Мои космические приключения или назад в будущее. 5

Дмитрий Ансеров
                Сразу оговорюсь – у нас была лаборатория наземных комплексов, технических и технологических систем, поэтому мне не надо было вникать в наклонения орбит и прочие довольно непростые вещи.  А вот компоновочные схемы, технические готовности, стартовая  и посадочная массы, компоненты  и количества заправляемого (сливаемого) топлива, комплекс сооружений, а так же вопросы спасения экипажа на старте, и безопасности персонала при всех видах подготовок  интересовали в полной мере.
 
                Так же требовалось понять, какие существующие  из действующих, законсервированных и прочих  аэродромов на территории СССР, имеющиеся в составе ВВС, ВМФ и МГА сгодятся  для выполнения наших задач, на каких из них потребуются  дооснащения или модернизации, какие  и  в каких объёмах? Какие  там существуют наземные или иные  коммуникации.  При этом всегда мысленно сначала  разделяли авиационную и ракетно-космическую составляющие и одновременно пытались понять смогут ли эти части ужиться и вместе работать на одной земле, а про их содружество в  воздухе для космоса мы боялись подумать, однако верили в то, что сможем.

                Концепция предусматривала выделить и оснастить несколько  районов базирования МКС  на территории СССР, которые  находились бы на удалении примерно около 500…2000 км от границ вглубь территории и располагались по периметру не обязательно равномерно.  Это было обусловлено рядом требований:

                уберечь  территории сопредельных государств от штатного либо  аварийного падения некоторых, сбрасываемых элементов системы,  (а себя от связанных с такими падениями неизбежных международных проблем);

                условиями гарантированной посадки орбитального самолёта (ОС) на свою территорию из любого положения при любых обстоятельствах и с любой орбиты и обычными мерами безопасности на случай угрозы нарушения границ СССР.

                К тому времени странная  «перестройка» раскрутилась и набирала обороты, стали  заметными центробежные настроения  среди некоторых народов нашей братской семьи  поэтому при изучении предполагаемых районов базирования приходилось учитывать так же экономическую, демографическую и социально политическую обстановку в изучаемом районе, а также национальный состав в процентном отношении, проживающего там населения.

                Как выяснилось,  не зря.  Позднее,  казахи стали потихоньку выжимать нас с Байконура, вот и  пришлось формировать требования к вновь создаваемому, тогда еще не было понятно где точно,  российскому космодрому на Востоке страны. Сначала планировали Сов. Гавань, для чего ездили в Главный ВМФ для консультаций. Моряки были только за, поскольку строительство космодрома предполагало колоссальное развитие инфраструктуры, включая соцкультбыт. Однако не получилось там -  в районе оказался тектонический разлом. Потом остановились на некой ракетной дивизии, что в Амурской области, взяли её за основу и получился  космодром  «Свободный» с интересным номером в\ч 06660. Удачным было то обстоятельства, что недалеко имелся аэродром, где базировались тяжёлые стратегические бомбардировщики. Однако, как показало время,  учли не всё – изменился климат и появилась очередная угроза для района – наводнение.