную (и вероятно близкую по духу) женщину. А Екатерина ещё долгое время страдала от разлуки, и даже пыталась следить за своим бывшим супругом.
Жить в Москве ей было негде. И её приютила сестра Михаила Белкина - Татьяна.
Катерина и Татьяна очень долго жили вместе в одной квартире. А летом вместе ездили в Старый Оскол к моим бабушкам.
В Москве Баба Катя любила приезжать в гости к Зое (сестре моего деда), где мы все вместе часто любили поиграть в лото или в карты. Играли, в основном, взрослые.
Тогда Зоя жила на Нагорной. А мы - в Чертаново.
Когда я была маленькая с бабушками в Старом Осколе, Баба Катя частенько в письмах к бабушкам из Москвы присылала специально для меня красивые картинки (тогда это было редкостью).
Она присматривала за мной (школьницей) дней десять, когда все уехали на похороны моего деда Василия Матвеевича Горбатенко.
Потом встречались реже.
Когда я в юности ей позвонила, пытаясь спросить о родственниках, баба Катя очень настороженно и испуганно стала меня выспрашивать, кто мне поручил это.
"Это в школе просили узнать?" - неожиданно для меня строго и недобро спрашивала Екатерина Васильевна.
Так я лично от неё ничего не узнала, потому что она не позволила мне по телефону задавать вопросы о её родственниках.
А я просто хотела записать, кто и что помнит. И мне тогда было невдомёк, что раньше люди этого выспрашивания очень сильно боялись по разным причинам.
Но вот Зоя же мне всё рассказала тогда о её в прошлом многочисленной семье, о большом количестве своих братьев и сестёр... Она была на тот момент всего одна из живущих... Глаза были наполнены слезами...


Вместе с Татьяной Екатерина Васильевна жила на ул. Большая Грузинская, м. Белорусский вокзал.
Последнее время - уже одна, недалеко от м. Авиационная.

...

На обеих фотокарточках Екатерина Васильевна Белкина вторая слева.

Умерла она 1 апреля 1988 г. в Москве. Похоронена после кремации на Преображенском кладбище.
Я и моя мама так ни разу её не навестили...
Было мало времени. Я училась и работала. До её ухода мы уже почти совсем не общались.
А баба Катя общалась в конце своей жизни с Зоей и с детьми своего родного брата Климом и Надей (которые также жили в Москве).

А Зоя бабу Катю почему-то иногда называла "Отец"...)

Так много схожих судеб... Так много одинаковых фамилий...
Так много недалеко отстоящих друг от друга городов...
И много похожих образов...

Стремление многих - крупные столичные города. Чтобы устроиться в жизни, получить образование, заниматься интересным делом... А может просто найти работу, чтобы выжить...

Но так страшно было когда-то признаться, что ты - жена врага народа...
Оказаться в специальных лагерях для таких жён... репрессированных ни в чём не повинных людей... Сталинские времена...

А ещё страшнее, наверное в то жестокое время, было понимать, что твои дети рядом с тобой ничего не достигнут в жизни и обречены на нищету...


p.s.

Позднее у меня появилось предположение, что, возможно, у Екатерины Васильевны и её мужа Белкина мог быть ребёнок. И этот ребёнок в той непростой ситуации мог остаться с отцом. Ведь мать являлась приезжей провинциалкой без жилья, без образования.

Возможно, так и было (но нет никаких доказательств), и Екатерине было бы стыдно рассказать своим родственникам о факте разлучения с ребёнком. Это позорно.
Возможно, это был сын.

Да и второго супруга Екатерины могли звать не Михаил, а как-то иначе. Но никто уже ничего не помнит.