Мои космические приключения или назад в будущее. 2

Дмитрий Ансеров
                Название комплекса - «Зенит», появилось после того, как выпустили почти открытый вариант эскизного проекта (ЭП) в интересах продажи комплекса и последующего строительства космодрома для него на мысе Йорк, что на севере  Австралии совместно с австралийским консорциумом «Кейп Йорк Эйдженси».  На предполагаемой под космодром территории жили четыре фермерских семьи, которые были успешно переселены правительством со всеми компенсациями в другие районы континента на выбор. После них остались четыре больших усадьбы и четыре небольших частных ВПП. Нам, вместе с КБ- разработчиком  наземки,  пришлось в срочном порядке изучать возможные маршруты отправки тысяч тонн  технологического оборудования и технических систем  морем, в частности через порт Ильичёвск, что под Одессой. Что интересно, в ЭП были прописаны даже  количество и  стоимость  часов занятий с австралийцами по комплексу, включая занятия по его эксплуатации, естественно в инвалютных рублях.

                Морской старт будет прорабатываться   значительно  позже,  кажется с 93 года ребята из КБ - разработчика, что в Москве, на Юго-Западной,  уже готовились в командировки в Осло. Однако этому интересному периоду   будут предшествовать две серьезных аварии РН «Зенит».  При первой, на стартовом комплексе(СК) во время предстартовой подготовки, при заправке РН жидким кислородом  взорвется насос жидкого кислорода, а при второй – стартующая  ракета  рухнет обратно в проём стартового сооружения  и наделает дел… В обоих случаях предполагались диверсии с целью не допустить этот уникальный комплекс  к работе по коммерческому выведению полезных грузов и наращиванию наших орбитальных группировок различного назначения. Учитывая уникальные технические  данные комплекса и в первую очередь такие, как полностью безлюдный, автоматизированный старт, нетоксичные КРТ, удачные энергетические показатели, а также  очень маленький интервал между пусками РН и соответственно высочайшую скорострельность мы не сомневались в высказанном предположении. Печально, что и  сейчас, когда в силу различных обстоятельств, Россия удачно получила преимущественную возможность обеспечивать выведение КА различной принадлежности, мы наблюдаем похожую картину…

                Одновременно  началось строительство стартового комплекса для РН «Зенит» на Плесецке.  Когда это строительство было уже в разгаре, какие-то умники начали заматывать вопрос и цеплять якобы прогрессивную идею - создать на  базе возводимого стартового комплекса универсальный СК, с которого  возможно было бы запускать РН лёгкого среднего и тяжелого классов, правда одного семейства, и с одинаковой архитектурой АСУ подготовкой и пуском.  К тому времени  были уже разработаны – младшая (лёгкого) и старшая (тяжелого) класса  сестрички нашего «Зенита», но на бумаге. На практике требовалось лишь, с учетом класса РН, регулировать площадь проема стартового сооружения специальной платформой. В дальнейшем это строительство затянулось на неоправданно длительное время, и его стоимость выросла в разы.