Мои космические приключения или назад в будущее. 7

Дмитрий Ансеров
                В космическом пространстве, как правило,  используются высококипящие компоненты ракетного топлива (КРТ) их можно долго хранить в отличии низко кипящих, криогенных, однако они весьма токсичны.  Это несимметричный ди-метил-гидразин (НДМГ) и азотный тетра-оксид (АТ), значит после посадки нужна дегазация техники, дожигание излишков, нейтрализация проливов. Думаю, простят меня режимщики, ведь эти компоненты уже не раз упоминались в наших СМИ.  Далее, неизвестно в каких баталиях побывал  в полёте наш орбитальный самолёт, а значит,  нужна его дезактивация. И, наконец, никому неведомо, каких он в космосе гонял чертей, поэтому предусматривалась  его основательная дезинфекция.

                Сравнительный анализ характеристик лётного поля, состава сооружений служебно-технической застройки, предлагаемых для наземного комплекса, и характеристик аэродромов современной авиации позволял выделить следующие  факторы определяющие облик наземного комплекса.

                Как было сказано, летное  поле  предусматривало улучшенные характеристики ВПП  и, в частности, увеличенную длину и несущую способность покрытия.

                В состав сооружений служебно-технической застройки, кроме типовых, имеющихся на действующих аэродромах должны были входить дополнительные сооружения, предназначенные для обслуживания МКС, их узлов, агрегатов и полезных грузов, а так же площадки и  сооружения для предварительного, предполётного и послеполётного обслуживания, зоны рассредоточения и хранения.

                Наземный комплекс предполагал размещения в зонах работ с МАКС уникальных  заправочных  комплексов  жидкого водорода, кислорода, спецгазами и перегрузочного оборудования высокой грузоподъемности.

                Теперь чуть подробней о районах базирования.

                Как и положено,  каждый из них  предусматривал основной или  базовый аэродром, где обеспечивались бы  в полном объёме все операции по подготовке к работе системы МАКС в целом. В состав района базирования необходимо было включить несколько оперативных аэродромов и несколько запасных. Понятно, что оперативные аэродромы  были необходимы для  расширения оперативных возможностей МАКС и технических возможностей НК - таких как рассредоточение, хранение, профилактические  и регламентные работы на элементах МАКС. Запасные - требовались преимущественно для посадки ОС при его сходе с орбиты  в нерасчетной точке или при невозможности посадки на базовый аэродром по метеоусловиям.

                Была интересная идея использования запасного аэродрома для старта МАКС и последующего атмосферного полёта на базовый аэродром. Вот тут и выскочила, эдакая, ставшая затем супер модной фишка,  под названием авиа - мобильный комплекс, включающий самолёты заправщики с запасами жидкого водорода, кислорода и  спецгазов. Такой авиа-мобильный комплекс позволял не создавать  объектов из состава наземного комплекса на «второстепенных» аэродромах.

                Тут вообще оказалось всё совсем не пахано и требовало не просто ракетно-авиационных инженерных знаний, но и специальных  знаний из области криогеники.  Если в космической отрасли, к тому времени вовсю использовали криогенные компоненты топлива, то первостепенной задачей  стала задача обеспечить эксплуатацию МАКС нормами и правилами, регламентирующими безопасную работу с криогенными компонентами на авиационной технике в условиях аэродромов. В то время эта проблема была решена лишь частично в интересах экспериментальных полётов экспериментального самолёта Ту-155, причем для небольших доз (до 3-х тонн сжиженного природного газа, жидкого кислорода или жидкого водорода).

                На экспериментальной базе МАП был создан уникальный  опытный заправочный комплекс для отработки средств и методов  эксплуатации ЛА с силовыми установками, использующими криогенное топливо – водород и сжиженный природный газ.