Из чащи в Расёмон

Владимир Тунгусов
   Что такое чаща объяснять я думаю никому не надо, а вот что такое Расёмон придётся объяснить. Это не что иное, как, южные ворота старой столицы Японии, - города  Киото. Ворота, больше похожие на арку, в наших понятиях триумфальную арку, то есть без огромных дверей и засовов. Конструкция этих ворот отличалась от триумфальных арок, своей простотой и  оригинальностью. Начиная с того, что если приходилось ворота красить, то обязательно в красный цвет. Кончая тем, что на верху, под прогнутой верхней балкой - крышей, ниже располагалась другая абсолютно ровная балка, упирающаяся в столбы,  опоры.


   Такой внешний вид напоминал японцам обыкновенный птичий насест, все они точно знают, почему ворота в город напоминают столь простую хозяйственную постройку. Древнее сказание религии, - Синто гласит, что когда-то давно, обыкновенный петух, восседавший на насесте, разбудил богиню солнца Аматэрасу, и над миром снова засияло дневное светило. С тех пор в Японии можно много увидеть священных ворот, - Тории, но только некоторые из них имеют собственные названия. Самое интересное, что в настоящее время ворот Расёмон уже нет как таковых в городе Киото, это название осталось только в литературных произведениях Рюноскэ Акутагава и в названии фильма Акиры Куросавы.  О них и речь.


   Как всегда в моих рассказах выявляется противоречие, - с одной стороны, свет солнца, от богини Аматэрасу, с другой ворота Расёмон, которые Рюноскэ Акутагава выводит, как символ падения моральных устоев людей живущих под солнцем. Тогда стоит ли горевать, что ворот Расёмон больше нет, когда есть множество других ворот типа Тории по всей Японии. При каждом удобном и неудобном случаи, японцы воздвигают ворота Тории, где только можно, и  даже там где нельзя. Когда-то их воздвигали перед входом в синтоистский храм, или для входа в город или его какой-то предел, а теперь их можно увидеть где угодно в Японии. Можно с уверенностью сказать, - нельзя представить себе Японию без ворот-насестов, - Тории.


    В отличие, от наших европейских триумфальных арок они не сооружаются по случаю побед или других памятных событий, у японцев мировоззрение совершенно другое. Ворота без дверей, как бы отделяют культуру их людей, от всего другого, ничуть ни худшего, но другого. Вот тянулась дорога, и вдруг ворота, это селение, возможно даже город, следуете по городу и опять ворота, это какой-то парк, и в парке снова ворота, это, наверное, храм. Можно встретить целую галерею ворот, проходя по которым будет видно только тени опор и полосы света между ними, как на вилле, построенной по проекту Корбюзье. Скорей наоборот это Корбюзье позаимствовал у японцев, в этом нет никакого сомнения, свои галереи они строят уже много столетий.


     Строили, строят и будут строить, только ворота Расёмон японцы не собираются восстанавливать, как память о временах падения моральных устоев. Вообще-то в дословном переводе Расёмон, - «Замковые ворота», но нас европейцев нисколько не волнует тавтология такого обращения, потому, что мы не с переводами имеем дело, а с названиями, хотя даже таких названий в Японии не одно, а несколько, причём в разных городах.


   Мне кажется, что я достаточно просветил читателей о конструкции, истории и мифологии, «Замковых ворот», даже несколько задел литературное значение произведений, касаемо этих ворот. Было бы не правильно умолчать о ценности фильма «Расёмон» японского режиссёра Акиры Куросавы, на мой взгляд, самого лучшего фильма всех времён и народов.


    Нам в своё время пытались вбить в головы, что фильма лучше чем «Броненосец «Потёмкин»», нет и быть не может, отчасти я соглашусь, фильм не плохой, знаковый, но он общественный, можно сказать даже политический. Мне как простому, аполитичному человеку, кажется его ценность сильно преувеличенной. Ну, например события фильма не могут быть понятны, людям у которых нет ни броненосцев, ни революций, мяса, они не едят, а червями наоборот даже питаются. Тогда получается, что «Броненосец» это фильм об обостряющихся противоречьях в царской армии и на флоте. Действительно, для нашей страны, это страницы истории, очень показательные, поэтому их и показывают и правильно делают, но чтобы для всех времён и народов извините.


    Пересказывать кинофильм, не имеет смысла, его надо смотреть, а читать или слушать рассказ  Рюноскэ Акутагава, под названием, - «В чаще» и тем более, они сильно отличаются друг от друга. Можно сказать, что кинофильм 1950 года «Расёмон», это рассказ «В чаще»+, но тогда моё толкование этого фильма должно вытянуть на «Расёмон»+, или «В чаще»++. Если этого мне вытянуть не удастся, то я зря взялся за это дело и прошу меня извинить заранее.


   Почему я взялся растолковывать этот фильм на страницах моего рассказа? Только потому, что всем кому я предлагал посмотреть фильм, просто не поняли его, а у некоторых он даже вызвал отвращение или, по крайней мере, неприятие.  Меня, конечно, это очень удивило, вроде не глупые люди, но не поняли основных мыслей Акиры Куросавы, он, можно сказать, углубил некоторые понятия. Сделал из мыслей Рюноскэ Акутагава, сюжеты, меняющиеся перед зрителем немного притормаживая, фиксируясь в его сознании, что даёт возможность соединить действие в одну цепь. Возможно, что у некоторых даже хороших людей, этого торможения и фиксации не происходит,  они не представляют себе непрерывного действия.


   Только поэтому, я не советую читать или слушать, эту драму, конечно драму, как будто специально написанную автором для постановки в, - «НО», - одном из видов японского драматического театра. Театр, - «но», в средние века, был рассчитан на очень образованную публику, некоторые спектакли играют до сих пор. Я себе представляю, как можно сыграть такой спектакль на наших сценах, даже очень замечательно может получиться, особенно если за основу взять не рассказ, а фильм «Расёмон». Фильм чёрно-белый и изображение не объёмное, а в современной театральной постановке все эти недостатки будут устранены и приобретут новую силу воздействия на зрителя.


    Я уже успел осветить, что было написано, какие недостатки и достоинства имеет фильм, что хотелось бы увидеть на сцене современного театра. Осталось только рассказать, как я понял этот фильм и всю затею драматурга шагнувшую, к нам через  целый век, и не потерявшую своего значения.


     Это только моё мнение, и я хочу им поделиться. Для начала ответить как на вопросы  в телепередачи: что, где, когда??? Что? Вещь вроде детективная, на лицо несколько преступлений, есть расследование, допросы, есть даже суд, но поскольку не известно, чем он заканчивается, значит не суть это важно. Нет, преступник, конечно, пойман и понесёт наказание, но справедливо ли оно будет? Разыгранная ситуация, происходит в средневековой Японии. Там живут: самураи, монахи, стражники, дровосеки, разбойники и даже  умеющие разговаривать вместо умерших людей.  Это, могло бы произойти когда угодно, даже в наше время. Если бы суд, работал по такому же принципу, как японский средневековый, то есть только по показаниям и признаниям.


   Не было тогда науки криминалистики, с её отпечатками пальцев и судебно-медицинской экспертизой, ни каких следственных экспериментов на месте. Судьи настолько доверяли стражникам, ну прями как наши, органам дознания и приставам, а те в свою очередь не собирались лбы расшибать на работе. Даже приняв всё это можно сказать, мало, что изменилось на протяжении столетий. Криминалистика, конечно, шагнула далеко вперёд, но её специально подстроенные данные могут, кого угодно упечь за решётку, практически на какой угодно срок. Человеческий фактор никогда нельзя исключать из такого сложного процесса, как суд.


   Меня не интересуют процессуальные подробности, мне интересны поведения людей, без учёта времени, степени вины, а лишь одно, желание представить себя в лучшем виде.  Разбойник, почти благородный, женщина, почти невинна, жертва через-чур доверчива, свидетель в не подозрения.


      Вот тут начинается шарада, всех до единого участников события можно обвинить в чём-то серьёзном, даже жертву, польстившуюся на лёгкую добычу, а не самоубийца ли он? Тогда получается, что все, абсолютно все, частично обманывают в результате судебного разбирательства и пробраться к реальности в суде, практически труднее, чем в чаще леса. Вывод напрашивается один, всех нас окружает бесконечный поток лжи и разбираться, кто лжёт больше, а кто меньше нет никакого толка, если вы конечно не судья. Для  судьи это работа, он её должен выполнять, и дай бог ему не совершать ошибок в этой работе и особенно не быть продажным судьёй, потому, что продать справедливость за деньги это ещё хуже, чем совершить преступление.


     Будьте бдительны, вас хотят обмануть, но не будьте подозрительны к людям, иначе вся ваша жизнь превратится в сплошное недоверие. Не будите верить вы, не будут верить вам, в конце концов, люди перестанут верить истинам, которые гораздо старше всех жизненны принципов, написанных законов, и принятого этикета. Эти истины родились вместе со всем человечеством, они проверены временем, и лишь иногда наступают смутные времена и они перестают управлять человеческим сознанием, но даже и тогда человек не должен терять свой моральный облик, а продолжать жить ради других людей.


    Вот почему в конце фильма человек спасает младенца от неминуемой смерти, для  дальнейшей жизни.