Китайская хрень

Аронова Лидия
                Метеорологам, по случаю профессионального праздника.                Когда  скрылся за горизонтом, помахав крыльями на прощание  последний, нет крайний самолет, Лилька вошла в помещение. Она  всегда торчала  на балконе, когда улетали «бойцы». Каждая женская персона  здешнего аэропорта  думала, что крыльями машут лично только ей. Но Лилька то знала, что эти выкрутасы посвящались метеослужбе. Мол смотрите, как мы можем, несмотря на ваши сдвиги ветра и прочие ваши «му»(метеоусловия). Хотя в душе, конечно, хотелось непременно большего…

«Это ж надо прошляпила…  Когда вся страна, да что там страна, все мировое сообщество метеорологов измеряли уровень радиации, она, Лилька замоталась вся в полетах и забыла. Пропустила срок измерения радиации, а может как раз сегодня и недоставало  этого моего звена»  - подумала Лилька.

На журнальном столике давно остыл кофе, тоже забытый. Она открыла шкаф и достала дозиметр. Мировое сообщество других специалистов вечно преподносят сюрпризы, надо быть всегда  начеку. На днях по телевидению она уловила новость, что кто-то, ну конечно китайцы, на то они и китайцы, запустили спутник, но что-то там у них не сработало, и  то ли часть этого спутника, то ли весь он несчастный утонул и ни где-нибудь,  а в Тихом океане. Тоже мне нашли мировую мусорку.  Да, ладно бы утонул себе  и все, но новости как бы предупреждали, что утонул спутник у берегов Аляски и якобы в этой его утонувшей части, находился источник радиации.
Часы показывали 16:05. «Вот это  закрутилась...»

Лилька вышла на балкон. Рабочий день подходил к концу, а с ним и вся рабочая неделя. Погода стояла по- летнему  теплая и солнечная. Слабый, неустойчивый ветерок, то приносил  из тундры запахи несорванных грибов и  цветущей полыни, то вдруг запахи  с  моря, морских водорослей. Красота...еще часок и домой.                Но, что это? Дозиметр показывал 768 мр/час. Она выключила его и снова включила, все сделала по инструкции, но дозиметр показывал на этот раз еще больше: много...много...р/час. Лилька  выключила прибор, в испуге даже не запомнила цифру, такая большая была эта цифра.

- Так, как же я сразу не догадалась? Ведь два дня назад был сильный шторм на море, в этом нашем Тихом океане и возможно,  эти обломки спутника уже у нас под боком, лежат себе  на берегу в районе Яндогая и излучают  себе эту самую радиацию. Что же делать?
 Лилька закрыла плотно двери на балкон и снова включила дозиметр, но прибор упорно показывал повышенный уровень радиации, еще выше, чем на улице. Показания зашкаливали...
-  Все , уже и сюда проникла...
В ногах вдруг появилась дрожь, слабость в теле. Лилька вдруг отчетливо  почувствовала запах черемухи или фиалки. Хотя она знала, что сама радиация не имеет ни цвета, ни запаха. «Да какая теперь разница чем пахнет?  Пахнет же...  От китайцев можно, что хочешь ожидать, у них химия на высшем уровне».
                Лилька робкими шагами подошла к окну. На улице светило яркое солнце,   тепло и люди ходили раздетые, как на материке.
- Боже, мой! Ходят себе и не знают, что они уже давно облучились…, и может жить нам всем осталось... всего ничего. Что же делать?»                Этот вопрос просверил ее голову насквозь... «Звонить и передать эту радиацию? Сколько  сейчас время? Да, уже 16-30.Начальство спросит, а почему раньше не замерили по расписанию?  И что я им скажу? Что замоталась...  Вот, жишь,ситуация...».                А голова продолжала тяжелеть, набираться этой китайской радиации. И только мозги еще судорожно продолжали работать. 
    «Санэпидемстанция!Вот куда нужно позвонить. Они тоже должны стоять на страже здоровья нации и делать замеры радиации».  Трубку долго не брали, потом мужской голос, то ли уставший или со сна на Лилькин вопрос: «Производит ли СЭС измерение радиации? И не могут ли они сейчас произвести замер?»,-  ответил: Сейчас пойду, посмотрю, что осталось от  прибора, и есть ли он вообще? И в трубке  - тишина.
Ну, скорее же... Прокашлявшись, тот же мужской голос сообщил, что прибор давно не поверялся и вообще ничего не показывает.

Потом Лилька позвонила пограничникам, в ее памяти всплыло, что когда-то, много лет назад, пограничники тоже интересовались этой самой радиацией. Опять же  на ее вопрос: Производите ли вы измерение радиации? Ей ответили: Нет, даже не знаем, чем ее измеряют.
Ёлы...палы...               
Пока Лилька звонила, состояние ее настолько ухудшилось, что ей казалось,  что язык еле шевелится и  еще чуть- чуть и случится обморок. « Как же от этой радиации спасаться? Может водки тяпнуть?»  Лилька  быстро открыла шкаф: там, на полке стояли  коньяк и шампанское. Бутылка водки, вино и даже самогонка с укропом  презент от друзей полярников, по случаю профессионального праздника, дня Метеоролога.                «Позвоню еще на Полярку, а уж потом выпью. До Полярной станции расстояние около восьмидесяти  километров, но радиация она такая... достигнет цели быстро».
Начальника полярки не пришлось долго уговаривать, видимо по  Лилькиному голосу догадался, что-то стряслось.                О своих  сомнениях про повышенную радиацию  Лилька  не могла   сразу сказать: зачем пугать? Когда начальник полярки перезвонил и сказал:
- Радиация  в пределах нормы 12 мкр/час. А что за паника?
Тут  Лилька и поведала ему о своей  радиации, чего таить.
Может еще не дошла эта радиации до них. Хоть они спасутся.
Хотя где и как они  будут спасаться, Лилька не представляла.
                - А ты батарейку проверяла? Эти китайские батарейки, такая хрень! Они так быстро разряжаются.
Она недослушала его, бросила трубку. Схватила дозиметр и помчалась искать батарейку корунд, именно такая нужна была для дозиметра. Пробежала три магазина и только в четвертом ей продали эту злополучную батарейку. За углом магазина Лилька вставила эту китайскую хрень и что?
Прибор показывал 12 мкр/час. Лилька четыре  раза сбрасывала показания прибора  и вновь включала. Радиация застыла на 11-12 мкр/час.
Боже, мой!  Какое счастье! Радость несусветная! Ей хотелось прыгать.
Кричать ураааа! Мы в безопасности.
                Лилька даже не заметила, как прошла дрожь в коленях, как просветлело в голове. Исчез запах в воздухе, то ли черемухи,  то ли фиалки.                Хорошо, то как...                Дома, Лилька  на радостях налила себе рюмку водки и выпила.                На всякий пожарный...

А теперь абсолютно серьезно:                В случае ядерных взрывов, проводимых в мирное время, то есть когда основное радиоактивное заражение местности вызывается радиоактивными выпадениями на большом удалении от места взрыва, большое значение приобретают дозы внутреннего облучения человека.
Они вызываются воздействием на организм тех радиоактивных веществ, которые попали внутрь человека вместе с пищей, водой или вдыхаемым воздухом.
                Вредные последствия  радиоактивного облучения могут проявляться в ближайшие дни, недели, месяцы и даже годы.
Различные организмы неодинаково восприимчивы к облучению. Тяжелые заболевания и смерть у одних людей наступает после облучения, превышающего 200 Р, другие остаются живыми после облучения дозой 400-500Р.
Установлено, что при отсутствии лечения однократная доза радиации 600Р является абсолютно смертельной для человека.