Сельский учитель-2

Николай Палубнев
Ничего не меняется в жизни.  Потому что именно традиции,  школа   несёт в себе все лучшее,   что выработало человечество. И на селе до сих пор живут и трудятся деревенские учителя. Их невозможно по ряду признаков  отличить от  городских. Только глаза выдают существенную деталь – эти люди посвятили жизнь священному служению вдали от цивилизации.

Учитель математики Виктор Николаевич Шихов, а все говорили, что он похож на киноактёра Михаила Светина, и, как заведено издавна, был невысокий человек, с добрым лицом, относился к своей работе дотошно. Всегда верен своему слову,  говорил всегда, что думает, без утайки, считал , что всё должно быть на своём месте, порядок на учительском столе, в классе,  в мыслях учеников и чистая доска в аудитории.
 
Виктор Николаевич не любил показываться на глаза директору школы. В их отношениях присутствовала та степень охлаждения, что именуется дипломатическим этикетом. Когда между ними температура кипения доходила до максимума, на помощь Виктору Николаевичу бросалась вся небольшая школа. В этих немногочисленных стычках, обоснованных интересами дела, образовалась необходимая позиция человека, претендующего на главную роль в школе.
 
Идейно директор не принадлежал к типу диктатора. Но вся обстановка, само руководство села требовали резкости, не давать спуску подчиненным. А итогом всему и стало  противостояние с педагогическим коллективом. Где громоотводом являлся учитель Шихов.
 
Он происходил из интеллигентской семьи. Выбрал не сразу педагогический путь. Но одно сомнение было для него излишним при возникновении любых проблем. Сила совладать с обстоятельствами, развитая годами  работы над собою, никогда не подводила. Но как только на пути вставал равный по  личным качествам человек, тут же у Шихова вкрадывались мысли -  остановись, уступи, довольствуясь малым.

Конечно, в сиюминутной выгоде сейчас, когда всё уже на своих местах, кажется, что был этот переполох, о котором написано ниже, видимо, предназначен для развития, предопределён сверху, чтобы закалился характер, обострились интуиция и ум. Во многом все наши усилия и направлены на себя.
Те оценки и взаимоотношения, которые повышают устойчивость к переменам, никогда не находили понимания у наших родителей.
 
Я, как автор, считаю необходимым остановиться и довести до читателя мысль, что пусть у других писателей  сюжет всегда крутится вокруг главного героя – ведь это не определённая максима. Я пишу по-другому. Течение слов, сложные обороты тоже являются своеобразным участником событий. И создаваемая простота усложняет восприятие, делает обыденным и банальным удивительные явления. Покажется странным уводить читателя в неизведанные глубины смысла, порой очевидной бессмыслицы, во многом именно его, читателя, личных мыслей, так неожиданно родившихся в процессе чтения. Но так притягательно почувствовать себя выше автора, заглянуть в себя и понять – ты один такой достойный усвоить замысел, стать чище и сделать лучше жизнь окружающих.   

В одно беспокойное декабрьское утро Виктор Николаевич посмотрел на жену, затем поцеловал, подумалось, что больше её не увидит,  быстро ушёл на работу. В этот привычный день все складывалось не так, как всегда. Как ни странно, самочувствие было хорошее. Но большим трудом обходилось выполнение привычного набора действий. К тому же не давала покоя мысль – как не дойти до очевидного столкновения с верой в себя, с тем чувством превосходства, что таит неизведанные ощущения счастья, пусть приземлённого, но такого близкого, своего.

Перед переменой Шихова озадачил ученик Дима Ваулин. У Виктора Николаевича не было любимых учеников. К отстающим он относился даже более благосклонно. Позже вспоминая не свою оценку  этой ситуации, а какая в этот момент была погода за окном, учитель убедился, что был в мыслях далеко от своего предназначения, от родного места школы.

…Пусть даже ученик привёл бы сейчас доказательство гипотезы Пуанкаре, для Шихова сейчас было важно другое. Для страны наступал очередной революционный период. И он первым понял это.   
Собрав необходимые вещи и достаточную сумму денег, учитель направился в сторону города.  Проносившиеся по шоссе автомобили, сигналили знакомому человеку, но он только обреченно махал рукой. На окраине города было заметно, что собирались в группы недовольные властью люди, зрели настоящие народные волнения. Жестоко подавить инициативу снизу был намерен городской глава. Учитель Шихов одним из первых стал пропагандировать в массах идею народного сопротивления. Люди тепло принимали заботу о своем положении и благосостоянии, что вылилось в поистине великое противостояние. Больших жертв удалось избежать. В своих злых намерениях глава города быстро раскаялся, сдался народному восстанию и был направлен на работу управляющим в свиносовхоз.  Шихов с успехом продолжал вести за собой людей в светлое будущее, возглавляя комитет народного самоуправления…
Виктор Николаевич открыл глаза. Он долго спал после трудового рабочего дня. Странный сон только подчеркивал, что нужно оставаться более настойчивым, полностью погруженным в работу. На днях предстояло для школьников организовать детский новогодний утренник, подготовить всем детям подарки сообразно их наклонностям. Успешная работа требовало полной отдачи сил, и жить от этого хотелось все больше и больше, ничего не меняя в своих скромных желаниях и привычном распорядке дел.