М-2018-005 Вторая сцена Матрицы

Дмитрий Белабенко
Вторая сцена (https://vk.com/video197078081_456239090) первого фильма трилогии "Матрица" требует более детального рассмотрения нежели первая. В ней есть отсылка к фильму Джона Ву "Круто сваренные" (https://vk.com/video197078081_456239055). В ней есть отсылка к книге Жана Бондрийяра "Симулякры и симуляция". В ней есть отсылка к Библии. В ней есть отсылка к сказке Люиса Кэролла" Алиса в стране чудес". В общем, переполнена она много чем…
Но этим отсылкам можно будет посвятить отдельные статьи. А сейчас хотелось бы обратить внимание на одну деталь, которая кажется удачной случайностью. В самом начале сцены Нео беседует с компьютером (https://vk.com/video197078081_456239041). Зритель не знает с кем идёт беседа. Потом, позднее можно догадаться, что это был Морфеус. Но не факт. Нео считает, что в его компьютер залезла Тринити (это зритель узнает из следующей сцены (https://vk.com/video197078081_456239091)). Но можно на эту роль предложить и других персонажей.
На данный момент вопрос о том, кто писал сообщение на мониторе Нео, является второстепенным. Главное, что в этом диалоге имеется указание следовать за белым кроликом. А белый кролик оказывается татуировкой на плече девушки. То есть связка фильма в этом эпизоде строится на том, что Нео откроет дверь и заметит татуировку на плече повернувшейся девушки. Вероятность такого исхода мала, но именно этот ход событий предсказывает персонаж на другом конце провода сети.
Таким образом, это первая странность в фильме, которая с точки здравого смысла имеет низкую вероятность, но на деле реализуется. Понятно, что маловероятность можно приписать любому событию в любом фильме. Потому что любой сценарий содержит в своей основе от одного и более эпизодов или событий, которые происходят без причины. Об этом очень точно говориться в начале фильма о шине убийце (https://vk.com/video197078081_456239092).
Поэтому необходимо отличать два типа беспричинных событий. С одной стороны есть маловероятное событие, происходящее в рамках сценария. С другой стороны в дополнение к этому маловероятному событию в сценарий вводится предсказание этого события. Возможно, существенной разницы между двумя этими типами нет. Но, с другой стороны, как минимум, это демонстрация элементов детерминизма.
Ввод маловероятного события в сюжет и его предсказание одним из персонажей может быть преднамеренным или непреднамеренным с точки зрения осознанного введения идеи детерминизма в фильм причастными к его созданию.
По одному эпизоду делать выводы о закономерностях преждевременно. Но можно отметить следующее. Необходимо проверить все сцены трилогии на наличие подобных предсказаний с последующим их воплощением в действительность. Определить предсказательные способности персонажей и их отношение к вопросу детерминизма. И еще одна особенность, предыдущая, первая сцена, представляет собой сплав двух слоев фантастической идеи (первый) и спецэффектов (третий). И больше в ней нет ничего. Вторая сцена содержит сплав слоев сюжета (второй), отсылок (четвертый) и идеи детерминизма (пятый). К тому же четвертый слой представлен многочисленными ответвлениями, о чем можно прочитать выше в первом абзаце. То есть идея детерминизма маскируется огромным объемом информации. Поэтому необходимо обратить внимание на подобную тенденцию и в других сценах фильма.