Горький и обыватели. Васса Железнова 1 вариант

Алла Моисеенкова
Горький и обыватели.
Читаем пьесу А.М. Горького «Васса Железнова (мать)» или второе название «Васса Железнова 1 вариант»

Каким Вы себе представляли ад? Котлы с кипящей смолой, бестолково бегающие вокруг, иногда и сталкивающиеся друг с другом, замученные черти с поленьями?
«П р о х о р. …Даже ноги дрожат... со зла...
      С е м ё н (ухмыляясь). А чего ты такой красноглазый да измятый? В одёже спал?
      П р о х о р (оглядывая себя). Я? Спал? Экой леший... надо переодеться.
      С е м ё н. Следует.»
В аду обязательны горестные, а порой и злорадные, это насчет соседа по мучениям, вопли несчастных, нераскаивающихся грешников, вечные, а потому уже и привычные муки. Да так ли это? 
М. Горький дает точный ответ, при этом ссылаясь на Одиссея.

«П р о х о р (убеждённо). Нет, я верно сказал - есть мифология наука... он, брат, мне рассказал подробно, и даже я сам читал про греческую войну, про Одиссея... Вот, брат, шельма была Одиссей! Врал - замечательно! Будто вплоть до ада снисходил, понимаешь? И будто в аду - ничего не страшно, а только - скука большая?..»
Но где, по мнению М. Горького, великого знатока душ человеческих, находится ад?
А вот тут рядом, в соседнем доме. Заглянем туда и посмотрим что и как, интересно!

Действие 1, описание спальни и рабочего кабинета Вассы и сразу точнейшее замечание в одно предложение: «Тесно». Смотрим словарь Ушакова
«2. Чувствуется, ощущается теснота, мало, не хватает места, не свободно, не просторно.
3. Об ощущении тесноты дыханья, удушья.
4. Об отсутствии свободы, простора для чего-нибудь.»
И вот это неприятное, удушающее ощущение несвободы испытывают все герои пьесы.
«Л ю д м и л а. Ой! Кожу бы всю оставила, только вырваться... только вырваться!»
  «П а в е л. Мамаша, дайте денег, я в город поеду... не могу я тут... не могу...»

Может, несчастных заковали в цепи? Может, их связали и свалили неряшливой, беспорядочной кучей в углу? Нет! Такие кошмары бывают только в ужастиках.
Они, голодные, работают по 18 часов в сутки без продыха? Нет!
«П а в е л. Ну да. И делать у нас ничего нельзя.»
Бездельничают герои в большинстве своем, времяпровождение самое приятное и необременительное.
«С е м ё н. Ну их, сорок минут! Жизнь - чья? Моя жизнь! Хочу - сорок минут похерю, хочу - целый час вычеркну. А то - месяц... (Кладёт ноги на стул.)
      В а с с а. Эк тебя, батюшка, корчит.
      С е м ё н. Да скучно же! Жена - нездорова... в карты играть нельзя... Кровь застывает, ей-богу!..
      В а с с а. Сорока дён не прошло со смерти отца, а ты - на-ка! В карты бы...»
Прохор, дядя, и жена одного из сыновей Вассы предаются развеселым увлечениям на хуторе.
А в чем, собственно, заключается страдания и муки этих людей?
«Л ю д м и л а (горячась). Нет. Здесь - несчастные всё... и потому несчастные, что не могут ничего любить... «
«Л ю д м и л а. Да и не узнает. Никогда! Все хорошее мимо их, другой улицей пройдёт, всё...»
Никто никого за руку не хватает, насильно не держит, но и уйти невозможно. Почему? Надежнее стальных оков приковывает к дому-аду-кошмару ожидание доли наследства умирающего брата и отца семейства. И вот тогда-то уж все! Долгожданная свобода и богатство, исполнение всех мечт и желаний. Голым и сирым не желает уходить из ада никто даже в рай, находящийся за порогом дома. Но за свою сладкую долю в наследстве надо еще побороться, поэтому интриги и даже убийства никого не удивляют, а наоборот, все радостно принимают самое активное участие в происходящей грызне. И именно это делает атмосферу такой удушливой и тяжкой.
«П р о х о р.... Боязно чего-то, видишь ли! Бывало - идешь по селу - барином себя чувствуешь... а теперь хоть и по-прежнему низко кланяются люди, но это они для того, чтобы злые глаза свои спрятать... Какая это жизнь? Вот это, брат, и есть греческая Илиада - все друг друга по башке норовят ловчее стукнуть»
Вот дом-ад,  а какой он?
«А н н а (бросив окурок в камин). Нервы и у меня не в порядке... Домище - огромный, гулкий... шорохи какие-то...
      В а с с а. Крысы. Да Прохоровы голуби.
      А н н а. Скрип по ночам...
      В а с с а. Значит - сухой дом-от...
      А н н а. Тени шевелятся.
      В а с с а. А это не иначе как Липа ходит... это уж она...
      С е м ё н. Ну вас, мамаша, не вспоминайте её...
      В а с с а (задумчиво). Ходит и ходит...
      А н н а. Вы ведь не верите, что самоубийцы ходят.
      В а с с а. Не знаю. Почему мне знать?
      С е м ё н. Вот завели волынку! Мамаша только в целковый верит...»
А как в этом доме живется не взрослым, которые четко знают, что хотят, решительно настроены и боеспособны, а детям, не способным постоять за себя и отгрызть занесенный над их головой кулак? Детям, то есть будущему, лучшему? А никак. Детей или убивают
«М и х а и л. Так. Сына удушить - не грешно, а чужого - грешно? Ребёнок - не человек?
      Л и п а (злобно). Ребёнок! Напомнили-таки! Я его из жалости...»
Или они рождаются уже больными
 «В а с с а (задумчиво). Меня вот никто не жалел. Как Захар банкротиться затеял - была я Павлом беременна, на шестом месяце... Тюрьмой, судом дело пахло - мы о ту пору под заклад тайно деньги давали... чужого добра полны сундуки, всё надо было спрятать, укрыть. Я говорю - Захарушка, погоди! Дай мне ребёнка-то родить! А он как зыкнет... да! Так и возилась я в страхе-трепете месяца два...
      Н а т а л ь я. Вот, может, оттого и родился Павел-то кривобокий...
      В а с с а. Это он после... лет пять было ему, когда заметила я, что криво растёт... Да... То ли ещё было!»
«Н а т а л ь я. У меня ребёнок больной, и по ночам я мало сплю, а всё думаю о разных разностях.»
А что происходит с теми, кто живет в этом страшном доме или пришел жить в этот дом?    
  «Н а т а л ь я (Прохору). Вы Пашу в дикого человека сами обратили...»
«П р о х о р. Я? Меня давно с ума свели... Ты знаешь - он, шельма, ножиком на меня замахнулся, а?»
 «Л ю д м и л а. Ничего не понимаю я. За два года - поглупела, обозлилась..»

Вот такое это страшное место.
- Да что вы нас пугаете? Ад кромешный какой-то! А про рай Горький что написал?
«Л ю д м и л а (весело). Вот придёт весна - начнём мы с нею в саду работать... Ой, Анна, хорошо это как - помогать земле в цветы рядиться! …Хорошо жить весной, летом, осенью... а зима - трудна и мне и ей... Тесно как-то нам в доме...!»
«Л ю д м и л а. А вот, как начнём работать весною - погляди, какая буду я! Ах, сад наш! Войдёшь в него утром, когда он росой окроплён и горит на солнце, - точно в церковь вошла! Голова кружится, сердце замирает, петь начнёшь - точно пьяная!»
- Все нам тут все ужасы  и про цветочки рассказываете! Пьеса Горького не об этом! Дом купца, читай бизнесмена, обычная семья, никаких кошмаров! А всякое-разное в любой семье бывает и часто.
- Вот именно! В любое время и в любой семье! Почему пьесы Горького это классика высочайшего уровня на все времена? Вот потому что он рассказывает о жизни, как она в реальности. Есть ответы на все вопросы: что в жизни главное? И что нам надо, чтобы быть счастливыми и иметь здоровых детей? Какой там Шекспир или Гете? Что вы! Рядом не стояли!
Читаем, читаем Горького! И получаем громадное удовольствие! А можно посмотреть великолепный фильм-спектакль.
 Первый вариант «Васса Железнова» мы можем посмотреть фильм-спектакль Спектакль Малого театра России
Постановка Владимира Бейлиса
Режиссёр - Вячеслав Езепов
Премьера - 19 апреля 2016 года.
https://www.youtube.com/watch?v=vnhmxld8zgo
Это один из тех редких фильмов-спектаклей,  когда хочется посмотреть еще и еще раз. Глубокая по философскому смыслу и очень интересная работа,  одна из редких, драгоценных жемчужин русской сцены.