Кто служит, путь избрал не сладкий

Светлана Татарова
         "Кто служит, путь избрал не сладкий"*

   В 1147 году, аккурат в год основания Москвы, в далёкой Кастилии местный король Альфонсо VII сумел отобрать у Альморавидов мавританскую крепость и основать на том месте католический воинствующий орден Калатрава. После 10 лет войн власть над замком и местностью полностью перешла к испанцам. Кроме христиан, сюда подтянулись евреи, которые занимались торговлей вплоть до скорбного для них 1492 года, когда им пришлось выбирать между изгнанием или крещением. В этих местах был Овечий источник (Фуэнте-Овехуна), тот самый, о котором поведал миру великий Лопе де Вега в одноимённой драме. Во второй половине XV века местные жители восстали против злого магистра ордена, покусившегося на честь простой девушки. Сам король разрешил спор, став на сторону простого люда. Эта драма разыгрывалась на сценах многих театров мира во все времена. Не обошла она и Россию.

 
   В 1876 году в этой пьесе главную роль (дочери алькальда красавицы Лауренсии) играла на своём бенефисе великая Ермолова. Актрисе было 23 года, но, как писал один из критиков того времени, она настолько овладела зрительским залом, что "словно электрическая цепь соединила сердце артистки с сердцами тысячи зрителей, и они слились с ней в одном чувстве".

   Мария Ермолова родилась в Москве 3 (15) июля 1853 года в семье суфлёра Малого театра Н.А. Ермолова. В девять лет её отдали на обучение хореографии. В балетном классе юная танцовщица, карьера которой должна была остановиться на кордебалете, возгорелась мечтой о драматическом театре. И свою первую роль она сыграла уже в 13 (водевиль «Жених нарасхват»). Впрочем, это ещё не было её дебютом. Она усердно занималась, и хотя известный педагог Самарин не нашёл в девочке таланта драматической артистки, сказав, что её потолок — "плясать у «воды», судьба распорядилась по-своему.

 
   Она дебютировала в свои 17 лет, почти случайно оказавшись на сцене в бенефисе Надежды Медведевой, которая охарактеризовала своё впечатление от юной актрисы словами «У меня мурашки забегали по спине.». А дальше было завершение учёбы и служение в Малом театре, которому она отдала 50 лет своей жизни.

 
   В.И. Немирович-Данченко вспоминал: «Она играла во многих моих пьесах. Когда после генеральной я, бывало, приходил и благодарил ее за те чувства, которые возбуждала ее необыкновенная игра, я вспоминаю ее застенчивые движения и опущенные глаза… Ее строгое отношение к себе восходит к тем традициям, которыми всегда жили в Малом театре, — высокой требовательности к себе и к своей работе». Станиславский же назвал её «эпохой» русского театра.

 
   Её талант расцветал в тяжелейший период развала Российской империи, на рубеже веков. Благодаря и вопреки времени и судьбе, разделившей её с мужем, вынужденным покинуть родину после Октября. Но она сумела покорить не только Императорский театр, но и публику нового строя, раскрывая зрителю широту свободолюбивой натуры.
 

   И она стала Первой Народной Артисткой Республики, оставаясь "символом женственности, красоты, силы пафоса, искренней простоты и скромности", как ещё писал о ней Константин Сергеевич Станиславский.

 
  Сегодня исполняется 90 лет со дня её смерти.

 
Роли в театре:
1866 — «Жених нарасхват» Д.Т. Ленского — Фаншетта
1870 — «Эмилия Галотти» Г.Э. Лессинга — Эмилия Галотти
1871 — «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина — Лидочка
1871 — «Тартюф» Мольера — Марианна
1872 — «Сверчок домашнего очага» Ш. Бирх-Пфейфер — Фадетта
1873 — «Гроза» А.Н. Островского — Катерина
1876 — «Овечий источник» Лопе де Вега — Лауренсия
1876 — «Василиса Мелентьева» А.Н. Островского — Василиса Мелентьева
1877 — «Последняя жертва» А.Н. Островского — Юлия Тугина
1878 — «Ричард III» У. Шекспира — леди Анна
1878 — «Гамлет» У. Шекспира — Офелия (затем в 1891 г.)
1879 — «Уриэль Акоста» Гуцкова — Юдифь
1879 (?) — «На пороге к делу» Н.Я. Соловьева — Лонина
1879 — «Бесприданница» А.Н. Островского — Лариса
1879 — «Мария Тюдор» В. Гюго — Мария I Тюдор
1881 — «Таланты и поклонники» А.Н. Островского — Негина
1883 — «Горячее сердце» А.Н. Островского — Параша
1883 — «Невольницы» А.Н. Островского — Евлалия
1884 — «Орлеанская дева» Ф. Шиллера — Иоанна Д’Арк (играла эту роль 18 лет)
1886 — «Мария Стюарт» Ф. Шиллера — Мария Стюарт
1886 — «Воевода» А.Н. Островского — Олена
1886 — «Звезда Севильи» Лопе де Вега — Эстрелья
1887 — «Зимняя сказка» У. Шекспира — Гермиона
1889 — «Татьяна Репина» А.С. Суворина (об актрисе Евлалии Кадминой), поставлена 16 января в Малом театре — Евлалия Кадмина
1889 — «Эрнани» В. Гюго — донья Соль
1890 — «Федра» Ж. Расина — Федра
1892 — «Сафо» Ф. Грильпарцера — Сафо
1892 — «Граф де Ризоор» В. Сарду — Долорес
1892 — «Мария Шотландская» Б. Бьёрнсона — Мария
1893 — «Расплата (Эгоисты)» Е. Гославского — Берта Рейман
1895 — «Родина» Г. Зудермана — Магда
1896 — «Макбет» У. Шекспира — леди Макбет
1896 — «Марианна» Э. Эчергарайя — Марианна
1902 — «Кориолан» У. Шекспира — Волумния
1903 — «Измена» А.И. Сумбатова — Зейнаб
1904 — «Красная мантия» А. Брие — Янетта
1908 — «Без вины виноватые» А.Н. Островского — Кручинина
1908 — «Холопы» П.П. Гнедича — Княжна Плавутина-Плавунцова; «Приведения» Г. Ибсена — фру Альвинг
1909 — «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А.Н. Островского — инокиня Марфа
1915 — «Стакан воды» Э. Скриба — Королева Анна
1918 — «Декабрист» П.П. Гнедича


* цитата из "Фуэнте Овехуна"

По материалам откр. источников
 
12.03.2018 08:29 МСК