Мои космические приключения или назад в будущее. 6

Дмитрий Ансеров
                Интересная была история с полётом на Восток рекогносцировочной комиссии в составе группы офицеров различного ранга, однако долетались до того, что один мой знакомый прилетел из командировки в Москву в резиновых сапогах, потеряв где-то в Уссурийской тайге, а может на Алтае ботинки.

                Замечу лишь, что в формировании ТТЗ на космодром, поскольку это чистая наземка, наш отдел участвовал как головной.  Ответственным исполнителем этого документа, волею Судьбы, стал Ваш покорный слуга, к тому времени уже майор   Военно - Космических  Сил (ВКС).    
 
                Так же непременно учитывались следующие факторы:
-наличие в районе аэродромов 1-го класса и внеклассных (хорошо подходили такие, как: Жуковский, Владимировка, Багерово (под Керчью), Юбилейный (Байконур);

-ограничения по прохождению трасс полётов и первых полувитков для орбитальных ступеней и полезных грузов;

-требуемый объём капитального строительства;

-климатические условия;

-близость к промышленной, стендовой и  испытательной базам;

-наличие или близость транспортных коммуникаций.

                Предполагалось, что эти МАКС должны иметь  взлётную массу около 600т и взлетать с внеклассного аэродрома, как сейчас сказали бы с  увеличенными длиной, шириной и несущей способностью ВПП, плюс специфическое РТО  и свои особенности УВД. А  далее в низкие широты, поближе к Экватору  с целью достичь более высоких орбит или увеличить массу выводимого полезного груза.

                Это означало, что для космической составляющей системы требовались космические и ракетные объекты, а для авиационной – авиационные, а их ещё следовало  сопрячь и увязать друг с другом, во первых с целью минимизировать затраты на создание и оптимизировать их взаимное функционирование и эксплуатацию на них предполагаемых объектов.  Иными словами, требовался комплекс строительных сооружений, технологического оборудования,  технических систем  и иных средств предназначенных для межполётной подготовки многоразовых космических систем данного типа (их полезных грузов) и обеспечения полётов, включая  орбитальные, и который  получил название наземного технического комплекса (в дальнейшем наземный комплекс).  А вот  наземный комплекс воздушно-космического самолёта являлся дальнейшим продолжением технического комплекса для авиационно-космической системы. Поэтому планируемая структура, технология обслуживания, а также задачи,  решаемые наземными техническими комплексами МАКС, представлялись аналогичными.

                Понятное дело, что планируемые структура и технические характеристики наземных комплексов должны определяться задачами, решаемыми этим комплексами в интересах, прежде всего ПГ, заданной системы технических готовностей и особенностями МАКС, использующих горизонтальный старт.

                Попробую перечислить эти особенности.

1. Приспособленность к эксплуатации на наземном комплексе элементов авиационной и космической техники.

2. Многоразовое использование и обслуживание орбитальной и разгонной ступеней.

3. Ограниченные сроки межполётной подготовки.

4. Обеспечение горизонтального старта и посадки разгонной и орбитальной ступеней.

5. Хранение на наземном комплексе больших объёмов криогенных и иных компонентов топлива.

6. Обеспечение многоразового  проведения заправочно-дренажных циклов в процессе эксплуатации.

7. Наземная подготовка широкой номенклатуры полезных грузов и др.