Белые крылья. Подлинная история из жизни кошек

Анна Нильсен
               
 *  *  *
            


     Прохладный январский день тихо угасал. Бледное солнце, едва прорвавшись сквозь густую завесу облаков, уже клонилось к закату: его прощальные лучи играли слабыми бликами на стенах комнаты бюргерского дома в Брюгге, крупнейшего города Западной Фландрии.

     Две кошки, старшая, чёрная Альфа и молодая, серая с полосками, любопытная Кассия, грелись у камина. Альфа, прикрыв глаза, повернула мордочку к огню и стала дремать, а Кассия завороженно следила за солнечными «зайчиками».

     - Скоро весна, - промурлыкала Кассия, - солнышко теперь появляется даже к вечеру.
     Альфа неохотно открыла сонные глаза, зевнула, и равнодушно проследив за причудливым танцем последних солнечных лучей, возразила:
     - До весны далеко, и долго ещё придётся терпеть сырую, холодную погоду, но хорошо, что у нас есть тёплый дом.

     - Да, - Кассия согласилась, - и у нас хороший хозяин: думаю, что он не расстанется с нами никогда, даже если мы перестанем ловить мышей.
     Старшая кошка развернулась поудобнее, боком к огню, и подобрав под себя лапки, с сожалением призналась:
     - Да я уже почти и не охочусь – труднее с каждым днём, а ты, Кассия, такая неугомонная! Куда сегодня-то ходила? Скоро во всём Брюгге ни одной мышки не отыщется!

     Кассия слегка улыбнулась – кошки умеют улыбаться! – и ответила:
     - Ах, бабушка! – так она называла Альфу, хотя они не были кровными родственниками, но обращалась именно так из-за почтения к прожитым годам. - Со всеми городскими мышами мне не справиться! Я была у соседей: помогала Тильде в кладовке и поймала одну мышь.

     - Эта Тильда – просто лентяйка, - недовольно проворчала Альфа. – Молодая, здоровая кошка и такая неповоротливая!

     Кассия попыталась защитить подружку:
     - Но у неё же нет такой бабушки, которая могла бы научить охотиться, как ты меня! Всё же она старается, и дела идут уже лучше.

     Старая кошка была довольна похвалой в свой адрес, но для вида ещё немного побурчала:
     - Надеюсь, она разрешила тебе забрать пойманную мышь?

     - Да, конечно, – Кассия оживилась. – И знаешь, когда я подошла к нашему дому и положила мышь на порог, то увидела, что какой-то незнакомый человек стоит возле дверей и наблюдает за мной. Я оставила мышь и быстро убежала на задний двор.

     Альфа пояснила:
    - Да это друг нашего хозяина приехал из Ипра: я слышала их разговор на кухне.
     Любопытная Кассия заинтересовалась, как обычно, всем новым:
     - А что это за город такой? Такой же большой, как и наш?

     - Совсем небольшой и ужасный город, - старая кошка невольно вздрогнула. – Ты здесь родилась, а мы раньше жили в Ипре, потом хозяин дом тут купил, и мы переехали.

     Но Кассия хотела выяснить всё про «ужасный» город:
     - Бабушка, а что в том городе страшного?  Звери дикие?

     Альфа, пристально глядя на тлеющие поленья в камине, коротко ответила:
     - Люди.
     Но молодая кошка не поверила и переспросила:
     - Люди?  Не может быть…

     - Может. Ты ещё очень молодая, Кассия…. Не повезло бездомным кошкам в Ипре: уже много лет их раз в год, в «кошачью» среду, с колокольни сбрасывают.

     - За что? – у Кассии от страха округлились глаза.
     - За то, что мышей ловят, добро людское спасают. А кошек, дескать, много расплодилось: вот сбросим несколько с колокольни, и жизнь станет лучше. Такая у людей традиция сложилась в славном городе.

     Кассия расстроилась по-настоящему, подумала, а потом сказала:
     - И никто не может помочь бедным кошкам?
     Альфа обречённо вздохнула:
     - Видимо, никто. Уже несколько веков существует это живодёрство.

     Молодая кошка опять задумалась, но вдруг с надеждой предположила, кивнув головой в сторону каминной полки, где рядом с часами из малахита стояла фарфоровая фигурка ангела с кошкой на руках, привезенная из Неаполя.

     - Бабушка, но ты же говорила, что когда люди не могут помочь, тогда помогают ангелы. Видишь, ангел держит кошку: он её охраняет. Люди сделали эту фигурку, значит, они тоже знают про кошачьих ангелов.

     Альфа подняла взор на фарфоровую статуэтку и произнесла:
    - Не знаю про кошачьих ангелов. Наверное, есть просто ангелы, которые и людей, и зверей охраняют.

     Кассия спросила:
     - А ты видела ангелов?
     - Нет, - Альфа опустила голову, но потом вдруг снова взглянула на каминную полку и добавила:
     - Один котёнок из Ипра, говорят, видел, но ему не поверили.

   Кассия обрадовалась и, от волнения переступая лапками, стала расспрашивать:
     - Как это было? Какие они, эти ангелы?
     - Какие? Да он толком ничего и не рассмотрел. Говорил, что когда его хотел наказать хозяин за поступок, который совершил пёс, и уже замахнулся кнутом, котёнок запищал: «Ангел, помоги!»

      Зелёные глаза Кассии загорелись от нетерпения, и шерсть распушилась:
     - И что? Появился ангел?
     - Котёнок говорил, что видел только белые крылья, которые укрыли его от удара, а хозяин тут же бросил кнут.

      Молодая кошка ликовала и от радости даже перекувырнулась через голову:
     - А я верю этому малышу! Ангел ему помог! И бездомным кошкам поможет!
     - Какая же ты непоседа! - чёрная кошка не разделяла восторгов Кассии, но обнадеживающе добавила:
     - Но кошки Ипра уверены и передают это из поколения в поколение, что однажды произойдёт чудо, и одна кошка навсегда избавит всех кошачьих бедолаг города от жестокой расправы.


*  *  * 

               
     А тем временем на кухне хозяин дома Корнелис Мейер потчевал своего старинного друга Гервина Янссена, приехавшего по торговым делам в Брюгге. Как и говорила кошка Альфа, друзья были родом из Ипра.

     Мастер Корнелис, пока хозяйка не вернулась от своей сестры, недавно подхватившей сильнейшую простуду, сам устроил простую, но сытную трапезу: на тарелках был разложен хлеб, окорок, сыр и рядом стоял кувшин с пивом. Друзья уже успели о многом поговорить: вспомнить прошлое, поделиться новостями.

     У Гервина Янссена в прошлом году появилась небольшая ткацкая мастерская, поэтому он долго и с увлечением рассказывал Корнелису, как обстоят дела с производством тканей. Друг внимательно и с интересом слушал, ведь он сам в прошлом был ткачом, и лишь благодаря счастливой случайности и – что скрывать! – удачной женитьбе смог стал зажиточным бюргером.

     - А тут ещё новая напасть появилась, - рассказывал Гервин, - это мыши, которые заполонили наши склады: сжирают шерсть, что с трудом из Англии привозим, сукно портят. Спасения от них нет!

     Но Корнелис лишь рукой отмахнулся:
     - Да ладно тебе преувеличивать, друг! Мыши всегда были, но кошки с ними прекрасно расправлялись.

     - Что ты, Корнелис! – Гервин стал горячиться. – Сколько лет тебя в Ипре нет? Вот то-то и оно! За эти годы мыши стали здоровые, как лошади, а кошки тоже отъелись и обленились окончательно! Во всём городе двух-трёх кошек не найдётся, которые могли бы охотиться на мышей. А кстати, это твою кошечку я видел сегодня – мышь на порог положила?

    - Кассия, - довольно ответил хозяин. – Умница и мышеловка отменная, хотя и молодая совсем.

     Не будем утомлять слушателя дальнейшим разговором двух приятелей, а скажем лишь одно: когда Гервин Янссен возвращался домой, то с ним отправилась в Ипр и кошка Кассия, которую он упросил у хозяина отдать ему месяца на два, чтобы бороться с мышами на его складе.

     Корнелис не сразу согласился отпустить любимицу Кассию, но друг очень упрашивал и обещал хорошо заботиться о кошке. Кассия со страхом отправилась в своё первое путешествие, тем более, в такой ужасный для кошек город, но старая Альфа всячески старалась её ободрить.

     Она говорила, что друг хозяина не сделает ей никакого зла, а Кассия покажет этим ипрским лентяям, как надо ловить мышей! Время незаметно пролетит, и они снова будут вместе, так говорила Альфа, но ей тоже было тревожно, хотя она и старалась изо всех сил выглядеть спокойной и уверенной.




  *  *  *
               
     Конечно, склады в Ипре это вам не бюргерский дом в Брюгге, и Кассия первые дни сильно страдала, но «работы» было много: мыши почти свободно разгуливали по всей территории, уничтожая запасы сукна и шерсти, и занимаясь привычным делом, охотой, кошка постепенно освоилась на новом месте.

     Склад был большой: мастер Гервин делил его ещё с двумя мастерами, и Кассия была здесь не единственной кошкой - были и другие, - но несомненно, лучшей охотницей на мышей.  Правда, кошки говорили, что лучший охотник среди них – это кот Тим, но Кассия его ещё не видела. Она старалась держаться подальше от местных кошек: она была здесь чужой и не хотела никоим образом соперничать с ними и нарушать их обычную жизнь.

     Но с котом Тимом Кассия нечаянно познакомилась при весьма скверных для неё обстоятельствах.  На кошку напала крыса, здоровенная и наглая, и если бы не помощь Тима, то всё закончилось бы плачевно для Кассии.

     Раньше кошка никогда с крысами не сталкивалась, и хотя она была проворнее и успела вцепиться этому монстру в хребет у основания головы, но крыса легко сбросила кошку и была готова к смертельному броску. Загнанная в угол Кассия прижалась к полу и от страха закрыла глаза. Но тут раздался жуткий вопль раненной крысы: здоровяк Тим, рыжий, коренастый кот, поразил чудовище.

      Кассия рванулась было к коту на помощь, но с врагом уже было покончено: крыса бездыханно лежала у лап кота, и теперь Кассия увидела, что размером крыса едва ли не превосходила кошку.

     - Вот это да! Зверь настоящий! – Кассия с интересом и отвращением рассматривала убитую крысу. – Никогда не охотилась на крыс.

     Потом восхищённо посмотрела на своего спасителя и поблагодарила:
     - А тебе спасибо! Если бы не ты, я бы погибла. Наверное, ты Тим?

     Кот, ещё тяжело дышавший после схватки, лишь кивнул. Потом, немного успокоившись, сказал:
     - Держись подальше от таких зверей, малышка. Крысы – это добыча не для тебя. Даже не всякий взрослый кот или кошка может справиться с ними. Здесь не только ловкость и быстрота нужна, но также и мускулы, и мощные челюсти.

     Кассия согласилась с таким убедительным доводом, но всё же в глубине души хотела когда-нибудь - ведь так думает каждый настоящий охотник! - добыть такой трофей.

     После этого случая Тим и Кассия иногда встречались после охоты, отдыхали и разговаривали.  Оказалось, что Тим вовсе не беспризорный кот: он пришёл в Ипр из Вервика, небольшой деревни в нескольких километрах юго-восточнее, специально, чтобы поохотиться на мышей. И приходит сюда уже третий год подряд.

     - Знаешь, Кассия, - рассказывал Тим, развалившись на тюках с шерстью, от которых сильно пахло овцами и чуть-чуть луговыми травами, - хочется в жизни каких-то приключений!

    Рыжий кот мечтательно прищурил янтарные глаза:
     - Да и просто размяться нужно! А здесь – охота отменная, вот и прихожу, а после ярмарки –  сразу домой.

     И Кассия решилась сказать о самом главном, о том, что её волновало:
     - Тим, а ведь кошек с колокольни сбрасывают!

     Кот сразу утратил своё благодушие и стал серьёзным, даже строгим:
     - Да.  С церкви святого Мартина. Позор для людей, будто они дикари, и беда для кошек. Но ничего изменить пока нельзя. Я долго думал, как помочь, но я всего лишь кот. Говорят, будет чудо …

     - Когда же? – Кассия нетерпеливо топнула лапкой. – Уже столько лет прошло!

     Кот понурился:
     - Остаётся только ждать.

     Но Кассия волновалась теперь уже и за Тима:
     - А тебя не поймают? Ты не боишься?

     Тим гордо приосанился и хвастливо ответил:
     - Да чего бояться? Я здесь уже не первый раз, знаю, как от расправы избавиться – я ловкий кот. И день знаю, это среда. Предупреждаю всех кошек, но всегда кто-нибудь да зазевается, а иногда и люди обманом заманивают. Но ничего, будет и на нашей улице праздник!

     Но несмотря на браваду кота, у Кассии было неспокойно на сердце. 

   
               
*  *  *


     Старая кошка была права: время бежало быстро – уже наступил март.

     Кассия думала, что Гервин Янссен отвезёт её в Брюгге до ярмарки, так как поработала она и другие кошки хорошо и всех мышей переловили, но мастер был очень занят, поэтому и осталась она ещё на одну неделю в Ипре на складе. Теперь мышей здесь не было, и кошки просто отдыхали.

     Кассия редко выходила на улицу – мастер боялся, как бы она не потерялась, – но однажды кошке надоело сидеть на складе, и она вышла погулять. Она походила немного рядом с торговыми рядами, принюхиваясь к свежему весеннему воздуху, и вскоре вернулась обратно.

     А пока её не было, на складе произошла беда! Ведь сегодня, 5 марта 1817 года, была «кошачья» среда, и на полу лежал мешок с пойманными кошками, которых приготовили, чтобы сбросить с колокольни. Людей поблизости не было видно.

     Когда Кассия только вошла в помещение, то сначала не сразу поняла, что произошло: в мешке билось что-то живое и истошно орало. Кошка со страхом и отчаяньем подбежала к мешку – он был крепко завязан тугим узлом. И тут она услышала доносившийся из мешка приглушенный голос Тима!

     - Кассия, меня поймали и ещё двух кошек: Берту и другую, помнишь, такую беленькую? Видимо, не всё коту масленица! Кошек жалко – молодые совсем.
Прощай, Кассия!

     Кассия заплакала и сказала:
     - Но можно попробовать развязать узел! Погоди, попробую…
     - Нет, Кассия, не сможешь. И человек сейчас придёт – ушёл за ключами от дверей колокольни.

     Но Кассия не хотела сдавалась, хотя узел совершенно не поддавался.  Оставив его, она стала осматривать мешок со всех сторон. Мешок был старый, с заплатами, видимо, горожане были бережливыми людьми. Кошка быстро нашла одно драное место с большой ветхой заплатой и стала рвать его когтями.

     - Тим, помоги! Здесь легко поддаётся!
     Кот быстро сообразил, и они вдвоём, Тим изнутри, а Кассия снаружи, стали рвать заплату. А две бедные кошки внутри мешка совершенно оцепенели от страха и молча забились в угол.

     Край заплаты уже заметно отошёл, но голова не могла ещё пролезть в такую дыру. И тут вернулся с ключами работник склада – кошкин палач.

     Кассия тут же спряталась за дверь, а мужчина, схватив мешок за узел, поволок его вон. Кошка бросилась за ним вслед, стараясь быть незамеченной, а Тим продолжал рвать заплату. Вот так, волоком, сначала по грязной улице, потом через площадь к колокольне, а затем по ступеням вверх человек тащил мешок с кошками, и Кассия, крадучись, бежала следом.

     Поднявшись на самый верх колокольни, где была небольшая открытая площадка, мужчина, запыхавшись от крутого подъёма, оставил мешок с кошками на полу и, достав платок, стал вытирать лицо.

     Кассия тоже пришла сюда и стояла возле последней ступеньки каменной лестницы, прижимаясь к стене, и была почти совсем не заметна на её фоне. В это время из мешка, из дыры, образовавшейся благодаря усилиям кота на месте заплаты, показалась рыжая голова Тима, но сразу же скрылась.

      Дальнейшее произошло в один миг. Пока работник, кряхтя и кашляя, вытирал лицо, кот моментально вытолкал Берту, потом беленькую кошечку, и они бросились по лестнице вниз. Растерявшийся мужчина успел заметить лишь промелькнувший белый хвост.

      Сам кот тоже уже наполовину вылез из мешка, но тут его схватили крепкие руки:
     - Врёшь - не уйдёшь!  Я и не с такими справлялся! – кричал мужчина.

     Но Тим был готов дорого заплатить за свою жизнь, и вцепился в руку кошачьего мучителя так, как он не раз смыкал сильные челюсти на хребте крыс.

     Мужчина дико заорал и, отпустив кота, пытался обвязать окровавленную руку платком.

     Рыжий кот, не мешкая, в один прыжок достиг лестницы и, обернувшись, крикнул Кассии, стоявшей неподвижно у стены:
     - Бежим, Кассия! Быстрее!

     Кошка словно очнулась и, сделав шаг к лестнице, хотела уже догонять Тима, но её теперь заметил палач и, превозмогая сильную боль в покалеченной руке, рванулся к ней и успел поймать. Кассии никогда не приходилось убегать от людей и, видимо, она была с ними не такой проворной.

     - Вот дряни! Разбежались! Но ты за всех ответишь - получи своё!  - и с этими словами разъярённый мужчина, перегнувшись через перила, швырнул бедную кошку с колокольни.

      Вслед раздался истошный вопль Тима:
    - Кассии-я-я!




*  *  *


     Кошка не успела испугаться.

     «Какое же голубое небо сегодня!» - Она падала, и почему-то эта странная мысль первой пришла ей в голову. От яркого света Кассия зажмурила глаза.

     «Я не умею летать, как птицы, как ангелы… Ангел, помоги мне! Ты помог котёнку, помоги и мне! Тогда я смогу летать… Я не буду птицей – я останусь кошкой… Но с тобой я смогу летать!»

     Кошка расставила лапы в сторону, а затем подтянула передние и расправила задние. Быстрый поворот в талии в одну сторону, и медленно - задние лапы и хвост в другую. Теперь распрямила передние лапы, а задние подтянула.  Поворот. Получилось! Спина наверху!

     Сколько же прошло времени? Наверное, целая вечность! А она всё падает… Кассия открыла глаза. Земля приближалась, но странно, почему-то медленно, а рядом, по обе стороны от кошки… Невероятно! Белые крылья!

     И Кассии стало необычайно весело – радость от полёта с Ангелом заполнила всё кошачье существо: хотелось петь и смеяться!

     Но едва кошачьи лапы мягко коснулись земли, как исчезли белые ангельские крылья.

       Кассия живая и невредимая твёрдо стояла на земле, а умом ещё находилась во власти чудесного полёта, но крики людей на площади, ставших свидетелями кошачьего падения, вернули её к действительности:

     - Чудо! Вы видели чудо? «Кошачье» чудо!

     Кассия бросилась наутёк. Теперь за ней никто не гнался, и она, успокоившись и поплутав некоторое время по улочках Ипра, вернулась на склад. А там её уже поджидали все кошки с Тимом во главе.

     Какой радостной была встреча, можете представить сами!

     Эпоха «метания» кошек с колокольни в Ипре завершилась: «кошачье» чудо перевернуло умы горожан — они были потрясены увиденным!

     И вскоре после этой знаменательной истории Кассия вернулась в родной Брюгге, Тим – в Вервик, а кошки Ипра остались в своём городе, навсегда избавленные от жестокой участи.

      На этом можно бы и закончить повествование, но история с кошками Ипра имеет продолжение. И весьма приятное.





 
     С того памятного дня, когда произошло «кошачье» чудо, прошло более 100 лет...

      И вот 13 марта 1938 года по улицам Ипра прошёл первый «Парад кошек». Теперь это был весёлый праздник: велосипедные соревнования «Кошачьи гонки», шутовская процессия от ратуши до колокольни церкви святого Мартина с игрушечными кошками на руках, звуки оркестра, салют из конфетти. Игрушки сбросили с колокольни — это был шутовской «суд» над кошками, а кто поймал плюшевую кошку, мог загадать желание - ведь оно обязательно сбудется!

     «Кошачьи парады» становились год от года всё грандиознее, и хотя их проведению помешала Вторая мировая война, но праздник уже успел превратиться в традицию. И после окончания войны «Кошачьи парады» возобновились.

     Благодаря этому празднику город Ипр прославился на всю Бельгию и далеко за её пределами. Для каждого парада организаторы придумывают новые идеи: музыка, театр, танцы, карнавальные платформы, гигантские фигуры кошек, каждый раз — новые!  Конечно, на это требуется много денег и много времени, но жители Ипра не желают ограничивать масштаб весёлого праздника, и поэтому в наши дни «Кошачий парад» проводится один раз в три года, во второе воскресенье мая.  Незабываемое карнавальное шествие никого не оставит равнодушным!

      Если вы любите кошек и у вас есть возможность приехать в Ипр, обязательно приезжайте и окунитесь в атмосферу красивого «кошачьего» праздника! Как раз в этом году, 13 мая, и состоится «Кошачий парад» — и самое главное: вы ещё успеете купить билеты!