Новый российский шедевр

Евгений Радомысельский
   Здравствуйте, дорогие читатели. Хочу рассказать Вам об одном фильме, посвящённом нелёгкой профессии балерины. Речь пойдёт о фильме Валерия Тодоровского 2017 года «Большой».
  Жена, педагог музыкальной школы по классу фортепиано с сорокалетним стажем, просмотрела этот фильм и была в восторге. Она предложила мне посмотреть и разделить её восхищение фильмом и игрой Алисы Фрейндлих.
  Я, тут же, в интернете просмотрел этот фильм и восторг жены не разделил: фильм во мне вызывал раздражение. Я ей высказал свои впечатления. (Надо сказать, что я плохой рассказчик. Долго подбираю слова, запинаюсь, да и голос не хорош.) Жена выслушала и сказала, с улыбкой:
– Ты ничего не понял в этом фильме. Этот фильм о том, что достичь высот в балете, как, впрочем, и в музыке, может лишь человек, из элитарной, культурной среды. Ребёнок из простой, «быдляцкой» семьи никогда не будет стремиться к высотам культуры.  Главная героиня – Юлия Ольшанская, девочка из «такой» семьи. Недаром великий педагог хореографии Галина Белецкая, которую играет Алиса Фрейндлих, и, по всей видимости, прообразом которой была Галина Уланова, в сердцах называет её «шалавой». Такой ребёнок может стать великим, только если полностью порвёт со своей средой-семьёй. Юле, "Ольхе": как её называют подружки, нравится танцевать, но ей плевать на высокое искусство балета. Она продаёт своё право на солирующую партию в выпускном спектакле Московской академии хореографии «Спящей красавице», теряя шанс стать примой в Большом театре Москвы.  И второй шанс, который ей устраивает её соперница и соученица, прима Большого театра, Карина Курникова, не приведёт её к успеху. Она как была танцовщицей  кордебалета, так ею и останется. Это её житейский уровень. А Фильм «Большой» (театр, успех, труд учениц и педагогов) стоит пересматривать ещё и из-за блистательной игры Алисы Фрейндлих.

  Я с ней не согласился. Общее впечатление было такое, что В. Тодоровский специально акцентировал внимание зрителей на плохом, в отношении балета, да и самой жизни, в России в наше время. Т. е. «Большой» стал, как бы ухудшенной версией франко-канадского мультфильма «Балерина».  Спорить с женой не стал, а решил посмотреть критику на «Большой» в интернете.
   
  В первой же статье «Большой   Вся такая балетная» на сайте film.ru, к моему удивлению, я нашёл полное подтверждение моих чувств. Борис Иванов  (Борис Андреевич Иванов. 1978 года, Москва — российский журналист, кинокритик, киновед, редактор, переводчик, писатель, а также популяризатор японской анимации.) очень верно охарактеризовал этот фильм.
  Приведу выбранные места: «Драма. Любопытная, но не идеально сочиненная и смонтированная, трагикомедия о жизни девочек и девушек из московской хореографической академии.
… Режисёр не показал работу над образом и постижение главной партии персонажа. В новой картине Валерия Тодоровского «Большой» об этом нет ни слова. Для героев российского фильма балет – это чистая «физика». Высокие прыжки, крепкие поддержки, идеальная растяжка… Героини как будто готовятся к Олимпийским играм, а не к исполнению лучших балетов в мировой музыке. …Схоже был устроен недавний (2016 г.) французский мультфильм «Балерина», у которого с «Большим» немало сюжетных параллелей. Но то была нарочито простенькая картина для маленьких девочек…  В (Большом) можно было копнуть глубже, чем в «Балерине». Но нет – очевидно, балет, как искусство, Тодоровского не особенно волнует. Что же занимает режиссера? Закулисная жизнь академии хореографии, а в конце фильма еще и Большого театра. Мы видим, как девочки и девушки занимаются, как они развлекаются, как сражаются со своими растущими организмами, как переживают свои первые романтические приключения, как поддерживают и подводят друг друга. …Тодоровский сделал свою главную героиню хоть и бойкой, но пассивной. В отличие от предприимчивой протагонистки «Балерины», которая изо всех сил пробивается на сцену, Юля лишь пользуется теми шансами, которые ей предоставляют другие люди, от преподавателей до однокашниц. Конечно, нужно быть упорной и трудолюбивой, чтобы удержаться в академии, но это общая черта всех балерин, дотянувших до выпуска. Юлю от них отличает лишь большой талант, а не особый драйв и героические поступки. Наоборот, единственный сюжетный ПОСТУПОК героини – со знаком минус. В кульминации она проявляет не силу, а слабость, и история Юли оказывается не героическим повествованием вроде «Балерины», а мрачноватым предупреждением о том, что если вы всю жизнь тянете ребенка за уши, то не надейтесь, что он научится принимать умные самостоятельные решения….  Особого уважения Юля не заслуживает. Особенно на фоне тех, кто работает на нее (педагогов). А если не уважаешь главную героиню, то кино о ней смотришь со скучающим «зоологическим» интересом: «Ишь какая гибкая зверушка!»….   Алиса Фрейндлих специально для этой роли изучала балет, чтобы не ударить в грязь лицом в компании профессиональных балерин.   …  Когда Фрейндлих в кадре, ее партнеров с трудом замечаешь. Вот что значит харизма! …  Напоследок погрозим пальцем неуклюжему монтажу ленты. Повествование начинается с того момента, когда Юля поступает в академию, и предшествующие события (часто упрощённо вульгарные) показываются во флешбэках, которые неудачно сочетаются с основным действием. Актёры (балерины и балеруны) говорят что лента как будто списана с их жизни… Но если социальная этнография (показ бытовых поступков и ситуаций) вас не занимает, то «Большой» вряд ли вам приглянется».

   Хочется сказать несколько слов о социологических характеристиках героев фильма. Мама Юли – человек «приземлённый», заваленный нуждой и заботами. Поэтому она безразлична к её учёбе. Это свойство частично передаётся Юле. Но она ещё немного и «гедонист»: нарушает режим (расписание) балерины, диету...
 Карина Курникова, соперница Юли, – «ответственный» и «целеустремлённо-эгонарный» человек (который не должен бы нарушать дисциплину театра, подставляя его коллектив, не являясь на спектакль).  Их педагог, Галина Михайловна Белецкая – «целеустремлённая» личность. Она хочет развить Юлю, помочь подняться к высотам большого балета. И то, что Юля сохраняет её драгоценные (как ценности, и как символ её славы) серьги и надевает их в свой бенефис, заставляет поверить, что Белецкая передала ей часть своей «целеустремлённости», что может привести её к славе, вопреки мнению моей жены.