Мои космические приключения или назад в будущее. 4

Дмитрий Ансеров
                Хороший выдался май  1988 года, а я как назло, угодил в санчасть, где  в прямом смысле пролежал недели три с острейшим радикулитом, заработанным еще во фронтовой авиации славных ВВС, на подвесках  бомб и ракет на самолёты вручную. Почти ежедневно меня навещали жена и детки, а ребята – сослуживцы, реже. В один прекрасный день, когда до моей выписки оставалось  чуть меньше недели, ко мне  зашел мой хороший приятель, СНС из нашего отдела и рассказал, что в отдел пришло около десятка томов технических предложений (ТП) из НПО «Молния» и речь идет о некой многоразовой авиационно-космической системе (МАКС). Начальники, помня о моём авиационном  прошлом,  планируют отписать документ в нашу лабораторию,  меня назначить исполнителем, который должен будет  сформировать заключение, в части нас касающейся, и как  это положено, дают мне на всё про всё ровно месяц.

                Через несколько дней я выписался из санчасти и приступил к работе, а тут РКК «Энергия», имея на выходе готовую в железе МКС «Буран» и соответственно значительный теоретический задел по многоразовости, выпускает аналогичные ТП и те по накатанному пути попадают опять ко мне. Что-то монументальное было и от АНТК им. А.Н.Туполева. Потом вопросом заинтересовался наш главк -  ГУКОС, что на Калужской  и нашему институту пришлось заниматься вопросами  МАКС уже с других позиций.  На вопрос  были брошены сотрудники (замечу, все толковые ребята),   некоторых лабораторий из "многоразового" управления  с которым  скоро слилось наше - управление  средств выведения.

                Одновременно пришла информация о том, что вопросы, связанные с многоразовыми авиационно-космическими системами,  весьма плотно прорабатываются  США (NASP, SSTO), Великобританией (Hotol), ФРГ (Saenger), Францией (Star-H), Японией (HIMES, BKC NAL) и Китаем (R-R-R) – в скобках даны аббревиатуры наименования разработок.

                Несколько слов хотелось бы сказать о, собственно,  многоразовой авиационно-космической системе (МАКС).

                Различали два основных типа:  авиационно-космические системы (АКС), где в качестве 2-й (разгонной ступени) используется тяжелый самолет-носитель(СН) или гиперзвуковой самолёт-разгонщик (ГСР). В качестве СН планировались к использованию Руслан или Мрия, а в качестве ГСР – экзотические проекты Ту-2000 или МГ-19, последний кажется имел ядерную силовую установку.  А вот у  них на горбу планировалось размещать промежуточную и орбитальную ступени – орбитальный самолёт (ОС)  с внешним топливным баком (ВТБ), ракетный ускоритель (РУ) или ракету- носитель (РН) и полезный груз (ПГ);

                Воздушно-космический корабль (ВКК) или воздушно-космический самолёт (ВКС) -  одноступенчатый ЛА с многорежимной двигательной установкой -  например, не самый новейший проект МГ-19 Мясищева-Гурко. Последнего  из этих авторов я знал лично – очень интересный и позитивный был человек - трудился у нас, в соседнем двигательном отделе, а на своей даче имел купол с телескопом - я сам видел.  Он ушел из жизни недавно, в преклонном возрасте.

                Указанные МАКС являлись или являются ( я сейчас даже и не знаю в каком времени употреблять некоторые глаголы) летательными аппаратами аэродромного базирования, которое предусматривает обеспечение горизонтального старта, посадки и выполнение всех видов наземной подготовки  этих ЛА и их полезных грузов.

                Предыстория вопроса такова:  кто-то подсчитал, что для некоторых полезных грузов определённой размерности  такие средства выведения предпочтительней.