Черты стиля Щекиной

Тамара Сизова
Реалистическое направление,к  которому относят  Г.Щекину, развивалось в 90х годах ХХ века и продолжилось до  постсовестких времен –  20е годы  ХХ1 века. Это время социальных потрясений в России. В это время  авторитет литературы  стремительно падает. Тревожный  социальный  фон станотся протестным  моментом в  творчестве  Щекиной.Она  пишет не потому что надо,  а  вопрекики  тому, что НЕ надо.

1. Для языка   Щекиной  характерно обилие диалогов (разреженность текста), иногда  в ущерб повествовательности.Отсюда известная рваность текста, которая мешает нащупать сюжет. Также есть проблема  восприятия текста в целом.
 Диалоги встеречаются во многих текстах Щ.  С отрывистого диалога начинатся роман  «Графоманка».
«Участковая  излучала  тепло как  УВЧ.
-Фенкарол, бисптол? (сокращение по смыслу -  фенкарол принимали?)
-Поглотали.
-Электрофапрез, ингаляция?(посещали  процедуры электофорез?)
- Отходили.
-Ой,  торопитесь.В легких чисто, но посидеть бы еще  дома.Элеутерококк покапать в ложечку.
-Не могу, на  работу надо».

 Телеграфный стиль - с быстрой сменой событий, проглатывая отдельные слова или фразы. Об этом написано впервые  у Н. Батиной в статье "Без  через ступеньку"(журнал  "Север"). Причем, мнению Бахтиной, это даеже придает некую прелесть прозе  Щекиной, с ччем  автор данных  занисок  не согласен.
В  тексте естьокращения по смыслу (вместо говоря спасибо- спасибая).
Во 2 главе  «Ора» «Бааюкай, баюкай» в диалоге сосредоточен основной  конфликт  героя –он тянется к женщине, а она  к нему нет.
«- Тимош, оставь...
- Да вижу, что глазки плаканы. Скажись?(скажи, в чм  дело?)
Женщина сдалась:
- Приехал он, Тимош! Который у меня в школе был.
- Разве ты ему обещалась?
- Нет, но он с Чернобыля, я - теперь! - прогнать не могу.
- Почто же так расстроилась? Не можешь его прогнать, давай меня.
- Не могу тебя. Жалко тебя, - она подняла глаза, заполненные слезами.
- Разве я тебя за все три года приневолил хоть раз?
  Тимоша резко отвернулся, пошел прибивать защелку на дверь ванной. Дома у него все прибито, а тут вечно все отваливается. Здесь не сложится у него. Никогда. Милая хлынула потоком слез, просочилась ему под рубаху.
- Стой, побаюкай...»
В  повести  «Хоба»  в  первой же главе  дилог матери и сына на речке показывает характер их отношений.  «- Смотри, мам! Смотриии! Плаваю!
- Давай выходи!! - кричала мама Неда с берега, отбирая книжку у ветра, который прибежал и давай страницы рвать.
- Я еще полчаса и все.
- Через полчаса ты будешь синий, как лягушка!
Мама Неда села к ветру спиной, а в воду к Максиму прибежала здоровая черная собака и сказала:
-Рргав! Брррысь!
Кому охота с таким чудищем спорить?»
Уже  по этим  цитатам  вввидно, что манера  автора проглатытывать слова гворит не столько о спешке, сколдько о нежелании разжевывать очевидное. Сюда же  идет  «спасибая  на ходу»

2. Применение причудливых вычурных имен -  характерная  черта почти всех текстов Щекиной
Использованные  редкие и причудливые имена – это продиктовано стремлением показать своих героев особенными, инакими.  В основном  это отнсится  к женскимобразам. Гера, Георгина – рассказ «Аллергия», Неонила, Руся, Памела –повесть «Хоба»,   Павлина «Довольно  одного», Карен –  рассказ «Не друг  человеа», Чернава, Филарет – рассказ«Меандры», Дружана – рассказ «Выпало», Дафна – «Мимо  Дафны», Дамиан  - раасказ «Где моя  красота, Дпмиан», Флегонт, Паисия - рассказ «Он мой», Пантелеймон – рассказ «Тихо, Алфеева»,  Олеолеу – «Улыбка на разоме», Радомир, Отрада – рассказ «Радомир и Отрада», Сулико  и  Зара  Самвеловна, Марк Команиди(грек), Чура-чеканщик в  романе « «Тебе все можно» и т. д.Иногда ««особость» героев подчеркнута их фамилиями: Нездешний в «Графоманке»,  Тома  Халлцедонова в «Оре». Фая  Нудьга в «Поцелуе на фоне  гозы», Ли-си-цын в «Марсианах». Такие Имена и  фамилии придают  тексту оттенок загадки  и экзоики. Также несклько  примероов - прсонажи восточного направления.
3. Характерна  явно  выраженная гендерная проблематика (по Воробьевой), это  невозможность совместить  быт и  творчество, это постоянное  столкновениес  законами  мужского  мира, это и желение  осуествится  вопреки  обстоятельсвтам.
   Женская тема преобладает. К героиням  всегда ярко выражено сочуствие.
 О  гендерном направлении говоит  тематическапя связь с женской литературой, тоесть по  теме (любовь, дети,), все  героини в  основном  женщины, во-вторых, по позиции автора. Героини показаны как жертвы в мужском мире, и автор неизменно на  их стороне ( Нонка и медсестра  Аня  в «Тебе все  можно», Шура в «Ира, Гера, Шура», Ларичева в «Графоманке», Граня в «Тонкой  Гране»). В-третьих,героини  если и терпят поражение, они борются  за себя. Большинство из них  служат-какой-то идее. Помогают людым, вобще в их жизни какой-то болдьшой  смысл. Граня посвящвает жизеь родине, становится  агрономом, Дафна  как акушер ищет альтернативу  роддому в водных родах, утешает впавших в отчаяние  подруг,  Павлина  ломает  стереотипы  конторской работы, Нила помогает «ненормальным»  литераторам…

4. Поэтика повседневности. Когда в простом грубом быту есть моменты возвышенные.Когда они совпадают.  Поэтика  повседневности выражена в прозе  через то, что окружает нас  каждодневно. В  «Графоманке» это заботы  по дому,  бесконечно урчащая  стиральная  машина, это сын выливает рассольник  в таз с колготками, и когда случается  затопление, прибегает снизу  Бюро эстетики. «Зачем вы нам на голову  помои льете? – А зачем  вы так проектируете?» Ситуация доыведена до  абсурда, остается  только посмеяться над ней. Здесь  юмор как  защита от  абсурда. Особенно  знаковыми в  бытовом мире становятся   серенькие оладьи  на завтрак,  а  также кастрюли, например, в рассказе  «Марсиане».
«Пока я наливала  чай, он  молчал. И потом сказал:
- И что же тебя  окружает?
Я панически оглянулась по сторонам.
Вокруг  была  маленькая  советская  кухня,  наскоро  покрашенная  охрой и обои с  деревянным рисунком. На  плите что-то  булькало. На окне  стояли закопченные  кастрюли, на  одной из них процарапаны  буквы  BEATLES. Прямо передо мной  уронила голову ситцевая кура  для  чайника. А я была  как она. Совсем духом  упала.
- Что окружает… Кастрюли меня  окружают. – Вот и пиши про  кастрюли». И да, Нила смотрит на эти  кастрюли и пшет первое  в  жизни стихотворение.. А  глядя  на  черную  кастрюлю с Битлз, невольно подумаешь и о человке, которые сделал эти  буквы…Это будит воображение… Для  советского человека  это вообще был сигнал из другого мира.
Новый  неожиданный даже обидный   смысл кастрюле придает Леха  Камышин (рассказ «Камышин в перигее»)
«— Лиза моя приехала поступать. Прошу во всем помогать! Несете личную ответственность.
Красотка томно улыбалась руководителю.
— Вам такие нравятся? Она тоже была вашей? — глупо спрашивала Лиза.
— Ни-ког-да! Зачем мне эта кастрюля?
Но он говорил так обо всех прошлых женщинах. Так что можно было не спрашивать!»
Вообще предметный мир предстает богатым, и расширяет понятие о героях. Тот же Леха в дождь  купил  Лизе  белые  финские  сапоги, причем на последние  деньги, и они сразу стали смволом его  отношения к девушке. К  которой он и приедет  потом зализывать свои раны…

5. Автор придерживается реалистического стиля с элементами мистики.
.Проза Щекиной пишется по законам жизнеподобия, эти  упомянутые факты и характеры  взяты из действительности (см. Вологодская литературная действительность в романе"Графоманка", А. Словцов). Авто также не отрицает что некорыые факты и люди пришли из ее биографии. Что касается элементов  мистики, то они дополняют жизненную правду, дописывая картину действительную до желаемой. Например, шаровая молния не убила Тимошу  Тескова в романе "Ор". Даже сосна и та  сгорела, а Тимоша  жив. "Божие  человечие!" - насмехается  потом Тома. А может, это серьезно?

Есть загадочные моменты и в рассказе "Меандры". Дети русаалочьи  плещутся в умирающей  реке, хотя никаких детей  русалок не бывает. Но они  явились Чернаве и даже попросили расческу. Может  просто подали знак, что гибели не будет. Да и Роза,мертвая сестра  матери, Роза,которая давно потерялась, и следов нет - тоже пытается  выйти на  связь  с семьей через героиню.Камышин в том же рассказе без  сознания, а помнит детали и факты, странно.

6. Для характеристики героя и ситуации часто используется  музыка. Музыка  как   настроение, музыка  как  черта  характера, музыка как  краска  времени (эпохи).
Музыка является  в текстах Щекиной неотъемлемой сутью  дущевого состояния человека. В "Графоманке" происходит  сцена стирки под Риенцы.  Низкое и  высокое  слиты. Тяжелый быт оттенен торжественной трагическолй  музыкой. Это не потому что  героиня  так  уж  несчастна, а потому, что то это извечный  разрыв  между воображаемым  и действительным.
Драма с начатым текстом  про Батогова очень расстроила  Ларичеву, ей  кажется  важной  ее работа. А  Батогов  все перечеркнул. Чувство  неоцененности становится постоянным фоном любого эпизода.
В романе "Ор" грустное свидание  героев на  стадионе  подчеркивает  модный  когда-то Юра  Шатунов. Громкая  слава юного Шатунова - очередной  намек на возрастной разрыв героев. И чем  веселей  музыка, тем печальней история  их  безнадежной  любви.
В романе "Тебе все  можно" важной характеристикой  Долганова стала музыка  Жана Татляна. Это Доганов  открывает свои  симпатии ВАле, потому что видит, ччто  она  его  любит. Долгапнов  романтик и  то, чо Татлян его любимый  певец, да  еще  запрещенный - эота  аналогия  запретности важна для чтателя. Его  атипод Зяблик  любит  казачьи песни и заказал в  ресторане казачью " Вольную",  когда  вернулся  из заключения...
В романе "Несвадебный  марш" у  героини переломный момент - празднование Нового года, много народу и  личное  одиночество -там,где  звучит   песня  "Завируха"   в  исполнеии ВИА  "Верасы". Вьюга на улице -  и  смятение и вьюга  в душе героини. Биотломания - важнейшая  черта  Севы  Седова, он  весь мир  видит  через  призму  музыки  "Битлз", это повлияло на  внутренний  мир, сделало его  философом и либералом, личностью  исключительной. Примеры  можно продолжить.
Музыкальные,  жиописные зарактеристики делают  прозу  Щекиной  кинематографичной.