Счастье это всего лишь счастье

Янс
Несмотря на будний день в храме было многолюдно. Сегодня отпевали известного в городе журналиста Александра Гракха. Марине необходимо было его увидеть. По жизни очень деликатная, сейчас она грубо протискивалась через плотно стоящих людей, чтобы быть поближе к своему «милому А.В.».
Когда она позавчера в новостях прочитала, что скоропостижно скончался Александр Гракх, первым чувством, которое она испытала, к ее удивлению и стыду стало облегчение. То, что их мучило и терзало, разрешилось самым естественным образом. «Милого А.В. больше нет. И нет больше их тупика».
Облегчение ушло. Привычно разболелась голова. Марина присела на кровать, тупо уставившись на компьютер. Зеленого огонька на его страничке в скайпе не было. Она продолжала смотреть и надеяться, что сейчас огонек загорится и появятся привычные слова: «Я с тобой».
Так Марина просидела минут сорок, закрыв волосами лицо. Сознание отказывалось принимать реальность случившегося. Из оцепенения вывел стук в дверь. На пороге стоял муж.
- Слышала, Гракх умер? – произнес он буднично. Точно так же он сообщил бы о смерти известного, но незнакомого человека.
Для него Гракх был случайным знакомым, которых были в его жизни сотни.
- Да, слышала.
- Ты хорошо выглядишь.
Он сделал попытку откинуть волосы с ее лица. Она увернулась, и его рука неловко зависла в воздухе.
- Извини. Ты иди, я хочу лечь спать. Мне завтра вставать рано. Спокойной ночи.
Марина машинально подставила щеку для ритуального поцелуя.
- Спокойной ночи.
Муж отправился к себе в комнату.
Марина всю ночь перечитывала переписку с А.В. «Скайподиалоги», как их Гракх называл. Только, прочитав последнюю страницу, она осознала, что А.В. больше нет. Скайподиалоги не будут иметь продолжения. Это осознание вновь принесло облегчение. Марина проплакала всю ночь.

«Опять он не успел побриться, а я не проследила», - первое, что подумала Марина, увидев А.В. в гробу. Неожиданно ее за рукав тронула незнакомая женщина.
- Извините, Наталья жена Александра просит вас подойти.
Марина, молча пошла за женщиной. Жена Граккха подвинулась, чтобы дать ей возможность встать рядом.
- Сердце у него разорвалось, - сказала Наталья вместо приветствия. – Он обычно долго у себя сидит. До часа ночи, как правило. С вами переписывается, - Она не смотрела на Марину и создавалось впечатление, что ей надо просто выговориться.
- Три часа ночи, а диван его пустой. Нет его. - продолжила Наталья. – Я спустилась к нему вниз, а голова на компьютере лежит. А рядом флешка. Ваша переписка на ней. Когда его забрали в морг, села читать. Какой же он подлец. Ведь сказал мне, что поставил точку в ваших отношениях.
Наталья прервалась. Началось отпевание.
Марина помнил тот вечер. Да и несложно было его не помнить. Очередной вечер по скайпу закончился традиционно. «Ненаглядная моя. Хочу просто напомнить, что я тебя очень люблю, нежно целую. Спокойной ночи». И оставил скайп открытым.
Марина крайне неодобрительно отнеслась к его поступку. Гракх сделал все, чтобы жена узнала, что у него есть другая женщина.
- Зачем, зачем ты это сделал, - говорила она ему.
- Я устал жить во лжи. Думал, что мне станет легче, - объяснял он ей свой поступок.
- Легче стало, - спросила Марина через несколько дней.
- Нет, - признался он.
- А я тебя предупреждала.
- Что случилось, то случилось. Я свой выбор сделал.
- Я нет. И в обозримом будущем не сделаю. Я не знаю, где мы будем жить, на что жить. Ты – пенсионер с непостоянными заработками. Я не работаю. И не забывай. У меня трое детей. Как они отнесутся к тому, что я уйду от мужа.
После того, как его жена узнала об измене мужа, их отношения изменились. Встречи стали редкими и короткими. В переписке и телефонных разговорах, которые составляли большую часть их общения, все чаще возникало недопонимание. Они любили и мучились. Любовь становилась глубже, а мучения острее. Марина подсчитывала потери. Все то, что было их соединительной тканью, вдруг исчезло, образовалась пустота. Перед Мариной встал выбор. Разбивающий сердце выбор… Тиски новых обстоятельств сжимали их мир и выдавливали из него по капле почти все, что их связывало.
В последнее время она стала ощущать раздвоение личности. Одна Марина нервно и судорожно пыталась осмыслить новый уровень отношений, чтобы понять, как жить дальше. Другая – внимательно и спокойно следила за той первой, и за Гракхом. Она заметила, что исчезли привычные маленькие детальки , значительные и необходимые. Услышала, что фразы стали звучать дежурно, разговоры по телефону шли натянуты. Их редкие кратковременные встречи тоже не внушали оптимизма, а приносили нестерпимую боль …. . Ей не нравилось, что она не может сдерживать себя, не может терпеливо подождать. И она не может, не находит в себе сил это все остановить. В тоже время забавно было наблюдать, что они как будто разыгрывают сцену из написанного ими же сценария.
Он же мучился от того, что не может уйти из дома, от жены. Уйти в никуда не был готов. Марину убивала простая и очевидная мысль. Теперь ее А.В. не может принадлежать ей безраздельно. Она поняла, что никогда с этим не смирится.
Они вместе вышли с кладбища.
- На поминки поедете? – спросила Наталья и испытующе посмотрела на Марину. Та отрицательно покачала головой.
- Правильно. Пусть хоть после его смерти не будет двусмысленности. Одного не могу понять, чем же вы его так зацепили. Думала молодостью. Выяснилось, что мы с вами ровесницы.
Это уже не было монологом как у гроба. Наталья ждала ответа.
- Извините, я не готова на эту тему говорить. Я поеду. Еще раз извините.

Только после похорон пришло понимание, что А.В. больше нет. Весь вечер она не находила себе места. Муж несколько раз пытался завести разговор. Она обрывала: «Не сейчас». Уложив детей, ушла в себе в комнату. Включила компьютер и вошла в скайп.
На страничке А.В. горел зелёный огонек.
«Наверное, жена копается в переписке», - с неприязнью она подумала о жене. – Сколько раз ему говорила, запароль комп. Не провоцируй жену.
После некоторого раздумья начала печатать.
- Недосказанности больше нет, нет больше непонимания. Все ясно и понятно. Тебя мой любимый А.В. больше нет. Ты любил произносить: «Как с этим жить?» Скажи, мой любимый, как мне теперь жить?
Буквально тут же пришел ответ.
- А как мне жить? У вас семья, муж. У меня ничего. 30 лет семейной жизни коту под хвост. Как же я вас ненавижу.
Марина кожей почувствовала эту виртуальную ненависть. Она моментально выключила компьютер.

На девять дней Марина поехала на кладбище. Оставив машину у ворот, пошла к А.В. Возле могилы на лавочке сидела его жена.
- Я знала, что вы приедете. Решила вас дождаться. Присаживайтесь, - Наталья подвинулась, освобождая место для Марины. – Вы извините за несдержанность в скайпе. Нахлынуло что-то. Извините.
- Ничего, все нормально. Я не в обиде, - тихо ответила Марина.
- В обиде я должна быть, а не вы. Не могу понять, чем вы его так зацепили. А ведь зацепили. Сашу я хорошо за тридцать лет изучила. Я была уверена, что он бросится просить прощения. Были у него пару интрижек, о которых знала. Он легко просил прощения, а я легко прощала. Чувствовала, что он душой, сердцем был всегда со мной.
Наталья достала из пачки сигарету.
- Не возражаете, если закурю.
Марина кивнула головой.
- Я уже наизусть знаю вашу переписку, - затянувшись сигаретой, продолжила она. – Понимаю, чем он вас привлек. Саша пишет здорово. Какая точность слов, какие парадоксы и подтексты. С ним все понятно. А с вами? Конечно, вы привлекательны, ухожены. Моложе, но не настолько, чтобы потерять голову. А «крышу» ему снесло основательно. Стоит около меня, смотрит на меня, а видит вас. Как это ужасно. Вы даже не представляете!
Наталья повернулась к Марине, и словно невзначай пустила ей дым в лицо. Извинилась, и тут же затушила сигарету.
- Я даже после смерти не могу его простить. Променять тридцать лет нашей жизни на мимолетные встречи безо всяких перспектив. Вы же оба говорили, что у вас тупиковая ситуация. Теперь понимаю, что совершила ошибку. Внутренне его отпустила. Считала, что после тридцати лет вместе, наша семейная жизнь будет и дальше идти по рельсам. И тут вы появились.
Гракх Марине понравился сразу, как только он вошел в дом. Она пригласила его к себе, чтобы дать кое-какие документы для его статьи. Еще раньше, прежде чем поздороваться, он улыбнулся ей. Его улыбка сразу покорила Марину. Он не был красавцем. Возраст редко красит человека. Лицо, изрезанное морщинами, мешки под глазами. Но Марина почти не обратила на это внимание. Ее заворожила его улыбка – добрая и ироничная. Она даже толком не смогла  определить его возраст. «Немолодой» - единственное, что она подумала на этот счет.
Но от Гракха шел такой магнетизм, что, когда провожала его из дома, ей непроизвольно захотелось прикоснуться к нему.
Они потом не раз обсуждали их первую встречу, вспоминая, каждый раз, новые детали. По мере углубления отношений, появлялись все новые детали. Когда они так счастливы, приятно копаться в воспоминаниях. Потом был Крым, который стал высшей точкой их отношений.
За день отъезда из Крыма Марина поняла, что не хочет уезжать, расставаться с А.В. Она совсем не устыдилась того, что все эти дни не вспоминала про детей. Если с А. В. расставалось даже на короткое время, она тут же начинала скучать. Как только он появлялся, ее лицо непроизвольно расплывалось в улыбке. Он подходил к ней и начинал целовать.
- Зацелую твою улыбку.
Они настолько были бесстыдно счастливы, что не обращали внимание на то, что их могут видеть.
- Публичное одиночество. А в моем возрасте публичное одиночество вдвойне. Они нас не видят. Мы растворились для них. Нас нет, - шептал он ей на ухо.
Марине было отрадно наблюдать, как помолодел «милый А.В.». Исчезла часть морщин, пропала сутулость, вернулся полноценный секс.
- Ты вернула меня жизни. Такой кайф быть полноценным. В Крыму мы подняли наши отношения на недосягаемую планку. Очень трудно будет дотягиваться до этой планки в дальнейшем.
Милый А.В. был умным человеком. Но признание жене стало началом разрушения счастья. Счастье — это всего лишь счастье, и больше ничего. И не мы его ловим, а оно нас.?
«Я понимаю и ощущаю, что причиняю тебе боль. Благие намерения оказались дорогой в ад. Я не представлял всех последствий того, когда жена узнала про нас. До этого момента все и для всех было удобно. Я все эти удобства порушил. Жалею ли я об этом шаге. Скорее нет, чем да.
Да, этим шагом я загнал себя очень далеко, а тебе причинил боль. Именно это обстоятельство больше всего меня мучает. Весь день внутри пустота и холод. Хотел усидеть на двух стульях, как сидел благополучно до этого. Теперь же я жестко поставлен перед выбором. Всего на всего надо поставить запятую в простом словосочетании: уйти нельзя остаться.
Как оказалось, я так и не смог поставить запятую. Страшно уходить в никуда. Как оказалось, я к этому не готов. Все равно придется уходить.
В эти дни стала понятна еще одна вещь. Я не просто люблю тебя, я в тебе живу. Как с этим быть, не знаю. Не забывай меня, моя любовь».
Стук в дверь. На пороге стоял муж.
- Я тут немного заработал. Хватит и на жизнь, и долги все закрыть. Убери.
Он протянул ей три пачки пятитысячных купюр. Он взяла и равнодушно положила на тумбочку.
- Тебе неинтересно, сколько там денег, - удивился муж.
- Нет.
- Но ты же мне чуть ли не каждую неделю проедала мозг. Когда будут деньги, когда будут деньги.
- Больше не буду. Я от тебя ухожу.
- Куда уходишь? Что ты несешь?
- Какая разница куда. Ухожу и все. Я не хочу больше жить в тупике. Все, уходи.
Она закрыла за ним дверь и улыбнулась. Нет больше тупика. Милый А.В. может ею гордиться.
Александр Гракх недовольный собой отъехал на кресле от компьютера. Написанное ему не нравилось. Нет, сюжет он сумел закрутить. И финал совсем неплох. Но не было легкости глубины в тексте. Нет тех самых им любимых нюансов и деталей, которые создавали ту самую глубину.
Он вернулся к компьютеру. В скайпе сообщение от Марины.
«Милый А.В. Как и обещала. Безо всяких слов и объяснений. Мы расстаемся».
Сначала в некотором оцепенении он несколько раз перечитал сообщение, пытаясь найти подтекст. Подтекста не нашел, но на всякий случай удалил сообщение. Рассказ все-таки получился. Гракх оправдал себя. Похороны состоялись.