Шанс

Александр Грешнов
Александр Грешнов.

     90-е годы двадцатого  столетия… Новейшая история России.
 Распад СССР. Расстрел парламента. Россия на краю экономического краха. И только титаническими усилиями прогрессивных  сил удается спасти страну.Я убежден, что девяностые годы 20-го столетия станут предметом тщательного изучения историками, политологами и  экономистами. Нельзя допустить повторения этого.
   Не может по жизни все время везти. Не зря говорят, что жизнь складывается из белых и синих полосок, как на тельняшке. Я не знаю, кто это выдумал, но человек явно одаренный, не лишенный ума.
У меня есть друг, который разделяет  со мной такую же жизненную философию. Мало того, он постоянно завидовал мне и неустанно повторял, что лучшее по жизни достается мне:
- красивые женщины – мне;
-лучший кусок на обеденном столе - мне.
Но все это было лишь отчасти. Вряд ли  можно было завидовать  моей личной жизни. Сплошные синие полосы и никакого просвета.Количество женщин, которых я любил,не перешло в качество. И к шестидесяти годам я стал бабылем, с вытекающими отсюда последствиями.
 Болезнь Паркинсона, коей наградил меня сам Господь (непонятно только за что),  меня медленно пожирает. Я чувствую как силы меня покидают.Я никому ничего объяснять не собираюсь. И если мне суждено покинуть сей мир, то это сделаю  достойно, как российский офицер.
Мне  надоело  ловить жалостливые взгляды прохожих. Считаю унижением слушать сочуственные слова: «Вам тяжело стоять, садитесь, пожалуйста!». И  это в 60 лет!
А  ведь садиться приходится, потому что иначе не получается.
  Лечащий доктор настаивает, чтобы я продолжал писать.
Я и сам понимаю, что надо «шевелить» мозгами. Так  что, уважаемый читатель, придется потерпеть, а моему другу смириться с объективными законами  природы и общества               
… Канули в лету 90-е годы, унося с собой беспредел и
вседозволенность.  Появились первые признаки оживления.
Появилась необходимость в разработке  стратегического плана развития города. Решение по разработке плана было принято на заседании городского Совета. Общественность города оказала поддержку депутатам в этом важном вопросе.  Я в то время работал в бюджетном комитете ГорСовета, где председателем была Маргарита Анатольевна Малахова. Она пользовалась  непререкаемым авторитетом . Председатель Совета редко ходила по кабинетам. Но если она появлялась в каком- нибудь комитете, это означало, что предстояло решать какой- нибудь важный вопрос. Поздорововшись, она направилась прямо ко  мне. Она,прошептала:«Александр Николаевич! Зайди,пожалуйста! Есть  разговор».
Я немедленно  встал и направился в председательский кабинет. В приемной как всегда было много посетителей. Секретарша Марина, как  обычно, была с нарисованной улыбкой на лице.
- «Вас там ждут»,- указала она на дверь председателя Совета.
Зайдя в кабинет, я увидел там главу города.
- Через сорок минут я должен быть на совещании у губернатора области. Совещание начнется вовремя, поэтому я буду краток. Вы наверняка слышали о том, что началась разработка плана стратегического развития области. Мы с Маргаритой Анатольевной решили, что представлять органы местного самоуправления города Владимира будете вы. Докладывать о проделанной работе будете ежедневно мне лично. К сожалению, я не располагаю больше временем, и должен немедленно уехать на совещание к губернатору. Успешно поработать! -
Он взял папку и быстрым шагом  вышел из кабинета.
  Так скорополительно закончилась беседа. Выйдя из кабинета, я направился в курилку нижнего дворика. Там никого не было, что дало возможность мне хорошенько все обдумать.               
 Город Владимир, сохранивший по счастью, свою подлинную благословенную серцевину, особенно располагает к созерцанию и раздумью.
   Городу тысяча лет. Невозможно счесть сколько поколений, живших прежде нас, вместила его память и его земля. Вот эта земля, по которой мы так бездушно и непочтительно ступаем, и есть прах многих и многих живших поколений. По такой земле надо бы ходить босиком. Это о ней сказано : «Сними обувь твою, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая».
Каждый раз наблюдаю, как солнца луч, успев только родиться,  освещает шпили Собора, везде он на своем месте,где бы ты не находилсяВряд ли можно подобное увидеть еще где-нибудь. Это явление вызывает вдохновение у художников и поэтов.
С городом, в котором я живу и каждый день хожу его улицам, у меня складываются свои взаимоотношения. Город в трудную минуту принял меня, дал крышу над головой, новых друзей. Теперь дело за мной. Я просто обязан положить свои знания, опыт в дело его развития.
Здесь, уважаемый читатель, мне хотелось бы сделать остановку, перевести дыхание. По логике было бы правильным изложить события, связанные с разработкой стратегического плана развития области. Они были  бескопромисными, носили острый социальный характер. Мы обязательно вернемся к тем событиям, а пока …
   На другом краю области, в административном здании одного из районов до поздна горел свет. Нетрудно было догадаться, что на работе ещё находится Глава района и председатель Совета народных депутатов
Причиной  столь позднего совещания стало заседание совета народных  депутатов района.  Заседание началось вовремя, ничто не предвещало каких- либо отклонений. Первым вопросом значился - уточнение районного бюджета. Вопрос был хорошо подготовлен и  быстро рассмотрен.
Следующий вопрос, стоящий на очереди,-  о работе отдела культуры. Перед заслушиванием был объявлен перерыв на час. Вместе с тем на площади Ленина, которая находится около административного здания, начали собираться люди, их было человек триста. В руках они несли транспоранты следующего содержания: «Даешь Нижний Новгород!»,
Все депутаты прильнули к окну. Для председателя Совета депутатов этот вопрос не был неожиданностью. При беседе с депутатами сельских округов зачастую они высказывали мнение, что область плохо финансирует район, высказавались идеи о присоединении к Нижнему Новгороду и преимущества этого.
Группа депутатов предлагала изменить повестку дня заседания Совета.
Особенно активнее других проявлялся Завьялов Петр Семенович, который представлял ЛДПР в районном Совете.И все же депутатов удалось убедить, что такие  вопросы не могут решаться скоропалительно. Материалы должны быть изучены в комиссиях районного Совета, а если необходимо, то вынести на обсуждение населением.
Вот уже двенадцать лет главой района был  Земсков Иван Ильич. Он здесь родился, вырос, закончил школу, институт, стал председателем колхоза, затем - председателем исполкома.
Всякое бывало за время работы. Район традиционно считался дотационным. Но сейчас район стал каким-то другим. В последнее время участились волнения среди населения. Показатели экономического положения крайне низкие. Вобщем, было о чем задуматься. Совет народных депутатов «бурлил». Депутаты стали «несговорчивыми». Вместо деловых предложений по улучшению положения дел, преувалировали какие-то несуразности, порой переходящие в скандалы.
В таких раздумьях встретил главу района Андреев Николай Иванович – глава города.
- Подобное положение дел было в экономике района перед НЭПом.
Я предлагаю изучить архивы того времени, живые свидетели всегда найдутся. - Кстати, продолжал Николай Иванович, - Василий Шульгин значится в списках жителей района. Это тот Шульгин- депутат государственной думы II, IIIиIV созыва царской России - это тот Шульгин, который до конца остался верен белому движению и был одним из его организаторов; это тот Шульгин, который на встрече с Хрущевым критиковал большевиков( в том числе,  их экономическую политику).  Это он прожил девяносто восемь лет, двенадцать из которых  провел во  владимирском централе, как политический заключенный.  Но несмотря ни на что он сохранил любовь к России.  Я долго стоял у памятной доски со склоненной головой, отдавая дань этому необычному человеку.
    Довольно часто я бывал на кладбище, где стоит памятник солдатам, погибшим в годы Великой отечественной войны.  Они не меньше Щульгина любили Россию и не задумываясь положили на алтарь Отечества самое дорогое – жизнь!
   Гримаса истории. Может быть!
    Я с большим удовольтвием постигал основы краеведения района и помогал мне Андреев Николай Иванович, местный историк и краевед. Без него не написал бы я ни одной строки. Я думаю, что и дальше буду обращаться к трудам этого заслуженного человека .
В 20 – 30 годы такие люди,как Шульгин были великими путаниками. То они восхваляли достижения Советской власти, то они вдруг беспредельно начинали критиковать советский строй. Другими словами, были очень противоречивыми фигурами и вряд ли могли стать полезными в нашей ситуации.
Затягивая одну сигарету за другой, глава района вспоминал, что тогда, в 90- х годах все были заражены либеральными идеями. Казалось, что стоило провести приватизацию, а рынок сам все сделает.  Но это было ошибкой.  Многие, и не только в районе, в том числе  большинство депутатов, поддались либеральному «течению».  Приватизация уничтожила судостроение, которое приносило 80% доходов районного бюджета.
  Поспешное проведение приватизации «бытовки» приносило лишь 1% дохода в бюджет. Стало понятно, что это ошибка, и не только района.   Появилось ранее не виданное слово – безработица. Жители города и района не в состоянии найти работу, потянулись в Москву на заработки.
  Итого хуже обстановка в сельском хозяйстве, в условиях рискованного земледелия, урожайность не более 20 центнеров с гектара.
В животноводстве начался процесс снижения надоев молока.  30 % стада было лейкозным.  По всему было видно, что в районе надвигается экономический спад.
- Становилось очевидным, - как бы рассуждая, советовался  глава района  с председателем совета и мэром города. Чтобы оттащить район от пропасти, необходимо иметь перспективный план развития района. К его разработке надо приступить немедленно, с привлечением всех интеллектуальных сил.
Часто вспоминаю анекдотичный  случай.  Депутаты районного совета, с целью контроля за исполнением бюджета, внесли предложение, чтобы ежедневные доходы, поступающие в районный бюджет, распределялись коллегиально, т. е. с участием депутатов. Долго председатель Совета  убеждал главу пойти им навстречу.  В первый же день, после появления доходов, глава района показал сводную ведомость и назвал цифру доходов, поступивших в районный бюджет – это две тысячи рублей.  Он, не без иронии, предложил депутатам распределить поступивший доход.  Больше у них  вопросов не было.
Где-то за десять лет и без того слабая экономика района развалилась.
 И все же инвестиции в район пошли.  Спасли ситуацию, кто бы вы думали, - турки.  Они построили и запустили завод по изготовлению пивных бутылок «Руджам».  Это дало возможность району удержаться на плаву и отодвинуть угрозу банкротства.
Прошло два  месяца  со дня заседания Совета. Этого было достаточно, чтобы разработать стратегию развития района. Либеральный план был отклонен. Назначены выборы в органы местного самоуправления. Стало ясно, что новый стратегический план будут реализовывать другие люди.
Когда началось заседание  Совета, я не удержался, и заглянул в приоткрытую дверь зала заседания. Перед депутатами выступал представитель «Руджама». В приемной совета толпились предприниматели со своими бизнес-планами.
На душе стало спокойно. Этот шанс упускать никак нельзя.