Горький и обыватели. Прохор

Алла Моисеенкова
Прохор, дьявол номер раз.
«П а в е л …дьявол идёт!.. У-у!»
Открываем Википедию:» Дья;вол (церк.-слав. дїа;волъ, др.-греч. ;;;;;;;; — клеветник[1][2]) — религиозно-мифологический персонаж, верховный дух зла, властелин Ада, подстрекатель людей к совершению греха»
В той же Википедии ищем значение слова  подстрекатель: Значение
1. тот, кто подстрекает, побуждает к недозволенным, предосудительным поступкам, преступным действиям, занимается подстрекательством.
Синонимы
2. частичн.: подзуживатель, провокатор
И вот поразительная точность Горького, именно «подстрекатель». То есть он не совершает незаконные действия и преступления против морали и нравственности, но провоцирует и подталкивает к ним. А как?
В доме, где умирает хозяин, где мать убивает ребенка из жалости, где шевелятся по ночам страшные тени, где
« П а в е л. Сыном своим вы готовы землю копать, как лопатой, лишь бы денег добыть...»
Вот в таком доме живет человек свободно, ярко, весело и он совсем не против компании: вот театры, оперы, рестораны, пожалуйста! Для вас все уже готово: гуляние, тройки, торжество радости и беззаботности, счастливая жизнь! Присоединяйтесь!
В пьесе Горького только упоминается об этом, но в фильме-спектакле «Первый вариант «Васса Железнова» режиссёра - Вячеслава Езепова
Прохор обаятельный, хорошо одет, играет на гитаре, становится перед дамой на колено, остроумен, говорит комплименты, поет Застольную песню из оперы Дж. Верди "Травиата"   
«Высоко поднимем все кубок заздравный
И жадно прильнём мы устами,
Как дорог душе миг любви лучезарной»
и арию из оперы Ж. Бизе, Кармен
«У любви, как у пташки, крылья,
Её нельзя никак поймать»
И этот весь ярчайший карнавал жизни в доме-аду, где
 «П а в е л. А у нас, как в больнице, все ходят платья чёрные да полосатые...» Оцените контраст. Вот этот мрак и кошмары и одна из самых фантастически праздничных арий и такая же жизнь. Вот что бы Вы выбрали?
В эту бесконечную череду развеселых безобразий и безудержно-праздничного веселья, вовлекается Людмила, жена сына Вассы, дочь управляющего. Причем, явно не насильно и дядю она не считает в чем-то виноватым.
      «А н н а. А что за человек дядя Прохор?
      Л ю д м и л а. Так... купец весёлый... Тоже ласковый... Приласкает, а потом - отдавай назад... с процентами. (Другим тоном.) Ну, бог с ним! Не хочу плохо говорить о нём, - он всё-таки сделал мне однажды доброе, сделал! А мы ведь не нищие и должны добро помнить, так, Анна?»
Но это увлечение Людмилы - трагедия для Вассы, Михаила и Павла. Это непереносимо, это трудно пережить.
«П а в е л. Господи! Железнова жена - гулящая! Мамаша, неужто вас не терзает... не стыдно вам?»
Людмила уехала веселиться на всю ночь с дядей на хутор, а утром разговаривают
«В а с с а. Где дочь-то? Родитель... эх!
      М и х а и л. Ничего не могу сделать... свыше сил...
      В а с с а. Погубили парня...
      М и х а и л. И её...
      В а с с а. Она у тебя ночевала... Понял?
      М и х а и л. Понимаю-с.»
«П а в е л. Маменька - мне стыдно, мне - нестерпимо... помоги как-нибудь, ведь ты меня любишь, я знаю... мама!»
Они ничего не могут сделать, Людмила угрожает сделать самое страшное. И что? Вот приходится молчать, покрывать чужие грехи и копить лютую ненависть, к тому, кто просто предложил эту другую развеселую жизнь: не считаться с условностями, жить свободно и только для своих страстей и радости. Прохор только предложил и ничего больше! Он предлагает всем, но согласилась только несчастная Людмила, бездетная, страстно ненавидящая мужа-калеку, она помнит еще свою любовь к другому человеку. Это согласие Людмилы - побег от жуткой реальности и невозможности ее изменить.
Вот этот момент все понимают, родственники не считают Прохора злым, вот что удивительно
«М и х а и л (с яростью). Его добрым считают... совестлив, дескать... Знаю я эти штуки - совесть да доброту! Видел-с... Они в деле - как песок в машине... И всё это - одна игра, никому не нужна доброта, никому! Дай мне столько, сколько я стою, больше ничего... Ласки да шутки оставьте себе, да-с! Это - когда человеку нечем внимания заслужить, он в совесть играет! А кругом все от его игры плачут... и никакое дело не может правильно идти... Вредоносный человек он...»
«В а с с а (мягко, миролюбиво). Прохор Иваныч, вот вы человек неглупый, не злой..»
Это первый соблазн и подстрекательство, второй еще более коварен, он уже вызывает просто не то, что злобу, а звериную ненависть родственников к искусителю.
«П р о х о р. Это вы - оставьте! Семья! Братец покойный не без вашего наущения по миру меня пустил было - не забыли вы об этом? Семья-с? Благодарствую! Тридцать тысяч слизали моих, - будет! Хе!»
«П р о х о р. Оставьте увертюры наши, всё равно - не вывернетесь! Никаких войн! Закон существует, Васса Петровна, эдакое римское право: моё суть моё! Отыдет Захар в селения горние, мы с вами мирно разделимся, и никаких увертюр! Желаю здравствовать... (Ушёл. Васса смотрит вслед, странно наклоняясь, точно хочет прыгнуть на него)».
Вот уже до такого дошло, что уже «прыгнуть» и растерзать. А в чем же причина такого поведения? Мирно разделились и разъехались, родня все-таки, тем более Прохору страшно жить с любяще-ненавидящими  родственниками, он мечтает уехать из этого кошмара, но с деньгами
      «П р о х о р. Бум! Сказала тоже! Завязли тут все деньги мои, по милости Захара... Вот выдерну их, и - прощайте, единокровные мои жулики!..»
А этого допустить никак нельзя.
«В а с с а.... Беда идёт на нас, Анна! Дядя хочет свои деньги вынуть из дела... а кто ему деньги нажил? Чьей работой они выросли? Захаровой да моей! Что он делал, Прохор-то? За бабами гонялся, театры заводил... Куда ему деньги? Один...»
            «А н н а (внимательно). Вот как... да? Разоряемся?
      В а с с а. Рушится всё дело! Тридцать лет работы - всё дымом, дымом! Годы были - тяжелые, убытки - большие... Работников - нет, а наследников много... А наследники - плохи! Для чего трудились мы с отцом? Кому работали! Кто грехи наши оправдает? Строили - года, падает - днями... обидно... Непереносно!»
Выход из затянувшейся Гордеевым узлом ситуации один: убить Прохора. И опять дьявольское подстрекательство: убей развратника и подлеца, «дьявола»! Убей Прохора, который жизнь всем изуродовал и будет все хорошо! А о том, что убийство - грех, говорить не приходится! Это же благо для всех! Для всех! Это же надо сделать!  И просто необходимо.
И такие попытки были и не раз, и не два. То лестницу на самый край передвинули, пол сырой и дверь захлопнули, темно, упасть и сломать шею проще простого. Пытались отравить, опять неудачно, выжил, но здоровье Прохора пошатнулось. А страсти по наследству накалились до самых крайних температур. Уже все настроены делить наследство покойника, вот уже сейчас! Немедленно! лишний конкурент мешает смертельно.
Пьяный Павел под натиском подстрекательств родственников, и научений, насмешек и издевательств не выдерживает, набрасывается на больного Прохора, бьет его, и опять неудача. Избитого, но еще живого Прохора уносят наверх в его комнату. И вот тут за закрытыми дверями происходит что-то непонятное. Горький и детектив несовместимы? Разве? Кто нанес последний, смертельный удар Прохору, неизвестно. Это скрыто от зрителя, это и есть та загадка, которая навсегда останется неразгаданной. А я расскажу об этом в другом тексте.
  Так вот, об искушениях и дьяволе. Он только предлагает, а вот выбор делает каждый из нас постоянно. Вот в чем дело, вот о чем пьеса М. Горького. Глубочайший смысл, пьеса великолепно, филигранно написана и достойна Вашего восхищения. Почитайте пьесу «Васса. 1 вариант», посмотрите талантливейший фильм-спектакль, доставьте себе редкое удовольствие.
Первый вариант «Васса Железнова» мы можем посмотреть фильм-спектакль Спектакль Малого театра России
Постановка Владимира Бейлиса
Режиссёр - Вячеслав Езепов
Премьера - 19 апреля 2016 года.
https://www.youtube.com/watch?v=vnhmxld8zgo