Реалистическое направление,к которому относят Г.Щекину, развивалось в 90х годах ХХ века и продолжилось до постсовестких времен – 20е годы ХХ1 века. Это время социальных потрясений в России. В это время авторитет литературы стремительно падает. Тревожный социальный фон станотся протестным моментом в творчестве Щекиной.Она пишет не потому что надо, а вопрекики тому, что НЕ надо.
1. Для языка Щекиной характерно обилие диалогов (разреженность текста), иногда в ущерб повествовательности.Отсюда известная рваность текста, которая мешает нащупать сюжет. Также есть проблема восприятия текста в целом.
Диалоги встеречаются во многих текстах Щ. С отрывистого диалога начинатся роман «Графоманка».
«Участковая излучала тепло как УВЧ.
-Фенкарол, бисптол? (сокращение по смыслу - фенкарол принимали?)
-Поглотали.
-Электрофапрез, ингаляция?(посещали процедуры электофорез?)
- Отходили.
-Ой, торопитесь.В легких чисто, но посидеть бы еще дома.Элеутерококк покапать в ложечку.
-Не могу, на работу надо».
Телеграфный стиль - с быстрой сменой событий, проглатывая отдельные слова или фразы. Об этом написано впервые у Н. Батиной в статье "Без через ступеньку"(журнал "Север"). Причем, мнению Бахтиной, это даеже придает некую прелесть прозе Щекиной, с ччем автор данных занисок не согласен.
В тексте естьокращения по смыслу (вместо говоря спасибо- спасибая).
Во 2 главе «Ора» «Бааюкай, баюкай» в диалоге сосредоточен основной конфликт героя –он тянется к женщине, а она к нему нет.
«- Тимош, оставь...
- Да вижу, что глазки плаканы. Скажись?(скажи, в чм дело?)
Женщина сдалась:
- Приехал он, Тимош! Который у меня в школе был.
- Разве ты ему обещалась?
- Нет, но он с Чернобыля, я - теперь! - прогнать не могу.
- Почто же так расстроилась? Не можешь его прогнать, давай меня.
- Не могу тебя. Жалко тебя, - она подняла глаза, заполненные слезами.
- Разве я тебя за все три года приневолил хоть раз?
Тимоша резко отвернулся, пошел прибивать защелку на дверь ванной. Дома у него все прибито, а тут вечно все отваливается. Здесь не сложится у него. Никогда. Милая хлынула потоком слез, просочилась ему под рубаху.
- Стой, побаюкай...»
В повести «Хоба» в первой же главе дилог матери и сына на речке показывает характер их отношений. «- Смотри, мам! Смотриии! Плаваю!
- Давай выходи!! - кричала мама Неда с берега, отбирая книжку у ветра, который прибежал и давай страницы рвать.
- Я еще полчаса и все.
- Через полчаса ты будешь синий, как лягушка!
Мама Неда села к ветру спиной, а в воду к Максиму прибежала здоровая черная собака и сказала:
-Рргав! Брррысь!
Кому охота с таким чудищем спорить?»
Уже по этим цитатам вввидно, что манера автора проглатытывать слова гворит не столько о спешке, сколдько о нежелании разжевывать очевидное. Сюда же идет «спасибая на ходу»
2. Применение причудливых вычурных имен - характерная черта почти всех текстов Щекиной
Использованные редкие и причудливые имена – это продиктовано стремлением показать своих героев особенными, инакими. В основном это отнсится к женскимобразам. Гера, Георгина – рассказ «Аллергия», Неонила, Руся, Памела –повесть «Хоба», Павлина «Довольно одного», Карен – рассказ «Не друг человеа», Чернава, Филарет – рассказ«Меандры», Дружана – рассказ «Выпало», Дафна – «Мимо Дафны», Дамиан - раасказ «Где моя красота, Дпмиан», Флегонт, Паисия - рассказ «Он мой», Пантелеймон – рассказ «Тихо, Алфеева», Олеолеу – «Улыбка на разоме», Радомир, Отрада – рассказ «Радомир и Отрада», Сулико и Зара Самвеловна, Марк Команиди(грек), Чура-чеканщик в романе « «Тебе все можно» и т. д.Иногда ««особость» героев подчеркнута их фамилиями: Нездешний в «Графоманке», Тома Халлцедонова в «Оре». Фая Нудьга в «Поцелуе на фоне гозы», Ли-си-цын в «Марсианах». Такие Имена и фамилии придают тексту оттенок загадки и экзоики. Также несклько примероов - прсонажи восточного направления.
3. Характерна явно выраженная гендерная проблематика (по Воробьевой), это невозможность совместить быт и творчество, это постоянное столкновениес законами мужского мира, это и желение осуествится вопреки обстоятельсвтам.
Женская тема преобладает. К героиням всегда ярко выражено сочуствие.
О гендерном направлении говоит тематическапя связь с женской литературой, тоесть по теме (любовь, дети,), все героини в основном женщины, во-вторых, по позиции автора. Героини показаны как жертвы в мужском мире, и автор неизменно на их стороне ( Нонка и медсестра Аня в «Тебе все можно», Шура в «Ира, Гера, Шура», Ларичева в «Графоманке», Граня в «Тонкой Гране»). В-третьих,героини если и терпят поражение, они борются за себя. Большинство из них служат-какой-то идее. Помогают людым, вобще в их жизни какой-то болдьшой смысл. Граня посвящвает жизеь родине, становится агрономом, Дафна как акушер ищет альтернативу роддому в водных родах, утешает впавших в отчаяние подруг, Павлина ломает стереотипы конторской работы, Нила помогает «ненормальным» литераторам…
4. Поэтика повседневности. Когда в простом грубом быту есть моменты возвышенные.Когда они совпадают. Поэтика повседневности выражена в прозе через то, что окружает нас каждодневно. В «Графоманке» это заботы по дому, бесконечно урчащая стиральная машина, это сын выливает рассольник в таз с колготками, и когда случается затопление, прибегает снизу Бюро эстетики. «Зачем вы нам на голову помои льете? – А зачем вы так проектируете?» Ситуация доыведена до абсурда, остается только посмеяться над ней. Здесь юмор как защита от абсурда. Особенно знаковыми в бытовом мире становятся серенькие оладьи на завтрак, а также кастрюли, например, в рассказе «Марсиане».
«Пока я наливала чай, он молчал. И потом сказал:
- И что же тебя окружает?
Я панически оглянулась по сторонам.
Вокруг была маленькая советская кухня, наскоро покрашенная охрой и обои с деревянным рисунком. На плите что-то булькало. На окне стояли закопченные кастрюли, на одной из них процарапаны буквы BEATLES. Прямо передо мной уронила голову ситцевая кура для чайника. А я была как она. Совсем духом упала.
- Что окружает… Кастрюли меня окружают. – Вот и пиши про кастрюли». И да, Нила смотрит на эти кастрюли и пшет первое в жизни стихотворение.. А глядя на черную кастрюлю с Битлз, невольно подумаешь и о человке, которые сделал эти буквы…Это будит воображение… Для советского человека это вообще был сигнал из другого мира.
Новый неожиданный даже обидный смысл кастрюле придает Леха Камышин (рассказ «Камышин в перигее»)
«— Лиза моя приехала поступать. Прошу во всем помогать! Несете личную ответственность.
Красотка томно улыбалась руководителю.
— Вам такие нравятся? Она тоже была вашей? — глупо спрашивала Лиза.
— Ни-ког-да! Зачем мне эта кастрюля?
Но он говорил так обо всех прошлых женщинах. Так что можно было не спрашивать!»
Вообще предметный мир предстает богатым, и расширяет понятие о героях. Тот же Леха в дождь купил Лизе белые финские сапоги, причем на последние деньги, и они сразу стали смволом его отношения к девушке. К которой он и приедет потом зализывать свои раны…
5. Автор придерживается реалистического стиля с элементами мистики.
.Проза Щекиной пишется по законам жизнеподобия, эти упомянутые факты и характеры взяты из действительности (см. Вологодская литературная действительность в романе"Графоманка", А. Словцов). Авто также не отрицает что некорыые факты и люди пришли из ее биографии. Что касается элементов мистики, то они дополняют жизненную правду, дописывая картину действительную до желаемой. Например, шаровая молния не убила Тимошу Тескова в романе "Ор". Даже сосна и та сгорела, а Тимоша жив. "Божие человечие!" - насмехается потом Тома. А может, это серьезно?
Есть загадочные моменты и в рассказе "Меандры". Дети русаалочьи плещутся в умирающей реке, хотя никаких детей русалок не бывает. Но они явились Чернаве и даже попросили расческу. Может просто подали знак, что гибели не будет. Да и Роза,мертвая сестра матери, Роза,которая давно потерялась, и следов нет - тоже пытается выйти на связь с семьей через героиню.Камышин в том же рассказе без сознания, а помнит детали и факты, странно.
6. Для характеристики героя и ситуации часто используется музыка. Музыка как настроение, музыка как черта характера, музыка как краска времени (эпохи).
Музыка является в текстах Щекиной неотъемлемой сутью дущевого состояния человека. В "Графоманке" происходит сцена стирки под Риенцы. Низкое и высокое слиты. Тяжелый быт оттенен торжественной трагическолй музыкой. Это не потому что героиня так уж несчастна, а потому, что то это извечный разрыв между воображаемым и действительным.
Драма с начатым текстом про Батогова очень расстроила Ларичеву, ей кажется важной ее работа. А Батогов все перечеркнул. Чувство неоцененности становится постоянным фоном любого эпизода.
В романе "Ор" грустное свидание героев на стадионе подчеркивает модный когда-то Юра Шатунов. Громкая слава юного Шатунова - очередной намек на возрастной разрыв героев. И чем веселей музыка, тем печальней история их безнадежной любви.
В романе "Тебе все можно" важной характеристикой Долганова стала музыка Жана Татляна. Это Доганов открывает свои симпатии ВАле, потому что видит, ччто она его любит. Долгапнов романтик и то, чо Татлян его любимый певец, да еще запрещенный - эота аналогия запретности важна для чтателя. Его атипод Зяблик любит казачьи песни и заказал в ресторане казачью " Вольную", когда вернулся из заключения...
В романе "Несвадебный марш" у героини переломный момент - празднование Нового года, много народу и личное одиночество -там,где звучит песня "Завируха" в исполнеии ВИА "Верасы". Вьюга на улице - и смятение и вьюга в душе героини. Биотломания - важнейшая черта Севы Седова, он весь мир видит через призму музыки "Битлз", это повлияло на внутренний мир, сделало его философом и либералом, личностью исключительной. Примеры можно продолжить.
Музыкальные, жиописные зарактеристики делают прозу Щекиной кинематографичной.