С колен встали. Пора сделать шаг

Виктор Черепнин
     Россия 21 века, сложный противоречивый механизм, который вобрал в себя правила административно командной системы на условиях государственной собственности на средства производства. Иными словами так сложилось, что в массовом сознании укоренилось, что все вокруг наше общее достояние. События конца 20 века, которые привели к развалу Советского Союза, и способствовавшие переходу этого нашего общего достояние в частную собственность небольшой группы людей, волею случая оказавшихся в тот момент в нужном месте и в нужное время, привели к возникновению некой "новой реальности". Материалы о законности перехода общего состояния содержаться в многочисленных отчетах того времени которые готовила Счетная палата, но уголовных дел, и какого либо существенного преследования за мошенничество в крупных размерах не осуществлялось, по видимому это была "государственная политика". И так общее достояние уплыло. Страна развалилась. Но нужно как-то с этим жить. Как показывает история, при любом общественном строе существуют свои проблемы, такова видимо наша природа.
 
     Анализируя исторические моменты, периодов которые возможно проанализировать на основе имеющейся доступной информации, напрашивается вывод: - для отладки четкого механизма перераспределения общественных благ необходим независимый арбитр. Монархическая система содержала в себе огромный чиновничье-бюрократический аппарат, да еще касту людей которым принадлежало по праву частной собственности вся земля (дворяне, промышленники, крупные землевладельцы), простому человеку принадлежало только право на самовыживание путем продажи своего труда, каких либо других прав у него не было. Социалистическая система, пришедшая на смену монархической, ликвидировала касту крупных собственников, но оставила еще более мощный чиновничье-бюрократический аппарат, к которому добавился еще и аппарат силового принуждения. В этих условиях, простой человек получил возможность практически бесплатного удовлетворения своих лично-бытовых нужд при условии отработки установленной нормы рабочего времени, т.е. бесплатное здравоохранение и образование во всех без исключения населенных пунктах, включая право на бесплатное санаторно-курортное обслуживание раз в год, дешевый и доступный транспорт, отсутствие безработицы, относительная доступность к товарам повседневного спроса, высокое качество продуктов питания, бесплатная доступность к пользованием объектами спортивного и культурного развития - дворцы культуры с многочисленными кружками и дворцы спорта со всевозможными секциями, и т.п. и т.д.
    
           Государство того времени обеспечивало бюджетными средствами доступность социального и культурного развития личности для каждого. Кроме того, если у гражданина возникала потребность в увеличении своих личных благ, он имел возможность заработать на их удовлетворение путем перехода на работы в сложных условиях - поехать на вахту в северные регионы, устроиться на работу в так называемые горячие цеха, и т.п., где оплата труда осуществлялась в повышенном размере. Социалистическая система была основана на системе Госплана, на основе статистических данных высчитывались расходы на обеспечение нужд и воспроизводства. Однако административно-командная система, устанавливая директивные цены не учитывала важные факторы, не было "живой" обратной связи, что приводило к дефициту или затовариванию, что являлось питательной средой для спекулянтов.

        Думается что власть понимала данную ситуацию, тем более была масса порядочных людей указывающих на данные проблемы, среди которых особенно выделяется видный советский ученый кибернетик Ведута Н.И.(1), автор динамической оптимизационной модели межотраслевого-межсекторного стратегического баланса (МОСБ) , реализация которой предлагалась на следующих принципах:
– экономика рассматривается как сознательно оптимизируемая система, основанная на смешанной собственности на средства производства;
– существует единый критерий оптимальности, характеризуемый как объективное стремление общества к максимальному росту качества жизни (максимизации роста полезности). Качество жизни определяется не только непроизводственным потреблением, но и содержанием самого процесса труда, свободным временем, предназначенным для удовлетворения социальных потребностей;
– национальная экономика рассматривается как сложная иерархическая система, что предполагает иерархическую структуру государственного управления и реализацию системного подхода к определению показателей «затраты— выпуск», сбору экономической информации, ее агрегированию и дезагрегированию на разных уровнях управления (экономика — отрасль —корпорация);
– общественное рабочее время, как единственный ограничивающий (невоспроизводимый) фактор общественного воспроизводства является исходным пунктом планирования;
– в динамической модели находит отражение действия объективных экономических законов и, прежде всего, закона стоимости как стихийного регулятора пропорциональности экономики через отклонения цен равновесия от цен производителей, и закона экономии времени, выражающегося в эффективном замещении старых технологий новыми для максимизации экономии затрат;
– модель МОСБ как динамическая система представляет собой итеративный процесс согласования плановых расчетов, включающий выбор эффективных технологических способов производства и корректировку значений целевых показателей в зависимости от производственных возможностей;
– задача эффективного распределения производственных инвестиций решается в динамической модели МОСБ одновременно с задачей оптимизации структуры и объемов конечного продукта непроизводственного назначения;
– с учетом внедрения модели МОСБ и ее совершенствования определяются направления реформирования системы государственного управления.

        Данные рекомендации властью учтены не были. Более того, под воздействием фактора дефицита товаров повседневного спроса и продуктов питания, власть теневой экономики разрасталась, проникая во все сферы государственной власти, что и привело в последствии с глобальному переделу собственности. Могучим теневикам для получения все большей прибыли необходимы были масштабы. Ссылаясь на "теорию заговора" был осуществлен переворот, власть в стране получили так называемые теневики, лица которые фактически разрушили экономику Советского Союза, и выстроили собственную экономику, захватив общественную собственность в частную путем наспех проведенных мер по смене собственников. Эти меры получили название "приватизация", но фактически это был грубый захват общественной собственности бывшими советскими теневиками, и не более того. Для управления в условиях "новой реальности" была выстроена новая бюрократическая система, основанная на лицах назначенных и поддерживаемых бывшими советскими спекулянтами - теневиками, ныне именуемыми - олигархи. В итоге мы имеем - новую бюрократическую систему основанную на представительстве олигархов во всех государственных структурах, и функционирующей в интересах этих олигархов.

      В данных условиях остается уповать на наличие прогрессивных сил способных провести работу по "разбавлению" олигархической государственной системы представителями от народа. Для организации работы по формированию таких представителей необходимо создание юридической конструкции в виде политической платформы в форме партии, на базе которой необходимо развивать работу по привлечению и объединению всех прогрессивных сил. Наличие таких представителей позволит провести корректировку законодательства путем реализации законодательных инициатив обеспечивающих права граждан, внесения изменений в законодательство направленных на отмену нормативно правовых актов ущемляющих права граждан на достойное существование. Кроме того с помощью таких представителей необходимо провести законодательную инициативу по применению научно обоснованной системы государственного планирования МОСБ функционирующей на базе государственных автоматизированных информационных систем. 

      Существующая проблема конфликта интересов лиц не заинтересованных в прогрессивном развитии страны по причине посягательства на их личное материальное благосостояние решается просто. Данные лица заинтересованы в безопасности и неприкосновенности. Дальнейшее продолжение осуществления исключительно паразитической деятельности приведет к возникновению конфликтов различного масштаба, в результате которого данные лица могут лишится всего. Следовательно, на сегодня заинтересованность в смене парадигмы с паразитической на прогрессивную, единственный способ избежать рисков конфликтов.

        В современном мире интернета людям не достаточно просто обещаний и запугивания силовыми методами и репрессиями, необходим подход основанный на сотрудничестве всех участников общественных отношений. Интернет не имеет границ, и вообще сегодня в мире границы условны, поэтому сегодня необходима такая система регулирующая взаимоотношения субъектов по перераспределению общественных благ, которая должна быть направлена на оптимизацию производства продукта в количестве реально необходимом обществу. Производя избыток продукта, предприятия вынуждены искать способы производства удешевляющие продукт, в результате появляется не продукт, а гибрид продукта содержащий в себе следы оптимизации - химические добавки, уменьшение веса, снижение качества сборки и т.п. Кроме того, лишне произведенный продукт является средой для развития различного рода спекуляций, возникает лишнее, за это перераспределение этого лишнего ведут свою борьбу силы разрешительной и регулирующей системы, то есть иными словами чиновники и топ-менеджеры. Очевидно, если отрегулировать процессы затрат и выпуска продукта на основе объективной информации о имеющемся спросе, система отношений по перераспределению общественно необходимых благ сбалансируется, отпадет необходимость выпуска некачественного, биологически вредного продукта. Кроме того, отсутствие избытка - существенно разгрузит логистическую систему, снизит нагрузку на утилизацию, приведет к сокращению трудно учитываемой сверхприбыли. Сокращение неучтенной сверхприбыли приведет к сокращению лиц для которых она является питательной средой.

         Логично предположить что, в случае реализации подобной системы, отпадет надобность в содержании огромного аппарата исполнительной власти занятого ежегодным "осваиванием" средств, которые мы обязаны платить в бюджет в виде различных налогов и сборов.

         Производство и реализация объективно необходимого количества продукта высокого качества, позволит снизить нагрузку на организацию его продаж, по причине реализации необходимого количества потребителю, который заинтересован в приобретении данного продукта, что несомненно отразится на цене продукта. Более того, снятие избыточной нагрузки на производителя, вынужденного сейчас производить излишки под давлением топ-менеджмента и чиновничества, сократит нагрузку на потребление ресурсов занятых в производстве. Что в свою очередь позволит сократить время общественно необходимое на поддержание привычного уровня жизни общества, и позволит высвободить время на культурно - оздоровительное восстановление граждан и время на занятие с детьми.

         Изложенные меры позволят ненасильственным путем вывести нашу страну на новый виток развития, без применения карательных мер принуждения и идеологического зомбирования. На сегодняшний день в нашей стране все есть для принятия указанных мер. Необходима политическая воля сил осуществляющих управление страной.








(1) Ведута Н.И. Социально эффективная экономика. М.: РЭА имени Г.В. Плеханова, 1999.