Мои космические приключения или назад в будущее. 8

Дмитрий Ансеров
               
   
                Первые успешные полеты Ту-155 , на котором  в качестве топлива использовался сначала сжиженный природный газ, а затем и водород, показали правильность целого ряда новых технических решений в этой новой для авиации области.

                Этот самолёт слетал на криогенных компонентах не один раз, поставил массу рекордов, побывал в Ницце и Берлине и привёз оттуда наилучшие отзывы и массу дипломов, замечу, лишь, что двигатель на самолёте был установлен не штатный, а приспособленный специально для этих задач.

                Не претендуя на чужие лавры, скажу, лишь, что в самом начале этих полётов, мне была предоставлена возможность лично  осмотреть не только заправочный комплекс, но и весь самолёт, заглянуть во все отсеки,  и оценить со своих позиций все те мероприятия, которые провели авиаторы для обеспечения работы авиационного двигателя на криогенном топливе, сохранения этого топлива возможно длительное время в специальном баке, а так же обеспечения безопасности при заправке самолёта и при его  полёте. Проделанная авиаторами работа оказалась выше всяких похвал, на самолёте появилось много новых систем, а наземный криогенный комплекс отвечал всем самым современным требованиям.

                Второй серьёзной задачей оказалось гарантированное обеспечение полётов МАКС криогенным топливом – водородом  и его длительное хранение. Мы знали, что NASP,  Hotol и  Saenger-2, так же предполагают использовать в качестве топлива жидкий водород, причём в проекте NASP водород планируется использовать не просто жидкий, а шугообразный.

                С целью решения этой проблемы АНТК им. А.Н.Туполева в кооперации с другими заинтересованными организациями  были определены конкретные пути получения жидкого водорода (по себестоимости в несколько раз ниже существовавшей) на базе предприятий коксохимической промышленности с использованием технологий и устройств, разработанных ленинградскими химическими машиностроителями.

                А идея была такая: многокомпонентный  никому ненужный «отбросной» газ сжижался,  например каскадом вихревых труб, далее разделялся на жидкие газы-фракции. При этом вместе с водородом  добывались достаточно дорогие инертные  газы типа аргона, неона, криптона и продавались кому надо. Таким образом,  себестоимость самого водорода существенно снижалась.

                Следует наверное, несколько слов сказать о «вихревых трубах». Это такая трубка, в которую под давлением вдувается по тангенциальным каналам сжатый газ. Внутри образуется вихрь в котором газовый поток разделяется пространственно и энергетически на внешний и внутренний и  соответственно на горячий и холодный, причем из одного конца трубки истекает горячий поток, а из другого – холодный. Самое интересное в этой давно практически реализованной идее, оказалось то, чтодо сих пор ученые не в состоянии связно объяснить, почему так происходит.

                Кроме того планировалось строительство крупнейшего водородного завода  в  г.Губаха, что в  Пермской области.
 
                Чтобы избежать больших бед  при полете с водородной бочкой на горбу  изучали некоторую информацию об американских бросковых испытаниях с целью определить тротиловый эквивалент тех или иных объёмов взрывающегося водорода.

                Вообще с чужой информацией надо было обращаться весьма осмотрительно, поскольку супостаты могли подпустить какую-нибудь дезу и ввергнуть страну при существовавшей гонке вооружений,  в колоссальные неоправданные расходы. Большее доверие вызывали сведения, полученные разными правдами-неправдами от тех, кто эти сведения, таким образом добывал, но как назло, по наземке  такая  информация  была ничтожна.
 
                Весьма интересной и верной, но психологически никуда не годной была идея  автоматически поджигать водородную течь  при обнаружении негерметичности трубопроводов или баков водорода в полёте или на земле при этом гарантированно исключался взрыв. Каково лететь в отсеке, где над ухом невидимо факелит огонь.