Эта клятая свобода...

Елена Де-Бовэ
Я могу, конечно, могу судить только по себе. Дело в том, что я росла в абсолютной свободе. Правда, у меня были умные, хорошие родители, но они были очень молодые и много работали. Так что ночами и вечерами мне приходилось оставаться одной.

Свобода была абсолютная, с ключом на шее. Но она не была мне нужна. Я всегда мечтала о теплом доме со стенами, с пирогами. Мне нужны были мама и папа. Приезд бабушек был великим счастьем. Когда они появлялись, я уже не чувствовала себя такой свободной, но зато знала, что обо мне заботятся и это было прекрасно.

Ведь ребенку, если и нужна свобода, то ограниченная - лишь на время игр. Если же свобода не кончается или бывает каждый день от восьми и до семи, то появляется ощущение брошенности и открывается печальный вид безграничной пропасти, перед которой стоит жалкий ребенок и не знает, что ему делать. Он убегался на сто лет вперед и теперь ему нужно что-то другое.

Примерно, то же самое чувствовала и я, когда была маленькой. Мне обязательно нужен был взрослый человек. Даже не просто взрослый, а старый, который повидал жизнь - учитель,который бы говорил со мной и отвечал на мои вопросы.

Да, не молодой, какими были мои родители, одержимые работой, а именно... старый. Его не было. Зато было много книг и разных документов, которые хранились в семейном архиве. Поэтому я привыкла много читать. Читать в одиночестве.

И вот спросите меня об этой клятой свободе - нужна ли она была мне, ребенку? Нет, нет и еще раз нет. Потому что ребенку обязательно нужны взрослые, которые бы учили его жить. НУЖНЫ.

Ведь ребенок хочет учиться и готов учиться. У него накапливается много неотвеченных вопросов. А, поскольку, сознание его еще не замусорено штампами, он готов делать открытия, хоть каждый день. Но кому это нужно?

У детей всегда было много проблем. Сначала его усаживали и не давали шевелиться (как было в старой Англии и Японии, где девочкам варварски бинтовали ноги). Зато сегодня их заставляют бегать по замкнутому кругу, постигая свободу.. Бегать даже тогда, когда не хочется. Бегать бессмысленно в этой самой свободе, которую проповедуют сегодня те, кто выкраивают из детей нечто невообразимое.

Такова она - нынешняя педагогика - просто бросать детей в свободу, как в пропасть. Дескать, пусть ребенок сам выплывает или выскакивает, цепляясь за камни, из этой свободы. Именно так устроен нынешний глобальный детский сад в Японии, который построен в виде кольца или замкнутого круга, по которому обречены бегать дети. Главная их забота, - как говорят новые педагоги, - постигать чувство опасности.

Есть вещи, которые преждевременны. Свобода - это, как раз, такая вещь. Ее нельзя предлагать неподготовленному человеку. Нельзя бросать в пропасть ребенка, который должен некоторое время пожить в "гнезде", как дома, так и в детском саду, где должны быть уютные комнаты, а не бесконечный желтый коридор.

Когда он научится всему и подготовит себя к жизни, то только тогда он может задуматься о вопросах свободы и необходимости. НО сразу ставить ребенка перед страшным и пустым ликом свободы - это значит, покалечить его неподготовленное сознание на всю жизнь. все равно, что выкинуть птенца из гнезда....