Горький и обыватели. Людмила

Алла Моисеенкова
Дьявол № 2. Людмила
Немного о любви.
«П а в е л. ( говорит о супруге Людмиле. Прим автора) Вот, Анна, с каким дьяволом связали меня... на всю жизнь.»
А есть ли в доме-аду любовь? И как Горький пишет о романтических волнениях сердца, жаркой страсти?
 «Л ю д м и л а. Дорого стоит счастье, хоть и маленькое... (Задумчиво.) А всё-таки вспомнишь о нём - и легче... Ах, Анюта, как хорошо, когда мужчина от радости плачет пред тобою, - такой он милый тогда... такой дорогой... знаешь это?
      А н н а (обняла её). Да-а... о, я знаю...
      Л ю д м и л а. Чувствуешь себя в такую минуту богатейшей королевой да ведь? И так уж ничего не жалко тебе, так не жалко - хоть смерть примешь...»
 «П а в е л (тихо, жалобно). Ты по любви вышла замуж,- научи её любить меня... научи её! Я её так люблю - меры нет! Спит она, а я стою на коленках у кровати: "Люда, Людочка, никто тебя не полюбит, как я! - так и шепчу ей всю ночь до утра... - У всех что-нибудь есть, а я уродливый, мне больше не для чего жить, как для тебя", - говорю я ей, а она - спит... Анна, помоги мне!»
Заметим, что речь идет не о незаконной связи-адюльтере, не о внезапно вспыхнувшем пожаре чувств пылких любовников, а о супругах, живущих в законном браке.  О как! Оцените интригу! Такое в литературе не часто встретишь! Два чистых, любящих сердца готовы к любви, пылко жаждут ее, но... В доме-аду все искажено до крайних степеней, ненавидят супруги друг друга до звериного рыка.
Павел некрасив, более того калека. Измученный жалостью-презрением-брезгливостью матери, насмешками брата и окружающих, Павел обозлен до крайних степеней, он не уверен в себе, измучен, унижен, страдает, у него два способа общения с окружающим миром: либо жалобы-истерики, которые крайне болезненно действуют на окружающих
«В а с с а. Павел - постыдись! Кликуша!..»
      «А н н а. (после разговора с Павлом. Прим автора) Ф-фу... точно он избил меня!..»
Либо бессильные оскорбления и неприкрытая агрессия, что вызывает презрительные насмешки и ненависть.
И так же он общается и с Людмилой, по-другому просто не умеет, а для нее это непереносимо, больно и это ее терзает. Она-то ценит совсем другое в мужчинах
«Л ю д м и л а. Подвернулся один... красавец... мальчик почти... Рябой был, а красив.»
«Л ю д м и л а. Так уж. Дядя Прохор научил... Хороший был тот... рябенький-то... удивительно ласковый и добрый...»
Горький два раза повторяет: «Рябой», «рябенький-то»,  то есть, внешность не главное, а вот такие душевные качества как доброта, нежность, ласка чрезвычайно важны для Людмилы, но именно это Павел и не может ей дать, потому что вырос в доме-аду, где не было этого, и взять негде. Он не знает, что это такое и как нормально, без угроз и истерик, рассказать о своих чувствах.
И убежать из дома-ада Людмиле некуда и тут предлагает «П р о х о р. … Дурак он! Женщине в актрисы надо идти али вообще куда-нибудь... какая она жена ему?»
Но Людмила не может уйти, тут ее дом, отец, Васса, которую она любит безмерно и считает матерью, тут сад, в котором счастье работать и украшать землю цветами. И она остается, но и в истериках, драках и ужасе  жить нельзя, начинаются безобразные, позорные загулы с дядей Прохором, что еще более усугубляет ситуацию.
И уже действие идет к концу, Павла обвиняют в убийстве, Васса предлагает, как выход из тяжкой  ситуации уйти Павлу в монахи, чтобы избежать уголовной ответственности, при этом заметим, она хорошо понимает, что именно произошло, но! Вот то, о чем она мечтала долгие годы, укрыть сына-калеку-истерика, который вовсе и не желает этого, за монастырскими стенами, подальше от себя и людских глаз.  И она настаивает на таком предложении, буквально жестко шантажируя сына, исключая другие варианты.
Людмила понимает, что если Павел уйдет в монастырь, то брак будет недействительным и она свободна! Свободна! Это было даже трудно представить, но вот случилось ценой убийства Прохора и обвинения Павла. И тут происходит совершенно чудовищная сцена
«Л ю д м и л а. Паша!.. Голубчик - отпусти же!
      П а в е л (вздрогнув). Не надо... не говори так! Ну... Всё равно... Развод, что ли, там... что ж? Всё равно, видно...
      (Людмила встала, подошла к нему и, не дотрагиваясь до него, поцеловала в лоб.)
      П а в е л (отшатнулся). Что ты... как мёртвого! Зачем ты? Дьявол...»
То есть родственники готовы живьем похоронить Павла, если уж убить или затравить до конца так и не удалось. И он прекрасно понимает причину
      «П а в е л (отшатнулся).... Мать, я не пойду в монастырь, ну тебя... Пусть меня судят... Полиция и всё... врёте вы! Деньги мои чтобы забрать, ага! Дай мне мои деньги, я уеду... на край земли от вас... никогда вы не услышите обо мне, никогда! Может - богат буду, а вы - нищие, - придёте ко мне по милостину... прогнать вас велю и в окошко смотреть буду, как вас гонят... Дай мои деньги... Кончено!
      В а с с а (спокойно). Денег я тебе не дам.»
И Павел убегает, но бежать ему некуда. Васса приказывает его задержать.
Так вот о дьяволе. Вот он! Кладет камень в протянутую руку, так поступает мать Васса, так же поступает самый близкий человек жена Людмила. И по-другому никак не может быть.
Михаил Лермонтов
Нищий
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
В сложившихся неприязненных  отношениях Павла и Людмилы никто не виноват, но жестокость, ненависть и корысть, царящая в доме-аду, убивает все лучшее в людях, доброту, нежность, ласку. Вот дьявол  так проявляется. И калечит жизнь всем.
Вот о чем писал М. Горький, это вот такая необозримая глубина текста пьесы. Как он так писал? Нет ответа. Но мы можем прочитать, прочувствовать и быть сопричастным к мыслям великого гения. Читайте тексты М. Горького! Может быть не эту замечательную пьесу, что-то другое! Не важно! Доставьте себе такое удовольствие!