Синдром Аспергера от первого лица. Сенсорный мир

Дарья Подчуфарова
Звуки

Громких резких звуков я всегда боялась. Хотя, нет, - я их не переносила. В детстве — шума пылесоса, сейчас — мотоцикла, дрели, болгарки и тому подобные звуки.
Иногда сильно нервирует даже чей-то резкий кашель или чихание, и моя первая реакция — пристукнуть виновника мерзких звуков. Почему?

Представьте, что вы в трансе, спокойны, расслабленны и о чём-то думаете. Может, мечтаете или вспоминаете что-то. И вдруг в соседней комнате включают дрель, или рядом с вами проносится мотоцикл. Или кто-то вдруг смачно чихает у вас над головой. Как вы будете себя чувствовать? Вот то же самое чувствую я, когда слышу резкие звуки. Они «выдирают» меня из привычного состояния, и это дико неприятно. Честно говоря, я всегда думала, что такие звуки никому не приятны, и все люди их избегают. Но я ошибалась...

В связи с этой особенностью совсем не понимаю современной моды киноиндустрии, когда звуки спецэффектов в фильмах делают намеренно громче диалогов. Такая резкая смена громкости напрочь отбивает у меня желание смотреть фильм. По мне, уж если и менять громкость в фильмах, то на диалогах её увеличивать, а на спецэффектах снижать. Но лучше всего было бы обойтись без подобных изменений громкости. В кинотеатрах для меня слишком громко. Не понимаю, зачем так громко включают фильмы, ведь не глухие люди сидят в зале. Но видя, что остальных людей это устраивает, смею предположить, что всё-таки глухие.

Не могу выносить кошачьего мяуканья, дико раздражает. Кошек тоже не люблю. У моего мужа раньше был кот. Когда он ночью начинал орать, я готова была его убить в прямом смысле слова.

К негромким монотонным звукам отношусь спокойно, например, к тиканью часов. Спать могу тоже под негромкие звуки, даже под звук телевизора или музыки. Но если кто-то ходит вокруг меня или стучит чем-то, - тогда уснуть не могу.

Обожаю музыку. Люблю и качественную популярную, и народную, и нью-эйдж. Русский рок тоже люблю. Не перевариваю только шансон, рэп и джаз. Особенно джаз — настоящая какофония.

В основном слушаю отечественную музыку, потому что мне в песнях важен смысл, а смысла в иностранной музыке я не понимаю. Приходится специально напрягаться или переводить текст, чтобы понять смысл, а я этого не люблю. Но всё равно,  как ни переводи, зарубежная музыка другая по энергетике, ощущения другие от неё. Среди них тоже есть глубокие и душевные, но не настолько, как наши. Чего-то важного в них недостаёт.

Голос у меня почти всегда тихий и монотонный, хотя, как уже говорила, могу и наорать. Когда говорю по телефону, собеседники часто переспрашивают.


Запахи.

К запахам я не настолько восприимчива. Но самый отвратительный запах я уже описывала — это запах больницы. Дальше идёт запах в интернатах и детских садах. Жаль, что запахи сложно описать, их надо чувствовать.

В остальном к запахам спокойна, если только это не резкий запах духов или чего-то химического.

Очень приятные для меня запахи — это запах корицы, клубники, камфоры, кофе.

Есть запахи, которые ведут за собой воспоминания. Например, детсадовский запах сразу возвращает меня в детство и в мой детский сад.

Сама я духами пользуюсь крайне редко, можно сказать, что не пользуюсь. Только твердым дезодорантом, мне этого достаточно, и я не вижу смысла в парфюмах. Для меня главное, чтобы от меня ничем не воняло. Терпеть не могу, когда от человека несёт за версту потом или какими-нибудь духами. Неважно, какими, - мне всё равно они не нравятся.


Вкус.

В еде всегда была неприхотлива, ела всё, кроме молока и манной каши. Последние два продукта не перевариваю. Кисломолочные люблю. Без сметаны, например, жить не могу. Сливочное масло тоже не ем само по себе. Только иногда добавляю в кашу, да и то предпочитаю сметану.

Ещё я ем всё по очереди, что есть в тарелке или на столе. Не могу всё сразу есть. Но моя прабабушка тоже так делала, может, по наследству досталось.

Ни разу в жизни не пробовала наркотики, да и не хочу. Боялась как-то. Но вот курение меня не обошло стороной. Начала курить в семнадцать, а теперь перешла на электронные сигареты, и, можно сказать, бросила. Или нашла не такую вредную альтернативу.

Сладкое я не люблю, практически не ем. Только мёд люблю натуральный и домашнее варенье. Но между конфетой и солёной рыбкой всегда выберу второе.


Осязание.

В пространстве я себя ощущаю слабо. Легко могу наткнуться на дверь или косяк. Воздействия на кожу и тело не всегда замечаю. Например, может пройти несколько дней, прежде чем я замечу, что отключили отопление. Одеваюсь только тогда, когда ноги уже ледяные, а нос красный от холода.

Терпеть не могу шерстяные вещи, которые колятся. Постоянно от них чешусь. Также не люблю всевозможные шарфы и повязки на шею — возникает ощущение скованности, хочется всё сорвать и освободиться. Поэтому шарфы ношу в очень редких случаях.

Пробовала носить цепочки на шее — все рвались, как и браслеты. Поэтому ношу бусы или амулет на толстом шнурке.

Золоту предпочитаю серебро, потому что, по моему мнению, оно благороднее смотрится. А от золота ощущение, что это цыганский металл, возникает ассоциация с базаром, торгашами и грязью. Не знаю, почему. Возможно, потому, что золотые украшения я видела, как правило, именно на людях с низкой культурой и отсутствием вкуса.

Браслеты и часы на себе также не переношу. Мешают. Их нужно снимать, надевать без конца, а у меня нет на это терпения, не тем голова занята. Не люблю, когда мои руки или шею что-то обматывает или сжимает.


Пространство.

Пространство не очень хорошо ощущаю. Вокруг, грубо говоря, может всё рушиться, - я это не сразу замечу. Водить машину поэтому боюсь и не хочу. Слишком много надо всего контролировать, то есть, быть здесь и сейчас полностью А мне это тяжело. Надо каждую секунду быть включенной в окружающее пространство, постоянно его сканировать со всех сторон, - а мне это тяжело, очень большой расход энергии. Самой себе разрешение на вождение я бы не дала. Как пилоты водят самолёты, я вообще не представляю. Для меня это загадка космического масштаба.

Не смогла научиться ездить на велосипеде, опять же — боюсь. Пробовала под руководством отца когда-то, вроде даже прокатилась немного, но боюсь всё равно.

Не смогла научиться играть на пианино, потому что две руки одновременно меня не слушаются. Если играет одна рука, вторая останавливается. То же самое с печатанием на клавиатуре. До сих пор печатаю одним пальцем, но довольно быстро. Научиться печатать двумя руками не смогла. Также по этой причине не могу сама себе укладку сделать, потому что нужно это делать двумя руками сразу, да ещё перед зеркалом.

Не любила в детстве быстро качаться на качелях — ощущение, что мозги вылетают из головы. Такое также бывает, если еду с крутой горки.

Шить, вязать не люблю и не умею. На уроках труда в школе всегда получалась какая-то стрёмная фигня, если вообще получалась.

Боли или болезни переношу спокойно, не вою и не ною, просто спокойно лежу, если мне очень плохо. Внимания к себе не требую, типа: принеси-подай. Не люблю никого напрягать, видимо, потому, что сама не люблю, когда меня напрягают.

Очень ценю личное пространство своё и других людей. Не буду никогда рыться по чужим карманам и сумкам, читать чужие письма. Того же требую от других. Попытку предъявить претензии по поводу моих действий на моей территории считаю верхом наглости и свинства.

Считаю, что само по себе пространство не статично и изменчиво. Изменчиво в связи с мышлением конкретного человека. Никакого окружающего мира не существует. Объективной реальности, то есть. Существует только лишь конкретная реальность определённого человека, его личный окружающий мир. Как следствие — существует очень много реальностей конкретных людей. Я это понимала всегда.  Точнее, догадывалась об этом ещё лет с пятнадцати. Потом окончательно убедилась. Все люди живут по-разному, значит, и объективных реальностей множество. Кто во что верит и в чём убеждён, - тот так и живёт. Если человек убеждён, что кругом нищета, болезни и воры, значит, именно вокруг него так и будет. Но кто-то живёт и мыслит по-другому, кто-то считает, что ему уготована счастливая судьба и благополучие, что в мире много хорошего, значит, для него так и будет.

И какая тогда может быть объективная реальность? Вся реальность в наших головах.

Вот это и есть моё пространство, оно зависит только от меня. Внешних обстоятельств нет, есть лишь отражение. Отражение мышления. Неважно, кто как живёт, что делает и о чём думает, главное, - о чём думаю я. Потому что только это определяет мою жизнь.

Объективная реальность если и существует, то в пределах земной природы, биологических и физических законов. Да и то есть случаи, когда эти законы не работали у конкретных людей.

Всё это, конечно,  давно известно умным людям. Но это не известно обычному человеку.

Материальный мир, пространство кажется мне слишком грубым, я в него не вписываюсь. Я больше витаю в облаках и в своих мыслях.