Интересная была история с полётом на Восток рекогносцировочной комиссии в составе группы офицеров различного ранга, однако долетались до того, что один мой знакомый прилетел из командировки в Москву в резиновых сапогах, потеряв где-то в Уссурийской тайге, а может на Алтае ботинки.
Замечу лишь, что в формировании ТТЗ на космодром, поскольку это чистая наземка, наш отдел участвовал как головной. Ответственным исполнителем этого документа, волею Судьбы, стал Ваш покорный слуга, к тому времени уже майор Военно - Космических Сил (ВКС).
Так же непременно учитывались следующие факторы:
-наличие в районе аэродромов 1-го класса и внеклассных (хорошо подходили такие, как: Жуковский, Владимировка, Багерово (под Керчью), Юбилейный (Байконур);
-ограничения по прохождению трасс полётов и первых полувитков для орбитальных ступеней и полезных грузов;
-требуемый объём капитального строительства;
-климатические условия;
-близость к промышленной, стендовой и испытательной базам;
-наличие или близость транспортных коммуникаций.
Предполагалось, что эти МАКС должны иметь взлётную массу около 600т и взлетать с внеклассного аэродрома, как сейчас сказали бы с увеличенными длиной, шириной и несущей способностью ВПП, плюс специфическое РТО и свои особенности УВД. А далее в низкие широты, поближе к Экватору с целью достичь более высоких орбит или увеличить массу выводимого полезного груза.
Это означало, что для космической составляющей системы требовались космические и ракетные объекты, а для авиационной – авиационные, а их ещё следовало сопрячь и увязать друг с другом, во первых с целью минимизировать затраты на создание и оптимизировать их взаимное функционирование и эксплуатацию на них предполагаемых объектов. Иными словами, требовался комплекс строительных сооружений, технологического оборудования, технических систем и иных средств предназначенных для межполётной подготовки многоразовых космических систем данного типа (их полезных грузов) и обеспечения полётов, включая орбитальные, и который получил название наземного технического комплекса (в дальнейшем наземный комплекс). А вот наземный комплекс воздушно-космического самолёта являлся дальнейшим продолжением технического комплекса для авиационно-космической системы. Поэтому планируемая структура, технология обслуживания, а также задачи, решаемые наземными техническими комплексами МАКС, представлялись аналогичными.
Понятное дело, что планируемые структура и технические характеристики наземных комплексов должны определяться задачами, решаемыми этим комплексами в интересах, прежде всего ПГ, заданной системы технических готовностей и особенностями МАКС, использующих горизонтальный старт.
Попробую перечислить эти особенности.
1. Приспособленность к эксплуатации на наземном комплексе элементов авиационной и космической техники.
2. Многоразовое использование и обслуживание орбитальной и разгонной ступеней.
3. Ограниченные сроки межполётной подготовки.
4. Обеспечение горизонтального старта и посадки разгонной и орбитальной ступеней.
5. Хранение на наземном комплексе больших объёмов криогенных и иных компонентов топлива.
6. Обеспечение многоразового проведения заправочно-дренажных циклов в процессе эксплуатации.
7. Наземная подготовка широкой номенклатуры полезных грузов и др.