Посадка на судно в Азове. 1994 год

Александр Дед
            
Дела шли в конец плохо. Балтийское Морское пароходство разваливали на глазах. Единственное пароходство, которое развалили. Чтобы не мешало руководство, завели уголовные дела и устранили от дел. Суда арестовывались и продавались за бесценок. Ворье и сволочь правили свой пир. Не хочу о них говорить, история сама расставит все на свои места. Нужно время.

Оставшись без работы, моряки искали себе заработок. Кто уходил на суда под иностранными флагами, но туда стояли в очередь и был жесткий отбор,  кто- на берег, в свободное плавание по морю бизнеса, кто в братки, кто просто начал жестко пить от безнадеги водку и шагать в бездну. Многие из моих друзей и знакомых уже давно разговаривают на небесах с Богом.


       Я тоже слегка припухал, даже можно сказать, бедствовал . Беременная жена, отсутствие денег и перспективы работы в море, поскольку занесен был в Черный список. Свои документы я подал в ряд компаний, ответ был один: «Мы позвоним», а звонков не было и в ближайшее время, не ожидалось. Так что, моя ситуация, складывалась далеко не лучшим образом. Поступали предложения заняться «несколько другими делами». Но Бог дает нам выбор. Это, как правило, два пути. Выбирай свой путь- дорогу, парень. Белой дорогой тебе шагать, или черной. От путешествия по черной дороге, с братками ,я в очередной раз отказался. И очевидно, что тому, кто сверху, это пришлось по душе, и он смилостивился.

       Мне было предложено сходить Старшим механиком на судно река-море. Для начала. Чтобы войти в суть разницы работы между рекой и морем-океаном. Войти в нюансы работы, с дальнейшей перспективой, стать суперинтендантом в этой компании. Зарплата Деда в БМП на тот момент составляла 720 амд. Мне было предложена тысяча, независимо от того, где идет судно. По внутренним  водным путям России или за кордоном. И я, согласился.
Аэродром в Ростове-на-Дону. Июнь и ночь. Меня должен встретить агент, но никого нет. Домашний телефон агента молчит. Вещи сданы в багаж, документы во внутренних карманах джинсовой куртки. Жарко и душно. Курту не снять, и чтобы их не сперли, я засыпаю прямо в ней на лавке, благо народа мало и свободных лавок хватает. Как, никак, а «Одесса Мама, но Ростов-Папа». Неопределенность полная, придется ждать до утра. Слышна музыка из ресторана и пьяные голоса. Какая-то парочка часа два разбирается на улице. Мой сон чуток, я даже не сплю, а дремлю этой жаркой южной ночью.
   Утром все-таки удается дозвониться до агента. Его жена отвечает, что сам он сейчас в Ейске, а судно пойдет в Азов. Куда мне и предложено выдвигаться своим ходом. Спрашиваю, как туда доехать и выдвигаюсь. Для меня необычно, что в автобусном билете указано посадочное место.

 
 Город Азов.  Тишина и безлюдные улицы. Курлычат горлицы. Вишня растет прямо на улицах и я рву сочные ягоды  и ем, прямо на ходу ,пока двигаюсь к порту. Нахожу диспетчерскую порта.
-Нет. Не слышали о приходе вашего парохода. Заходите позже. Будет связь-скажем, что вы здесь. Да, не забудем. Откуда? Из Питера? Конечно же, запомним.
Женщины в диспетчерской приветливы и вежливы. Никакой торопливости и суеты движений. Юг России.
Снимаю номер в гостинице и отравляюсь гулять по городу. Ситуация не радует, а мои финансы -поют романсы. На обратную дорогу, случись что, точно не хватит. Ладно, разберемся.
    Утро. Не завтракая ,иду сразу в порт. Судно стоит - пришло еще ночью. На нем-какая-то нездоровая карусель. Народ и суетится и матерится. При моем приближении, разговоры затихают, потом вспыхивают с новой силой. Оказалось, что команда взяла в Италии машины. Когда пришли в Ейск, местная  братва предложила уплату пошлину. Вроде, как в размере 500 баксов с тачки. Большие деньги по тем временам. Команда ночью сгрузила машины на причал и тишком перегнала в Азов. Та же тихо, той же ночью, перегнали и судно. Сейчас машины стоят в чьем-то дворе у местного. Команду тревожили вопросы расчета с хозяином судна и быстрый выезд из славного города Азов. Их контракт уже закончился. Команда была почти вся из Череповца. Свой город они его гордо именовали- «Чикаго».
-«Ты откуда?-Я ? Из Чикаго!» Ох, уж эти провинциалы…


    Хозяин появился не один. Для каких-то окончательных решений вопросов с капитаном, он привез двоих крепких братков .Капитан подозревался в подставе и хищении хозяйских 16 т. зелеными в Турции, откуда судно и пришло. У меня прием-передача дел, а у хозяина - терки с водной милицией, братвой и местными донскими браконьерами, которые были старыми друзьями капитана. Тот часто заходил в Азов и имел устойчивые связи с местными.
   Вскоре  бандиты хозяина были или перекуплены, или им объяснили просто и популярно, что регион чужой и здесь питерским делать нечего. Те вдруг резко засобирались в Украину. По своим срочным бандитским делам. Джип у одного из  членов команды был отобран со словами « мы вернем в целостности через недельку» и хозяйские бандиты скрылись за горизонтом. Тот член команды был тоже не прост. В те времена практиковался выход в составе экипажей людей с Паспортами моряков. Паспорт этот стоил денег, но одна машина в года, взятая по этому паспорту, налогом не облагалась.  Джип отдали через пару месяцев в плачевном состоянии. Но, отдали. Надо отметить, что хозяин Джипа пытался уйти на нем в Питер сразу по приходу, но был остановлен на посту ДПС уже за Ростовом, якобы для проверки документов. Бандиты прилетели через час на машине агента, и джип вернулся в Азов. «Не сцы,не грохнем» - успокаивали хозяина братки по дороге. К их приезду ГАЙцы заперлись и сидели у себя в будке. Тихо, как мышки. Наверное, обедали. Или тихий час у них был.
Хозяин  трет который день свои дела. На команду и их машины пришли уже Азовские представители. Ушли, не заплатив в Ейске? Платите здесь. По пятихатке с тачки! Команда на измене. Азовские братки назвали адрес,  где стоят машины, дали срок и угрожают сжечь их к херам собачьим. Наконец, после долгих переговоров, выпитой совместно водки, решение принято. Одна машина передается местным, остальных отпускают. Выбирается дизельный Гольф  старпома. Старпома команда уговаривает, обещают скинуться и отдать деньги уже в Чекаго-Череповце.( Не отдали) Старпом грустен, в возврат денег он верит. Но не до конца. Решает остаться на борту и идти в следующий рейс за новой машиной. Команда решает выезжать из города этой же ночью. Азовская братва может и передумать. Я торможу третьего механика. Его машину перегоняет другой член команды, а у трехи прав нет. Систем я еще не знаю, поэтому даже накачать топливо для генераторов, будут проблемы. Мне нужен помощник на первое время. 

Утро, команды след простыл. Я решаю навестить хозяина в гостинице. Вахтер на проходной лениво окликает вопросом.
-«С Волго-Балта?»
-«Да.»
-«Хозяина уже завалили?»
Я напрягаюсь, но слегка. Иду в кафешку выпить кофе и потом позвонить беременной жене.
-«Кофе»
-«Из Ленинграда?» спрашивают меня характерно произнося «Г»,как «Х». Звучит, как Ленинхрад. Юг.
-«Да».
«С парохода? А хозяина вашего уже убили?»
«Два совпадения - уже закономерность» вспоминаю я мудрость. Захожу на почту звонить жене. Очередной вопрос о состоянии здоровья хозяина. Чертовски маленький город, замечаю я себе. И жители общительные.
Звоню жене.
-«Ну, как там в Азове?»
-«Нормально. Все хорошо. Город только маленький и жители жизнерадостные»
-«Все нормально?»
-«Да. Позвоню уже из Ростова».
Надо идти в гостиницу, что за хрень такая творится? Поднимаюсь в номер. Хозяин явно с бодуна и его слегка потряхивает.  На его вопрос, что нового, я ответил просто и прямо: «Весь город говорит, что вас должны завалить». «Откуда узнали?»-изумился хозяин и налил дрожащей рукою водки в стакан.
Потом передал мне судовые документы и кассу. Попросил надежно спрятать на судне. Отдать сыну, если с ним что-то случится. Что может случиться, понимаем оба. Просит меня походить с ним охраной, одному в чужом городе страшно. «Вы понимаете, что осетров в Дон оба пойдем кормить?»- спрашиваю я у него. Хозяин кивает головой. Матерюсь про себя и на себя за свою покладистость и соглашаюсь.
«Саня, как у тебя дела?-Заяц, все нормально.» -усмехаюсь я про себя, вспоминая утренний разговор с женой. Приходится сопровождать Хозяина по городу, он пытается решить свои вопросы. Похоже, местные просят с него денег. Проводив его в номер, уже поздней ночью поднимаюсь на борт. В столовой смотрят ТВ поддатый третий механик и молчаливый и унылый старпом. 
На следующий день хозяин пропал…


    Сидим на борту в режиме ожидания. Касса и судовые документы надежно спрятаны мною в пустой каюте. На судне нас четверо -я, старпом Эдик, третий механик  и кошка Муська. Муську отбили год назад у злых ростовских собак. Она была еще котенком, собаки прижали ее к краю причала. Бедный котенок  свалился в воду и утонул бы. Третий механик увидел это, бесстрашно разогнал стаю и вытащил беднягу из воды. Так она и прижилась на борту.  Шеф-повар взял над ней шефство. Кошка им же и  обучена. По помойным ведрам не шарится, в каюту просится деликатно, стоит на пороге и ждет приглашения. Ловит и жрет злых турецких тараканов, которые кусаются, когда ты спишь. На шее -ошейник из медной толстой проволоки. Его одели, когда начала облезать от статического электричества судна ,этот медный ошейник ее спасает.
   Старпом грустит и молчит. Грошей не густо у всех. Ребята передали их своим семьям с товарищами. Уговариваем старпома продать судовое имущество-часть продуктов из артелки. За артелку отвечает он. Уговариваем долго, старпом Эдик тупит. Но  все-таки сдается. Сливочное масло продаем коробками прямо в портовой управе. Появляются карманные деньги. Ребята покупают водку, я экономлю, бес его знает, как там дальше сложится. А сложиться может крайне плохо, возможно придется возвращаться своим ходом в Питер. Известий о Хозяине и от него самого не поступает.
Вечером приносят тревожную весть. Зная, что судно без хозяина, на него положило глаз местное уголовное ворье. Решили под шумок  пограбить имущество, да и лохов, в нашем лице, тоже пощипать. Ребята паникуют и решают по темноте уйти с вещами и спрятаться в бревнах, лежащих на причале. Я отказываюсь, мне как-то западло. Говорю им, что остаюсь на борту. Иду на камбуз и выбираю тяжелый мясницкий тесак. Проходы тесные, попробую отмахнуться. По двое тесно будет, не протиснутся, а там кто ловчее окажется и кому как карта ляжет. Подумав, заношу в каюту кувалду с короткой ручкой.


Вечереет, старпом и третий сидят на сумках в тревожном ожидании. Смотрим телевизор. Тесак , стоит прислоненным, ручкой вверх, к ножке моего кресла. Броняшки (лючки на иллюминаторах, чтобы не выбило волной) задраены. Двери в надстройку и машинное отделение, выходящие на палубу, тоже задраены и их ручки туго стянуты проволокой. Больше всех боится старпом. Меня тревожит ожидание и неизвестность, как у солдата перед атакой. Скорее бы началось.
Кто-то ломится в дверь. «Эй, на борту! Живые есть?». Старпома бьет истерика: «Надо было уходить! Я говорил! Нас убьют!» Треха выпивши, но более адекватен. Прихватывает молоток и идет к двери. «Кто?». Ему отвечают: «Смена мы, из Ростова».
Вот и все. Идет разрядка. Заходят двое новичков-матросов. Они с сумками и старпом успокаивается. Я незаметно отношу тесак к себе в каюту. Похоже, что все закончилось. Хозяин жив, он в Ростове набирает новую команду. По слухам, пока был в Азове, закадрил молодую женщину, из управления вроде. Я ее видел, симпатичная. Она была, как и весь городок,  в курсе событий на судне. Когда ситуация обострилась, позвонила бывшему мужу в Ростов. Он служил в органах. Вроде должность высокую занимал . И тот, одним своим звонком, разрешил все вопросы с местными .
    Остальная часть команды приедет завтра. Старпом пьет водку с новичками и трехой, его отпустило. И я наблюдаю уже совсем другого человека-начальника, в котором уже и не узнать недавнего труса. Со словами :«Ну, если что, свистите», отправляюсь спать в духоту каюты. Дверь оставляю полуоткрытой, ставлю на штормовое крепление. Чтобы слышать, что творится внизу. Так, на всякий случай. Тесак ставлю ручкой вверх за дверью спальни. Не видно ,но под рукой. Внизу, пьянка идет уже полным ходом. Гости достали свое. Проклинаю себя за то, что не вставил в окна сетки. Какая-то речная мошкара облепила весь подволок каюты.
Утром приезжает Хозяин и новая команда. Трогаемся и идем вверх по Дону, в Ростов. Сдаю деньги и судовые документы Хозяину. Настораживает его шутка: «Что-то денег мало стало в мешке». Я их не брал и напоминаю ,что предлагал пересчитать деньги при передаче. Беру это на заметку и, при приеме соляры на борт, честно продаю куб за 100 баксов водителю.  Счетчик продут воздухом на этот куб. Все четко - на борт принято ровно 10 кубов. Шутка хозяина  оценена мною достойно.
Не люблю я таких шуток.