Коммунизм, как жертва либерализма

Геннадий Гасилов
Многие сторонники коммунистической идеологии уверены, что столь любимый ими Советский Союз в 90-х годах прошлого века погубили мировая закулиса из "Вашингтона" и предавшие дело коммунизма, руководители страны М.Горбачёв и Б.Ельцин. В статье показывается, что СССР погубили его врождённые пороки.

Основной целью коммунистов СССР было построение общества справедливости на основе отказа от частной собственности на средства производства. Коммунисты считали, что частная собственность делит людей на антагонистические классы эксплуататоров и эксплуатируемых и что законодательство буржуазной страны обслуживает интересы эксплуататоров. Доктрина коммунизма предполагала, что передача частной собственности государству ликвидирует классы и классовую борьбу и  освободит от оков производительные силы общества.

Коммунисты однако не учли, что право частной собственности является одним из универсальных прав человека. Они не учли что наличие частной собственности — источника личных благ — позволяет каждому собственнику быть уверенным в своём длительном материальном благополучии. Коммунисты пренебрегли и тем, что все свои текущие дела человек старается делать так, чтобы обеспечить не только настоящее, но и своё длительное благополучие и будущее благополучие детей и семьи. Коммунисты не учли так же и естественное стремление человека к свободе — частная собственность обеспечивает собственнику определенную независимость от государства.

Рассматривая отношения между трудом и капиталом, коммунисты пришли к ошибочному выводу, что частная собственность на средства производства является привилегией землевладельцев и капиталистов и не служит интересам всего общества. Насилием лишив людей права на частную собственность, коммунисты оставили всем людям СССР только статусы наёмного работника государства, арендатора государственного имущества и государственного пенсионера в старости. Именно так  понимали коммунисты социальную справедливость.

Отказ от частной собственности имел следствием отказ от рыночной экономики и конкуренции, что в свою очередь привело к сосредоточению всей собственности в руках государства и к социалистической плановой экономике. Национализация частной собственности наложила на государство не естественную для него обязанность руководства экономикой страны.

Отсутствие при социализме объективных оценок эффективности хозяйственной деятельности создало нерешаемые проблемы в установлении норм и размеров оплаты труда всех категорий работников, за исключением рабочих-сдельщиков, и в определении размеров трудовых пенсий. Эти трудности преодолевались применением "уравниловки" с минимальным учётом качества труда и квалификации работников.

Работники при социализме могли рассчитывать только на свой ограниченный заработок и на будущие ограниченные денежные выплаты пенсионного содержания. При социализме люди могли оставить потомкам в наследство только предметы личной собственности и право продолжения аренды государственного жилья и земельных участков. Люди ни дня не могли прожить без взаимодействия с государственной бюрократией. Всё эти факторы не поощряли новаторства и роста производительности труда и умножали у работников иждивенческие настроения в отношении государства.

Право человека на благополучие в последующей жизни не является для людей малозначительным, как это может показаться на первый взгляд. На деле, угроза тюремного заключения (длительного неблагополучия) останавливает людей от грубых нарушений закона, а все авраамические религии провозглашают право человека на попадание после смерти в рай, где человек будет пребывать в состоянии вечного блаженства.

Победа коммунистов  в Гражданской войне 1918-1922 гг. в образах Диктатуры пролетариата и Советской власти и позволила им приступить к "строительству социализма" в СССР. Однако социализм строился не только с отказом от права частной собственности, но и с нарушениями других универсальных прав человека. Главными нарушениями прав человека в СССР были отказы гражданам в правах на свободу и на равенство в достоинстве и правах. Коммунисты создали тоталитарное государство и классовое общество, где господствующим классом стала несменяемая на выборах коммунистическая  бюрократия (номенклатура) во главе с коммунистическим диктатором — "вождём мирового пролетариата".

Власть партийной номенклатуры в СССР всегда осуществлялась от имени Советской власти — вождь решил, КПСС поддержала, а Советская власть узаконила и исполнила. Беспардонно декларировалось, что Советская власть является народной и демократической. Фактически же, в стране была установлена однопартийная политическая система, запрещены все идеологии, кроме коммунистической, и не было альтернативных выборов даже для коммунистов. Всё это чудовищное искажение демократии именовалось коммунистами "социалистической демократией".
 
В первые десятилетия коммунистическая номенклатура использовала подконтрольную Советскую власть для отъёма у людей частной собственности. В эти годы партийная бюрократия называла КПСС — "передовым, организованным отрядом  пролетариата Союза ССР, высшей формой его классовой организации", а Советскую власть — инструментом диктатуры пролетариата.

После ликвидации "класса" частных собственников в СССР остались одни трудящиеся — рабочие, колхозники и интеллигенты. Теперь прикрытие реальной власти коммунистов мифической диктатурой пролетариата оказалось излишним и вредным.  Поэтому коммунисты СССР в 60-х годах отказались внутри страны от не нужной теперь "классовой" диктатуры пролетариата и объявили себя единственной политической силой, действующей в интересах всех трудящихся страны. Так КПСС стала  "передовым, организованным отрядом трудящихся СССР".

На международной арене советским коммунистам пришлось отказаться от открытого продвижения идеи мировой социалистической революции. Мирная экспансия  коммунизма стала невозможной из-за общей неэффективности социалистической экономики СССР, из-за утери интереса к социализму у трудящихся передовых капиталистических государств и под воздействием идей глобализма, гуманизма, свободы и демократии. Военная экспансия коммунизма сдерживалась наличием у капиталистических стран действенных средств обороны и оружия массового поражения.

Идеи мирного сосуществования государств с различным общественным строем и общенародного государства, провозглашённые в СССР во времена правления Н.Хрущёва и Л.Брежнева, были не коммунистическими, а либеральными идеями. Эти либеральные идеи заменили исходные коммунистические идеи мировой революции и диктатуры пролетариата.

Коммунисты СССР до начала 90-х годов продолжали "держаться" за государственную собственность на средства производства и за плановую экономику, несмотря на её неэффективность в сравнении с рыночной.

В первые десятилетия советской власти большевики поощряли коллективизм не только на производстве (колхозы, артели, кооперацию), но и в быту людей (коммунальное жильё, общежития, фабрики-кухни, общественные бани). Однако, начиная с середины 50-х годов, коммунисты  начали внедрять в головы советских людей ещё две либеральные идеи — идею приватности частной жизни и идею законности личной собственности.

Государство начало предоставлять в аренду семьям отдельные квартиры, дачные и земельные участки, продавать гражданам автомобили. Советское коммунисты, стремясь доказать своим согражданам и всему миру "неоспоримые преимущества социализма и коммунизма", были вынуждены повышать материальное благосостояние советских людей, ориентируясь, так как других образцов для подражания не было, на западные стандарты "общества потребления". Так коммунисты, сами того не желая, подготавливали население к возврату частной собственности.

Монополия коммунистов на единомыслие и власть постепенно разрушалась, поддерживаемыми ими же, правда только на словах, либеральными идеями прав человека и демократии. Советские люди видели, что единомыслие не согласуется со свободомыслием, а монополия коммунистов на власть не нуждается в демократии. Постоянное отставание уровня и качества жизни жителей СССР от стандартов потребления развитых стран капитализма рождало у советских людей сомнения в правильности социалистического пути. К началу 90-х годов неверие подавляющего числа советских людей и коммунистов в победу коммунизма усугубилось экономическими трудностями и крах СССР стал неизбежен. 

Именно, так любимый коммунистами "демократический централизм" (обязательность решения вышестоящих выборных органов для выборных нижестоящих), долгие годы помогавший им удерживать население страны в тоталитарной узде, и позволил в начале 90-х годов коммунистическим руководителям М.Горбачёву и Б.Ельцину, лучше других видевших неизбежность реформ, быстро и сверху ликвидировать все структуры социализма и осуществить при поддержке народных масс мирную либеральную революцию. 

Советские коммунисты на словах всегда были противниками теории конвергенции (сближения) капитализма и социализма, продвигавшейся европейскими сторонниками "социализма с человеческим лицом". На деле же они были вынуждены постоянно очеловечивать социализм, то есть отказываться от нарушений в СССР универсальных прав человека. Очеловечивание социализма до признания им стандартных общечеловеческих ценностей, как показала практика СССР и других стран социализма, оказалось невозможным. Возврат к праву частной собственности завершил коммунистический эксперимент в России.

Ключевой для социализма вопрос о частной собственности в новой России не стал поводом для кровопролития. Возврат к праву частной собственности на всём постсоветском пространстве оказался для большинства граждан естественным расширением их прав на неприкосновенность частной жизни и личную собственность.

Россия смогла вернуться в лоно мировой цивилизации только из-за постепенного и вынужденного отказа коммунистов от своих завиральных идей — государственной экономики, диктатуры пролетариата и мировой революции — в пользу либеральных (общечеловеческих) ценностей.

Современные российские коммунисты не могут предложить обществу ничего, кроме продвижения идей социальной справедливости. Это верное направление деятельности, поскольку оно согласуется с действующей конституцией, в которой Россия объявлена социальным государством. Новая Россия и фактически является социальным государством, поскольку она сумела сохранить значительную часть социальных достижений СССР в области образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения.

Социальное государство не обязательно является социалистическим. В капиталистическом социальном государстве налоги, изъятые у людей наёмного труда и частных собственников, перераспределяются в пользу малоимущих слоёв общества. Социальное государство выполняет функции благотворительного фонда и не предполагает социалистической трансформации рыночной экономики.

Для человечества практика социального государства с частной собственностью, рыночной экономикой и конкуренцией оказалась более привлекательной, чем практика социалистического государства с его плановой экономикой и государственной собственностью на средства производства.

Сто лет назад Октябрьский переворот 1917 г. прервал движение России к свободе, демократии и рыночной экономике. Крах тоталитарного СССР и так называемого социалистического лагеря доказал абсурдность пренебрежения правами человека.

Соблюдение универсальных прав человека даёт в итоге людям больше политических свобод и материальных благ, чем химера коммунизма.