3. Фризы

Фёдор Тиссен
Давным-давно, ещё до того, как Русь крестили, жили на побережье Северного моря фризы. Берег моря тогда очень часто затопляло и весь животный мир убегал или улетал куда-нибудь, где земля была ну хотя бы чуть-чуть повыше. Вслед за ними бежали фризы. Потом им бегать надоело, и они стали строить варфты. Варфт – это такой холм, на котором можно спастись во время наводнения. Скинут в кучу отходы, мусор, навоз, присыплют сверху землёй – вот тебе и варфт. Каждая семья имела свой варфт и спасалась на нём, когда вся долина уходило под море.

Представьте себе такую картину: шторм стих, тучи развеялись, взошло солнышко, или луна, или вообще ничто не взошло и на небе одни лишь звёзды, штиль и до самого горизонта над ровной гладью моря варфты, варфты, варфты, и на них кукуют фризы.
Гай Плиний Секунд, представитель высшей власти Римской империи, автор самой первой энциклопедии, так отозвался о фризах первого века нашей эры: «Эти затворники моря живут на маленьких искусственно созданных островках – варфтах. Ни кустика, ни деревца вокруг, один лишь торф служит им и землёй, и топливом.»

Уровень моря постоянно менялся и после очередных наводнений приходилось восстанавливать всю местность заново. Сто лет куковали фризы во время наводнений на своих варфтах, двести лет куковали, триста и вот через тысячу лет их осенило. Дело то как было, сидишь себе кукуешь, прилечь, чтоб выспаться абсолютно негде, делать нечего, руки не заняты, сидишь и ждёшь пока вода спадёт. Голова в такие моменты свободная, она начинает усиленно работать и вот через тысячу лет фризам стукнула в голову такая идея – надо объединиться и варфтами перегородить всё море. На осуществление этой идеи ушла ещё одна тысяча лет и сегодня миллионы голландцев живут ниже уровня моря. Кто-то живёт на этом свете выше облаков и видит их под ногами, у голландцев другая романтика – под дамбой пасутся овцы, а над ними, за дамбой, проплывает морской лайнер. На эту романтику у народа ушла целая тысяча лет непомерного, кропотливого, неустанного труда.

Строительство дамб и жизнь людей ниже уровня моря – это явление уникальное во всей истории человечества. Во время рабочих командировок в Голландию эти дамбы меня удивляли больше всего. Заезжаем на дамбу Афслёйтдейк. У въезда на дамбу стоит памятник. Сильно похож на Ленина. Рука указывает на дамбу, на дамбе автобан. Верной дорогой идёте, товарищи! Ещё бы. Другой дороги нет. Слева море, справа море. Мой шеф, профессор Бухкремер, спокойным и невозмутимым голосом заявляет, что это Ленин. Скорость перед шлюзами небольшая, успеваю разглядеть знакомое изваяние. Точно, Ленин! Как он сюда попал? Профессор говорит, что после перестройки этих ленинов русским девать было некуда и голландцы себе один задаром забрали. Ставили же русские памятники Ленину у шлюзов на Беломорканале, ну вот и эту дамбу решили украсить памятником Ленину. Профессор любуется тем как я пучу глаза и ухмыляется. Разыграл. Капитально разыграл. Памятник на дамбе Афслёйтдейк установили в честь инженера Корнелиса Лейли.

Раньше на этом побережье земля была ещё ровней, а жизнь намного круче. Дамб было много, но они от наводнений не спасали и Лейли предложил перегородить не участки берега, а всё море. Пять тысяч рабочих пять лет выкладывали каменный вал, который соединил два искусственных полуострова. Голландская мечта стала былью - на отвоёванных у моря землях была образована новая административная провинция.

Перед портом Харлинген поперёк автострады соорудили высокую дамбу. Я не задумывался над тем, зачем в том месте над дорогой построили мост. Оказалось, что это не дамба, а канал, что мост – это не мост, а акведук. По нему над моей головой катер тянет баржу, гружёную углём. Чудеса, да и только.