Социальное государство в Германии

Аникеев Александр Борисович
     Футбольный матч Россия - Германия, немцы выигрывают.
     Зритель-старик сокрушается:
     - Ну что же вы, сынки! Уж мы-то их и в Сталинграде, и под Курском, и в самом Берлине били!
     Сосед по скамейке:
     - У вас, отец, был другой тренер...



     Согласно одному из определений - «социальное государство» это государственная социально-экономическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ и предоставленных услуг достойно его общественно необходимого труда на основе приемственности поколений. Теория «социального государства» предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются при помощи государственного регулирования экономики путём более пропорционального перераспределения как трудовых ресурсов, так и средств для жизни при соответствующей социальной и налоговой политике для более рационального перераспределения финансовых и материальных ресурсов.

     Стремление к «социальному государству» характерно для социал-демократических партий ряда государств, в которых партийно-парламентарное устройсто позволило партиям с социально-прогрессивной программой стать правящими. Упоминания о «социальном государстве» содержатся в Конституциях ряда зарубежных стран, как то: Германии (с 1949 г.), Франции (с 1958 г.), Швейцарии (с 1972 г.), Греции (с 1973 г.) и т.д. В 90-е данный процесс затронул и ряд других государств, включая Российскую Федерацию (с 1993 г.). В настоящее время большинство развитых стран в той или иной степени являются социальными государствами, но чаще это только декларируется, но законы общества часто не гарантируют даже социально-бытовые условия для трудящихся по количеству и квалификации труда.

     Для более подробного знакомства с описываемой концепцией, обратимся к истории. Понятие «Социальное государство» было впервые употреблено в 1850 г. знаменитым экономистом Лоренцом фон Штейном (1815 - 1890). Ученый полагал, что идея социального государства заключается в развитии равноправия и соответствующих прав и свобод граждан, в поднятии низших, обездоленных классов до среднего уровня путём развития экономики в производстве средств для жизни, что государство должно «осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, чтобы развитие одного было условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве». Идеи социальных реформ Л. Штейна, а также некоторых его последователей и оппонентов (например, А. Вагнера), нашли поддержку среди различных организаций немецкого рабочего движения, и практически сразу после появления этих идей была сделана первая попытка осуществления некоторых социальных реформ в Германии. В 1883 году было введено пособие по безработице, в 1884 году – страхование от несчастных случаев, в 1889 году – элементы пенсионного обеспечения трудящихся. Примеру Германии в начале XX века последовали Швеция, Великобритания и Италия, в которых также были введены аналогичные социальные гарантии.

     В дальнейшем, на протяжении XX века, Германия была своего рода лидером, в практике формирования моделей «Социального государства», так отдельные моменты, последнего были видны уже во времена «Веймарской республики», а наиболее полно практическое развитие этих идей началось с 1949 года. Однако о становлении и развитии «Социального государства» в Германии, мы поговорим в дальнейшем нашем изложении. Сейчас нам важно то, что опыту Германии последовали другие страны. Мощный толчок для этого дали «Великая депрессия» и Вторая мировая война и как следствие в 50-е годы в Швеции, Германии, Великобритании и других странах Европы к власти пришли социал-демократы, которые стали реализовывать концепции «социального государства» на практике.

     Расцвет социального государства в ХХ веке совпадает со структурным совершенствованием общества и государства, а главной сферой регулирования взаимодействия государства и общества является установление оптимального пропорционального соотношения между производством и распределением, между трудом и потреблением. Наиболее полно концепция «социального государства» была реализована в условиях Канады, Голландии, Новой Зеландии, а также Швеции и Финляндии.

     Если резюмировать мнения зарубежных и российских ученых, а также практику закрепления принципа «социального государства» в Конституциях большинства современных стран, то можно прийти к выводу, что социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности и социальных гарантий для всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и национальной солидарности разных слоёв общества. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества.

     В то же время «социальное государство» не есть устоявшаяся, статичная модель, а развивающаяся система, а значит, имеет свои внутренние разногласия и противоречия. Отражением этих противоречий и проблем стала широкая дискуссия о некотором кризисе социального государства в последнее время и о его будущем, развернувшаяся в зарубежной прессе и научной литературе в 80-90-е годы. Практической базой для теоретических дискуссий стали следующие исторические реалии: разрушение системы «Варшавского договора», как следствие крушение некоторых социальных систем в странах Восточной Европы; объединение ГДР и ФРГ, что привело к экономическим сложностям вызванных «освоением» правительством ФРГ новых «восточных» земель; расширение Европейского союза. Все эти сдвиги обнажили всю сложность взаимодействия государственных структур и общества и выявили главное противоречие «социального государства». Эти противоречия между расширяющейся социальной политикой и экономическим ростом, экономическими трудностями и необходимостью финансирования социальных программ на капиталистической основе, стали основой противоречия самой основы социального государства

     Кроме этой, основополагающей проблемы, представляют определённую значимость следующее:

- конфликт между личностью и государством, который проявляется в том, что, с одной стороны, жители хотят, чтобы государство знало об их проблемах и имело возможность осуществлять политику обеспечения благосостояния и поддержки, а с другой, - стремятся воспрепятствовать государству владеть информацией о их доходах;

- бюрократизация аппарата, который должен заниматься социальной поддержкой населения, что ведет к снижению оперативности в обеспечении населения средствами для жизни достойно труда на рабочем месте в экономике страны.

     В целом все эти проблемы показали, что модели «социального государства» нуждаются в серьезных корректировках, преобразованиях и совершенствовании. В то же время большинство экономистов и политологов, и, что ещё важнее, практикующих политиков, считают что модель «социального государства» исторически ещё не исчерпала свои плюсы, так как ещё ни в одном государстве эта концепция не была полностью реализована.

     Таким образом, если резюмировать мнения ученых, а также практику закрепления принципа «социального государства» в Основных законах общества, то можно прийти к выводу, о том, что социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности посредством активной деятельности государства по регулированию социально-экономической жизни граждан этого общества.

      «Социальное государство», не есть устоявшаяся, статичная модель, а развивающаяся система, а значит, имеет свои внутренние противоречия, которые требуют своего решения. К основным проблемам и конфликтам социального государства, которые проявились в 80-90-е гг. XX века, относят: противоречие между расширяющейся социальной политикой и экономическим ростом, экономическими трудностями и необходимостью финансирования социальных затрат; конфликт между личностью и государством; а также тенденции к бюрократизации аппарата, который занимается социальной поддержкой населения. В целом все эти проблемы показали, что модели «социального государства» нуждаются в серьезных корректировках.

     Для подтверждения этого ознакомимся подробнее с процессом становления и развития «Социального государства» в Германии.  Как уже было отмечено выше, именно в Германии, в середине XIX века, оформились понятие и идея «социального государства» и эта модель имеет свою историю.. Сильное давление со стороны растущего влияния разных политических партий трудящихся в пользу улучшения их социально-экономического положения сочеталось в Германии с традицией реформ сверху из-за частого недовольства трудящихся своей жизнью. В результате во второй половине XIX - начале ХХ века в стране был выработан и законодательно закреплен ряд мер государственного и общественного характера по защите социальных интересов низших слоём общества, которые были заняты малопроизводительным трудом. Также в 1871 году было введено пособие по безработице, в 1884 году – страхование от несчастных случаев, в 1889 году – элементы пенсионного обеспечения трудящихся. В 1910 году было введено обязательное пенсионное страхование.

    Что касается советского государства, то Сталин всю экономику советской России поставил на капиталистические товарно-рыночные рельсы, чтобы как можно больше произвести и продать для получения прибыли, на которую покупал станки и оборудование для заводов военной промышленности в Гулаге, а не для того, чтобы накормить людей и обеспечить всех трудящихся нормальными социально-бытовыми условиями по количеству и квалификации своего созидательного труда и для защиты от посягательств кого-либо на свободу жить по справедливым социалистическим законам. Поэтому почти до июня 1941 года гнал эшелоны с хлебом в индустриально развитую фашистскую Германию, которая вместе с завоёванной Европой и союзной Японией готовила самое совершенное оружие для борьбы с большевистской Россией.

     Но США и Англия были против немецкого фашизма и вместе с Россией освободили от него Европу и вместе стали строить свои демократические государства социальной направленности, объявив холодную войну сталинскому большевистскому режиму, понимая, что в СССР была только видимость социальной направленности, которая прикрывалась "диктатурой пролетариата" с некоторыми социальными льготами для передовиков производства и партийной сталинской номенклатуры, а сельский и промышленный пролетариат имел за труд минимальную зарплату только чтобы прокормиться и одеться, не имея никаких гарантий даже на нормальное жильё с водопроводом и отоплением.

     После революции 1918 года, поражения в первой мировой войне, ряду экономических и социальных потрясений 20-х годов XX века, Германия, тем не менее, не оставляла своих идей по развитию социального государства. Именно в «Веймарской республике» (1919-1933 гг.) были созданы определенные институты социальной политики. Даже в период с 1933 по 1945 гг. идеи «социального государства» в Германии не были забыты и в той или иной мере требовали своего развития, правда, уже за счёт труда других народов.

     Начиная с 1949 года в послевоенной Германии на конституционном уровне произошло возвращение к идее и ценностям мирного социального государства. Этот процесс тесно связан с именем Людвига Эрхарта, которого по настоящее время называют «отцом германского экономического чуда» и «автором модели социальной рыночной экономики».

     В 1949 году Германия была провозглашена «демократическим и социальным федеративным государством (статья 20 Конституции 1949 года), а в 28 статье было записано, что “Конституционное устройство в землях должно соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства в духе настоящего Основного закона».

     В это же время происходит становление системы «социального государства» - определенных служб, учреждений, а также нормативно-правовой базы в отношениях производства и потребления. В дальнейшем, в практике формирования моделей «социального государства», ФРГ была своего рода мировым лидером.

     Основные положения социальной политики в Германии, во второй половине XX века можно свести к следующим пунктам:

- социальная политика германского государства базируется на закрепленных конституционно статусе, функциях и ответственности человека перед самим собой и государством, а государства перед человеком и перед обществом в целом;

- социальная работа в Германии есть один из целевых инструментов социальной политики, к числу которых относится договор социального страхования по социальному обеспечению при зависимости труда и потребления средств для жизни, а при содержательном финансовом балансе эти инструменты социальной политики обеспечивают выполнение функций социального государства;

- к ряду приоритетных направлений социальной работы в Германии относятся: обязательное медицинское страхование, система социального страхования, пенсионная система, социальная жилищная программа, меры активной и пассивной поддержки безработных и т.д.;

- носителями социальной работы как вида деятельности в соответствии с законодательством, являются как государственные, так и негосударственные организации, а также частные лица.

- сложившаяся система обеспечивается и контролируется непосредственным участием граждан в обсуждении, проектировании и принятии важнейших социальных решений.

     В целом можно утверждать, что механизмы социальной политики и социальной работы в Германии соединили финансовыми и имущественными отношениями представителей государственных и негосударственных социальных организаций. Вследствие этого соединения развитие идеологии социальной политики и ее финансового и материального обеспечения лоббировались (и лоббируются до сих пор), многочисленными социальными организациями, ведущими политическими партиями, объединениями общественных организаций, как средство укрепления социального благополучия немецкого общества.

     Однако, как уже говорилось ранее, «социальное государство», не есть устоявшаяся, статичная модель, а развивающаяся система, а значит, имеет свои внутренние противоречия. К основным противоречиям, которые проявились в Германии в 80-е – 90-е годы XX века, можно отнести противоречие между расширяющейся социальной политикой и экономическим ростом, экономическими трудностями и необходимостью финансирования социальных затрат. Данное противоречие, с особой силой, обострилось в 80-е годы XX века.

     Социальные расходы, в этот период, становятся самой крупной статьей государственных расходов, доходя до 60% бюджета. Повышение цены на нефть привело к подорожанию всех товаров и услуг. Главной экономической проблемой становится инфляция. В 80-е годы повсеместно начало утверждаться мнение, будто инфляция стала итогом чрезмерных расходов на социальные нужды. Социальное государство начали откровенно критиковать (со стороны т.н. «неолибералистов»), называя «анонимным государством жизнеобеспечения …которое парализует собственную инициативу и готовность за себя и остальных нести ответственность». В результате кризиса 80-х возникли сомнения в устойчивости модели «социального государства», что потребовало вести поиск решения для преодоления этого кризиса.

     Ситуация еще более ухудшилась с объединением ФРГ и ГДР, что привело к экономическим сложностям вызванных «освоением» правительством ФРГ новых «восточных» земель и вызвало к жизни затяжные дискуссии о реформировании «социального государства» в Германии.

     Таким образом, на рубеже XX-XXI веков, стало понятно, что «социальное государство» с "социально ориентированным рынком" без прямых бестоварных социальных гарантий как система имеет свои серьёзные недостатки. Часть немецких политиков выступала за сохранение сущностей «социального государства» в Германии. Другая часть осознавала необходимость реформирования «социального государства» в Германии. Такое деление вызвало к жизни затяжные дискуссии о реформировании «социального государства в Германии.

      В современной демографии есть такое понятие, как «Коэффициент пенсионной нагрузки».  Это отношение численности пенсионеров к численности трудоспособного населения. Так вот, коэффициент пенсионной нагрузки в Германии составляет 31.2 %. То есть на двух работающих приходится один пенсионер. Это огромная цифра, которая означает, что для поддержания нормального уровня жизни Германия должна принимать до 4000 тысяч иммигрантов в год в качестве дешёвой рабочей силы готовой заниматься малоквалифицированным трудом. Стало понятно, что без повышения производительности труда в сфере производства базовых средств для жизни и без внедрения социальных гарантий по количеству и квалификации труда, а не по неизвестно как добытым деньгам, проблему не решить.


      С учетом того, что детей в Германии особо не рожают даже с учетом эмигрантского населения, на 20.6% населения Германии старше 64 лет приходится 13.3% в возрасте до 15-ти лет. В Германии 10% детей — это не граждане Германии. А среди детей граждан Германии  каждый третий имеет «иммигрантскую историю» — то есть хотя бы один из его родителей не родился гражданином Германии.

     В реальности, беженцы с Ближнего Востока являются идеальным выходом из положения в котором сегодня находится Германия, ибо это главным образом молодые мужчины готовые занять малоквалифицированные рабочие места. А то, что эти шахиды потом покажут немцам, с чего начинается их Родина, если будут продолжать с ними либеральничать... Ну так это будет потом!

     В действительности Германия принимает ровно столько иммигрантов, сколько она хочет их принять и именно таких,  каких она хочет принять.

 
      По материалам Интернета - http://biofile.ru/his/32398.html

      Copyright © BioFile 2007-2016


      Как известно из политэкономии, в классовом обществе может быть только два класса, класс угнетённых и класс угнетателей. Рабы и рабовладельцы, крепостники и крепостные, класс наёмных трудящихся и класс нанимателей, привилегированный класс организаторов связанных со средствами производства государственных форм собственности в лице чиновников и частных владельцев средств производства.  Но это уже не классы, если нет привилегированного положения в потреблении средств для жизни!

     Что касается Германии, то все её граждане по Конституции имеют равные права и  каждый житель Германии при соблюдении договора с государством имеет право на определённые социально-бытовые условия, при этом его жилище, согласно конституции, неприкосновенно. Целью жилищной политики в социальном секторе государства Германии является обеспечение жильём каждого гражданина страны и их семей в зависимости от потребностей, финансовых возможностей и результатов квалификации общественно необходимого труда. Именно поэтому в Германии каждый заинтересован в повышении как своей трудовой квалификации и дисциплины, так и правовой грамотности при стремлении к полной трудовой занятости с созданием новых рабочих мест по производству базовых средств для жизни необходимых каждому.  С 1993 года в ФРГ право владения квартиросъемщика (арендатора) подлежит такой же защите собственности, как и право собственности наймодателя (арендодателя); права людей, снимающих жильё в Германии, защищены как нигде в мире, а соблюдение законодательства в Германии является залогом благополучия её граждан!

      Поскольку подобного законодательства в России нет, то не может быть и благополучия всех её граждан...

      По Гражданскому кодексу жилищного законодательства Германии запрещается произвольное повышение арендной платы без улучшения потребительских качеств жилого помещения, либо из-за большой разницы со средней ценой найма жилых помещений для данного региона, а нарушители законодательства строго наказываются. Договоры о найме жилых помещений должны быть составлены в соответствии с Гражданским кодексом законодательства Германии, но разночтения могут трактоваться в пользу арендодателя в силу частой правовой неграмотности населения.

      Все споры по жилищному праву рассматриваются при юридической помощи населению соответствующим отделом гражданских судов и первой инстанцией является Участковый суд, далее – Земельный (Landgericht), Высший земельный (Oberlandesgericht), и при необходимости дело переносится в Федеральный суд (Bundesgerichtshof). Как высшая инстанция в споре, когда нарушены права, закрепленные Основным законом Германии, дело может рассматриваться Федеральным конституционным судом (Bundesverfassungsgericht).


    По теме -

   http://www.proza.ru/2017/10/06/720

   http://www.proza.ru/2016/06/22/414

   http://www.proza.ru/2012/11/02/632

   http://www.proza.ru/2014/09/04/413

   http://www.proza.ru/2014/02/27/79

   http://www.proza.ru/2013/10/30/195

   http://www.proza.ru/2015/01/10/1470
   
   http://www.proza.ru/2010/03/13/641

        Если вам здесь что-то понравилось, и у вас желание и средства разместить это для дальнейшего распространения, то вам ничто не мешает и вам для этого достаточно только нажать внизу кнопку \Разместить анонс\, если вы зарегистрированы на сайте... 
        Огромная благодарность всем, кто размещал анонсы моих статей и переводил мне свои баллы для анонсирования статей по этой теме!

        БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!

        А если есть интерес что-то прочитать в моих произведениях на социально-политическую или другую тему, то достаточно набрать в поисковик ключевое слово и мою фамилию, например: - Махолёт. Аникеев. Проза.ру.

        Благодарю за прочтение и неравнодушие!!!