Пакистан. ч-17. Монастыри Jaulian и Pipplan

Ершов Максим Александрович
          ***Фигурка под названием Царь***

Семь лет назад, когда ситуация в мире была как-то чуть-чуть поспокойней, мои друзья ездили в Пакистан примерно таким же маршрутом. Звали с собой и меня. Я поехать не смог, о чём после жалел.
Вернувшись из поездки, мой друг Юра привёз мне в подарок небольшую и непонятную на тот момент фигурку.

Юра назвал её "Царём". Почему именно Царём"? Этого я не понял. Сказать по правде, фигурка мне как-то не особо понравилась. Поставить в полку её было невозможно, ибо у неё отсутствовала подставка. Глядя на неё, мне тогда подумалось, что Юра купил фигурку себе, после она каким-то образом от чего-то откололась, и он решил, дабы добро не пропадало, подарить дефективную статуэтку мне.
Я пришёл домой, ещё раз бегло посмотрел на фигурку. Её задняя часть явно была от чего-то отколота.

Соответственно, я закинул её в самый дальний угол. Ситуация здесь аналогична с ненужными подарками, которые mikeseryakov любит дарить на Новый год авторам сайта.

Пакистанский Царь все эти годы отдыхал на полке. В руки я его брал лишь тогда, когда протирал пыль. И тем не менее, когда я на него смотрел, в душе у меня пробуждалась страсть под названием — Пакистан. Царь звал в дорогу!
Запомним эту пяти сантиметровую фигурку. К рассказу о ней мы ещё вернёмся.



          ***Монастырь JAULIAN***



Осмотрев музей, рассаживаемся в микроавтобусе по местам и едем дальше — в полную неизвестность. Дело в том, что археологическая зона Таксилы поделена на две части. По территории Пенджаба, иностранцам передвигаться можно относительно спокойно, тогда как на пуштунской земле желательно (или обязательно) взять охрану. Подъезжаем к КПП. На посту дежурит полиция. Если по Пенджабу все машины ездят вполне спокойно, то здесь водителей и их автомобили выборочно проверяют.

Наш гид Паша по национальности пуштун. В дальнейшем это в значительной степени облегчило наше путешествие.

В машину к нам подсел полицейский с автоматом, основной функцией которого стало — указывать дорогу. Археологическая зона представляет собой маленькие и большие деревни, жители которых занимаются сельским хозяйством. Территория не пустует, она вся засеяна и засажена. Отмечу, что нам россиянам в начале мая весьма непривычно видеть убранные пшеничные поля.

Первым делом нам предстояло осмотреть древний буддийский монастырь. От КПП мы ехали минут 20, и у меня сложилось впечатление, что полицейский сам не особо хорошо знал дорогу.

Оставляем машину на стоянке, и вслед за нашим сопровождающим поднимаемся вверх по ступенчатой лестнице, минуя на пути арык, сравнимый с небольшой речкой.

Чем выше, тем интересней виды. Здешняя долина зажата между пологими холмами. Откуда выходит петляющий по долине арык, и куда он девается, я так и не понял. Но вода это действительно жизнь! Змеевидный водный поток питает собой довольно значительную территорию.

Монастырь на заросшем кустарником холме появился как-то неожиданно. Пока мы изучали плакат, Паша оплатил билеты, после чего российских туристов взял в оборот рыжебородый дедушка, работавший одновременно, и гидом, и смотрителем, и сторожем. Дед пригласил зайти во внутрь, и после этого начал свой рассказ.

Сказать по правде, в тот момент я настолько внимательно слушал, что даже и не заметил деревянной крыши над головой. Монастырь JAULIAN для людей увлечённых искусством и историей, является местом запредельно интересным.
Вверх к остаткам главной ступы рыжебородый дед попросил нас не подниматься, так как она полностью разрушена и смотреть там нечего. При этом он пояснил, что идущие вверх ступени, как и стены коридора, отнюдь не новодел, а артефакт, которому две тысячи лет.

Когда был основан монастырь, никто точно не знает, но уничтожен он был в пятом веке, после нашествия гуннов. Пакистан. Ч-2. От гуннов до Великих Моголов. Мечеть Бадшахи

По официальным данным монастырь был сожжён в 455 г. Впрочем, слово "уничтожен", в некотором роде не совсем уместно. Если JAULIAN был уничтожен, то как тогда назвать архитектурные постройки, куда хуже сохранившиеся, но которые до нас "дошли"? Тем не менее, переписывать историю на базе умозаключений мы не будем.

Архитектурная идея монастыря состоит в следующем: вокруг верхней ступы, с четырёх сторон также установлены ступы, но уже меньших размеров. Возле них некие квадратные отсеки, разграниченные друг от друга. В прежнее время это были комнаты, где обучались и молились студенты.

Одной из главных изюминок монастыря является полуразбитая скульптура Будды, у которого на пупке отполированная дырка. Это особый Будда — он исцеляет и исполняет желания! Нужно вставить ему в живот палец и прокрутить его на 360 градусов.

У меня такой полный круг, конечно, не получился. Да и не верю я, что чужим богам есть какое-то дело до моих желаний.
По словам гида, некоторое время назад сюда приезжала тайская принцесса и очень долго Будду о чём-то просила. Буддисты Азии придают этой скульптуре особое значение. Рядом копия известной скульптуры "Голодающий Будда из Гандхары".

Если верить рыжебородому местному гиду, знаменитую скульптуру нашли именно здесь.
Теперь же она содержится в национальном Лахорском музее.

После смерти Будды, его прах разделили на 8 частей, каждая из таковых была положена в основание новой ступы. Так уж получилось, что ступ в классическом архитектурном варианте буддизма тоже восемь. Каждая из таковых рассказывает о каком-то периоде жизни Будды Шакьямуни.

Первые ступы появились в Индии ещё в добуддийские времена и изначально выполняли функцию памятников на могилах правителей. Само санскритское слово «ступа» означает «узел из волос» или «макушка, верхняя часть головы», а также «куча камней и земли».

 Традиция кремировать тела после смерти привела к тому, что захоронений в обычном понимании не было, было возможным лишь сохранить пепел или несгоревшие останки. В ступы помещалось то, что осталось после кремации. Так, постепенно, они превратились в реликварии, содержащие в себе останки выдающихся в духовном плане личностей.

Что покоится под основанием главной ступы? Этого никто не знает. Малые ступы расставлены по всему периметру у основания ступы большой. Конечно шпилей на них уже нет, но некоторые барельефы сохранились просто великолепно. Кто и для чего их ставил? В некоторых случаях утверждается, что это так называемые могилы, где под фундаментом хранится прах человека. В других вариантах — ступы ставились, как прошение о выполнении желания.

Согласно буддийскому мировоззрению, их нужно обходить по кругу по направлению движения солнца. В этом случае получаешь более сильное магическое воздействие. Обошли основную ступу и мы, не забывая осматривать ступы малые, сразу остановившись возле первой, ближайшей ко входу.

Со всех четырёх сторон у неё повторяется одинаковый рисунок. Пирамидоидальная ступа, символизирующая мир, разделена на 4 уровня (миров в буддизме бессчётное множество). Всю конструкцию, чередуясь между собой, держат снизу атланты и львы (если не ошибаюсь, ибо головы зверей повсеместно отбиты).

На втором уровне два вида Будды. Первый сидит в позе лотоса под прямоугольной аркой. Его соединённые руки обозначают проповедь. Рядом изображены два ученика. Любопытно, что этот Будда одет в греческие одежды, и весь вид его также европейский.

Второй Будда — индиец. На шее, на груди и в руках у него какие-то восточные бусы с побрякушками. Он также сидит в позе лотоса, где сложенные на коленях ладони обозначают медитацию. С обеих сторон опять-таки ученики.

Над ними вновь трудяги, которые держат следующий мир. Сидящие атланты здесь просматриваются, тогда как слоны едва различимы.
Сверху опять чередуются между собой индийский и греческий Будда. Верхняя часть ступы отсутствует, так, словно её там и не было.

Буддизм, как горная река, во времена своего становления вбирал в себя всё. Данная ступа яркий пример соединения европейского и индийского.
Конструкция установлена на плите, где сбоку под разбитыми фигурками выбита надпись.

Скорее всего, это мастер запечатлел для истории своё имя. Жаль, но арамейским языком в настоящем мало кто владеет.

После осмотра первой ступы, переходим ко второй, к третьей... и далее я со счёта сбиваюсь. К основной стене примыкают различные фигурки Будды, вырезанные из белого мрамора. Чем дальше от входа, тем они лучше сохранились.

Глядя на разбитые скульптуры, можно представить, как сюда ворвались вандалы, что-то начали крушить и громить, но далее махать руками впустую им попросту надоело.

В свою очередь, глядя на барельефы различных ступ, невольно думается, что древние каменотёсы хотели этим выразить? Каким было мировоззрение буддистов, живших в ту далёкую эпоху?

Согласно взглядам буддистов, ступы обладают магической силой добра, помогают людям, их посещающим, внести гармонию в свою жизнь, и очистить себя от различных пороков и развить в себе добродетель.

Католическая церковь несколько веков не признавала Землю круглой — и учёных-еретиков на кострах сжигая и их книги. Где-то на заре 19-ого века прозвучали извинения, но свою репутацию церковь, вещающая от имени Создателя, очень сильно подмочила.

Буддизм в этом плане оказался более хитрым. Повторюсь, космология буддизма не имеет непосредственной связи с учением. Это скорее прокладка буддийского мировоззрения.

В буддизме нет прочной опоры для существования, нет и настоящего бытия. Если в ислам и христианство предвещают конец света, то в буддизме этого нет. В буддизме всё находится в движении, всё изменяется, возникая и погибая.

Очень трудно понять их объяснение о построении мира. Стараясь разобраться, наоборот, ещё больше запутываешься. Ислам в этом плане более удобен для понимания. Это как раз и оказалось одной из причин, почему одна религия с такой лёгкостью вытеснила здесь другую.

Меня же более всего заинтересовало следующее. Если первая ступа снизу вверх была поделена барельефами на держащих мир атлантов, львов и слонов и медитирующе-проповедающих Будд, то далее на следующих ступах это правило уже не соблюдалось.

Да Бог с ним, с этим построением мира. Его создал Всевышний, нам он ничего не объяснил и даже не обещал объяснить. Зато здешние ступы создал человек, вырезав их из песчаника. Вот это меня как раз и заинтересовало!
Почему на некоторых барельефах под арками нет человечков, тогда как на других ступах полный комплект?

На этот вопрос, рыжебородый дед ничего толком мне не ответил. В некоторых случаях, когда я рассматривал, мне казалось, что арки были созданы без Будды изначально. Вспомним, что Буддой может стать любой человек — соответственно, новоявленный Будда займёт своё место.

В других вариантах, изучая и разглядывая, я предположил, что человечки оттуда просто выбиты.

Впрочем, подобная мысль сразу в мозгах как-то не застряла. Я шёл по периметру, смотрел, слушал и фотографировал.

После знакомства со ступой, гид повёл нас на осмотр хозяйственных построек. Монастырь JAULIAN выполнял одновременно функции монастыря и университета. Это был один из первых буддийских университетов мира. Если возле ступ ученики учились, а также ещё и молились совместно с монахами и с преподавателями, то на остальной территории они просто жили.

Комнатки хоть и были маленькими, но для удобств проживания здесь было всё продумано. На отштукатуренных стенах имелась роспись. Специальный выступ предназначался под светильник. Окна с внешней стороны представляли собой узкую щель, но внутри, запуская свет, они расширялись. По словам гида, таким образом монахи и студенты ещё и защищали свои кельи от диких животных, коих в то время в окрестных лесах было полным-полно.

На территории имелся бассейн, где проходили ритуальные омовения. Специальные водосборники собирали для него дождевую воду.

Где-то что-то использовалось под склад, где-то был скотный двор, имелись и множество других подсобных помещений, и в частности кухня.


JAULIAN занимал всю вершину холма, и подходы к нему хорошо просматривались. Как и положено монастырю, от внешнего мира он был огорожен стеной. Где-то она сохранилась, а где-то от неё остался лишь фундамент.

Меня особенно поразила гладкая и прямая кладка стен. Большие камни обкладывались маленькими, с разных сторон подогнанными по размеру. Северная Индия регион сейсмоактивный, соответственно подобная конструкция при землетрясениях выдерживала куда большую нагрузку.

Любопытно, что монастырь был отреставрирован ещё при англичанах. Британские специалисты подошли к делу очень ответственно. Стены они восстановили, соблюдая древнюю технологию, разграничив старое и новое тонкой каменной линией.

В настоящем сюда любят приезжать китайские и корейские студенты. Получая от властей особое разрешение, китайцы и корейцы располагаются в бывших студенческих кельях, где по несколько дней подряд молятся и медитируют.

В какой-то момент нашей экскурсии один из охранников предложил зайти и посмотреть на ещё одного особо Будду, спрятанного в каморке, который ценен тем, что исполняет желания.

Мои спутники не преминули подобным воспользоваться. Заходил туда и я. Погладив Будду по каменным ладоням, я загадал желание, но при этом каких-то ярких ощущений у меня не возникло. Зато с моим товарищем по имени Игорь, произошло следующее.

Когда он зашёл в каморку, появился рыжебородый дед и предложил купить у него древнюю фигурку Будды за 50 долларов. Игорь от покупки отказался, но почти сразу шепнул о такой возможности мне. Насколько я понял, предлагаемая дедом фигурка была откуда-то отбита. Нет, не подумайте, что пакистанец хотел продать артефакт. Всё уже давным давно продано, ещё при англичанах. Но именно в этот момент я вспомнил своего Царя, которого мне подарили. Конечно же у меня дома Будда, причём Будда индийский.

Игоря хотели "развести". Предприимчивые пакистанцы предлагают свои поделки иностранцам, выдавая их за артефакт! В сувенирной лавке на такую фигурки турист не обратит никакого внимания, тогда как в подобном месте возникают совсем другие чувства.

В завершении темы, хочется посоветовать соотечественникам — не покупайте никаких "артефактов". Вам наверняка всунут подделку!
Ну а если артефакт действительно является таковым? Вот тут всё сложнее. В своё время мне повезло побывать в Ираке и в частности в Вавилоне.

В составе нашей туристической группы была девушка искусствовед, буквально-таки одержимая историей ассирийцев и шумеров. Мы все ходили по развалинам, ничего не замечая, тогда как наша спутница кое-что нашла. Позже в гостиничном номере она показала мне осколки древних кирпичей с надписями! Их нравы 10

Ничего не скажешь, артефакты впечатляют! Но теперь вставал следующий вопрос — как это вывезти? Тут можно было нарваться на серьёзные неприятности!

На вылете из Багдада нас шмонали как нигде. Чемоданы перетряхнули полностью, а в ручной клади даже страницы моего блокнота перелистали. Мы очень сильно переживали за нашу спутницу. Однако, вавилонские кирпичи до России добрались!!!
А могло бы быть и по-другому! Мой пакистанский попутчик Игорь тоже был в Ираке. По его словам, они всей группой тоже ходили по каким-то развалинам, где было навалено бессчётное количество черепков. Один наш соотечественник набрал себе целый пакет. Позже вся группа вылетела из Басры в Стамбул, тогда как счастливый обладатель артефактов должен был улетать в Египет только на следующий день .

Прибыв в аэропорт, он предъявил на осмотр сумку с ручной кладью — и иракцы нашли у него черепки.
Находясь под следствием, наш соотечественник просидел в тюрьме два месяца. По иракским законам ему грозило пожизненное заключение!!! Парень был спасён усилиями российских дипломатов.

Вернёмся в Пакистан в монастырь JAULIAN. Конечно место своей энергетикой потрясает до глубины души. Однако время поджимает, и нам необходимо следовать далее по маршруту.



    ***Монастырь PIPPLAN***



На обратном пути сопровождавший нас полицейский предложил заехать и посмотреть ещё один монастырь. Мы согласились. Второй монастырь назывался PIPPLAN и расположен он был совсем рядом с дорогой.

Ситуация здесь более печальная. Реставрационные работы не производились. Археологи монастырь раскопали, территорию огородили — и всё!

Монастырь PIPPLAN находится не на горе, а в долине. Соответственно, местные жители иногда брали отсюда камни, используя их как строительный материал. Если быть точным, какие-то реставрационные работы всё же планировались, но они так и не начались.

Отметим, что кладка стен здесь такая же — большой камень обкладывался более мелкими. Делалось это не хаотично, а с соблюдением пропорций.

Мы поднялись по монастырским ступеням, посмотрели остатки главной ступы. С 3-х сторон она огорожена каменной стеной. Взглянуть на неё можно только через прорези дверной решётки. Ступа находится в ужасном состоянии. Никакие барельефные рисунки не просматриваются, в некоторых местах из неё повыпадали камни.

В любом случае, огородив ступу, власти пытаются уберечь этот уникальный памятник архитектуры от вандалов.

Простому обывателю мир вокруг него кажется вечным. Однако кто знает, может наши потомки будут находить статуи Ленина на территории бывшего СССР и им словосочетание "советская эпоха" ни о чём напоминать уже не будет, как в настоящем мало о чём говорит термин — "греко-буддизм"?

Полторы тысячи лет бывшие гандхарцы относились с уважением к своему прошлому, тогда как в последнее время обозначилась новая тенденция. Думаю, всем памятен репортаж, как в соседнем Афганистане талибы взорвали две огромные статуи Будды.
Заплакали, заскрежетав камнями Бамианские горы! И вздрогнули перед экранами наши сердца!...