Сразу оговорюсь – у нас была лаборатория наземных комплексов, технических и технологических систем, поэтому мне не надо было вникать в наклонения орбит и прочие довольно непростые вещи. А вот компоновочные схемы, технические готовности, стартовая и посадочная массы, компоненты и количества заправляемого (сливаемого) топлива, комплекс сооружений, а так же вопросы спасения экипажа на старте, и безопасности персонала при всех видах подготовок интересовали в полной мере.
Так же требовалось понять, какие существующие из действующих, законсервированных и прочих аэродромов на территории СССР, имеющиеся в составе ВВС, ВМФ и МГА сгодятся для выполнения наших задач, на каких из них потребуются дооснащения или модернизации, какие и в каких объёмах? Какие там существуют наземные или иные коммуникации. При этом всегда мысленно сначала разделяли авиационную и ракетно-космическую составляющие и одновременно пытались понять смогут ли эти части ужиться и вместе работать на одной земле, а про их содружество в воздухе для космоса мы боялись подумать, однако верили в то, что сможем.
Концепция предусматривала выделить и оснастить несколько районов базирования МКС на территории СССР, которые находились бы на удалении примерно около 500…2000 км от границ вглубь территории и располагались по периметру не обязательно равномерно. Это было обусловлено рядом требований:
уберечь территории сопредельных государств от штатного либо аварийного падения некоторых, сбрасываемых элементов системы, (а себя от связанных с такими падениями неизбежных международных проблем);
условиями гарантированной посадки орбитального самолёта (ОС) на свою территорию из любого положения при любых обстоятельствах и с любой орбиты и обычными мерами безопасности на случай угрозы нарушения границ СССР.
К тому времени странная «перестройка» раскрутилась и набирала обороты, стали заметными центробежные настроения среди некоторых народов нашей братской семьи поэтому при изучении предполагаемых районов базирования приходилось учитывать так же экономическую, демографическую и социально политическую обстановку в изучаемом районе, а также национальный состав в процентном отношении, проживающего там населения.
Как выяснилось, не зря. Позднее, казахи стали потихоньку выжимать нас с Байконура, вот и пришлось формировать требования к вновь создаваемому, тогда еще не было понятно где точно, российскому космодрому на Востоке страны. Сначала планировали Сов. Гавань, для чего ездили в Главный ВМФ для консультаций. Моряки были только за, поскольку строительство космодрома предполагало колоссальное развитие инфраструктуры, включая соцкультбыт. Однако не получилось там - в районе оказался тектонический разлом. Потом остановились на некой ракетной дивизии, что в Амурской области, взяли её за основу и получился космодром «Свободный» с интересным номером в\ч 06660. Удачным было то обстоятельства, что недалеко имелся аэродром, где базировались тяжёлые стратегические бомбардировщики. Однако, как показало время, учли не всё – изменился климат и появилась очередная угроза для района – наводнение.