Двадцать лет ада. Глава двенадцатая

Михаил Кюрчевский
               
Сестра Татьяны,  Женя, приехавшая  из Белоруссии, погостив неделю с маленькой дочерью, уехала. После недельного радостного шумного гама и особое внимание к малышке под таким удивительным именем, как Насте в доме Татьяны с Павлом наступила тишина.  Как показалось Павлу,  даже чего-то стало не хватать.  Но  скоро всё вошло в русло  повседневности и житейских забот.
 Первая радость пребывания дома Павла, сменилась хождением по больнице и оформление документов.  Ему  продлевали больничный лист, пока не назначат  ВКК.  А эти хождения по врачебным кабинетам  утомляли Пашку.  За целый день он так уставал, что к вечеру просто валился с ног.  Татьяна, видела, что мужу плохо старалась, чтобы он больше отдыхал. Дети, понимая, что отец больной, старались не донимать глупыми вопросами и свободное время гуляли на улице. Они были этому рады и приходили только чтобы покушать. Если Татьяна была на работе, Фёдоровна сама следила за тем, чтобы внуки были сыты.
 По настоянию столичных врачей Пашка был направлен  в областную больницу для дальнейшего курса лечения.  Ему прописали радиологию десять сеансов.  Принимавший его врач сразу сообщил, что после  принятия сеанса «облучения» должен придерживаться общего правила всех больных…. Больше есть грецких орехов. Пить гранатовый, яблочный и виноградный соки, чтобы не садилась кровь.  Весь перечень то, что должен был принимать Павел, он написал на листке  – рекомендации. И теперь Павел после процедур сначала отдыхал в коридоре возле кабинета, а потом шёл в магазин и пил то, что было предписано врачом.  Дома кроме всего этого он каждый день ел грецкие орехи.
Но самое неприятное было то, что ему приходилось тереть морковь на тёрке и размешивать с сахаром. Уже после двух недель употребления этой смеси Пашка на неё не мог смотреть, и жевал с большим трудом, хотя понимал пользу от этого.
- Татьяна видела, как Пашка жуёт неохотно, чтобы подзадорить его говорила: - Да брось ты эту заячью еду, на что Пашка  смеялся и сильнее запихивал так ненавистный ему морковный мякиш.  Ходьба по улице после облучения сильно утомляла его и особенно ходьба в гору. Он ходил не торопясь и порой останавливался, чтобы отдохнуть. Но желание встать в строй и выйти на работу брало верх. Да только судьба решила по-своему. После девяти месяцев, что он был на больничном листе, Пашку отправили на областной ВТЭК и дали 2-ю группу инвалидности на год. С этим известием он и пришёл домой.
Паша, да ты не расстраивайся, - успокоила его Татьяна.  - Год пролетит быстро, и она улыбнулась, прижав Пашку к себе.  Он ответил взаимностью и поцеловал её в щёку.
- Что бы я без тебя делал, - сказал он. 
- Отдохни, окрепнешь, -  я же работаю, так что проживём не первый раз.  Пашка понимал, что Татьяна его успокаивает, но приходилось мириться с создавшимся положением. С получением  нерабочей группы Пашке пришлось уволиться с комбината.
 - По тем меркам пенсия у него вышла, как говорили мужики, потолок 120 рублей. 
Жизнь понемногу налаживалась, и Пашка находясь дома, чувствовал себя гораздо лучше. Появившийся небольшой животик говорил о том, что дела идут в лучшую сторону.
- По такому случаю Пашка всегда шутил:  - Таня, а я не рожу? 
- На что она, глядя на него, заливалась громким смехом.
                ***
Страна бурлила перестроечными лозунгами. Весь народ словно прозябающий в спячке вдруг в одно время проснулся. Что было нельзя делать раньше, теперь толковалось, как сам решишь.  Это сладкое слово – СВОБОДА.  Каждый мог говорить то, что ему заблагорассудится.  Слова ПЛЮРАЛИЗМ были на всех СМИ  и на устах простых граждан. 
- Вот она где свобода, - думал пробудившийся народ.  И ожидавший перемен,  что  всё будет иначе, глубоко ошибался.  Пашка смотрел на перестройку со стороны семейной жизни.  Домашние  заботы, отдаляли его от политики. Он, как и многие граждане страны плыл в потоке этих  событий.
- Чего бы лучшего  желалось в жизни Пашке, - дети учились, Татьяна работала. Вроде всё, как у всех, да только чувствовал он, что ни к чему хорошему вседозволенность не приведёт. 
Но судьба была пока благосклонна к Павлу с Татьяной. Через год старший сын Дмитрий закончил обучение в школе. На производственной практике обучаясь в школе, он приобрёл ещё и специальность чертёжника.  Единственно, что могло омрачить родителей,  увидев аттестат сына, это единственная четвёртка по военному делу не позволила стать медалистом. 
- На удивлённый взгляд матери  Димка с улыбкой заметил: - Мама медаль только бы тяготила, вися на его шее.
- Все дружно посмеялись над его шуткой и на этом всё закончилось. 
По своей натуре Дима был общителен и большой шутник.  Учась в школе, он снискал себе уважение не только одноклассников, но и учительский коллектив.
Выпускной вечер прошёл на высоте.  Татьяне и Пашке  вручили грамоту за отличное воспитание сына. Это была похвала выше всяких наград.
Через две недели Дмитрий собрался ехать  в соседний областной центр, где жил брат матери и там подать документы в институт.  Татьяна попросила Пашку, чтобы он съездил с сыном. 
- Он согласился на просьбу жены, тем более, - подумал Павел, что парень первый раз в чужом городе, а заодно и узнать, когда будут экзамены. 
- На что Паша сказал, что ему не состоит труда – тем более, что он не работает…
- Первый поток сдавал вступительные экзамены в конце месяца, и Димка, подав документы, попал в этот список…
 Сдав  экзамены с легкостью,  Димка приехал и сообщил радостную весть, что зачислен абитуриентом.  И ему уже предоставили общежитие.
Пашке был горд за Димку, ему было приятно осознавать, что его сын студент и будет учиться в институте. Татьяна вся сияла, и чувствовалось, её радости не было предела.
В начале октября Пашка прошёл переаттестацию на группу инвалидности и ему был продлён срок ещё на один год.  Хотя у Пашки было желание скорее возвратиться в рабочую семью, но вердикт врачебной комиссии был неоспорим – ещё год, а там посмотрим, - сказал председатель ВТЭКа.
В семье царило взаимопонимание. Димка поступил в институт Юрка перешёл в шестой класс.
Да это было время радости  и надежды. Большие переживания по поводу болезни Павла ушли.  К этому времени бывшая свекровь Татьяны Фёдоровна перебралась к дочери, чтобы присматривать за внучкой.  Таким образом,  двухкомнатная квартира перешла в распоряжение Татьяны и Павла.
                ***
Работая во вторую смену, Татьяна в это утро была дома. В такие дни она готовила, еду обычно на день или на два, чтобы быть свободной перед работой.  Утром она послала Пашку в магазин прикупить продуктов, с чем Пашка справлялся легко. Для него не составляло труда быстро сходить и приобрести, что наказывала Татьяна. Осень давно пленила город, своим озорством, сменяя хмурый взгляд  на улыбку  солнца появившегося из-за тёмно серых облаков. 
- Ещё надеясь на редкие дни, когда под лучами осеннего солнца, - земля оживлялась и принимала сверкнувшие лучи подарком судьбы.
Выстояв  небольшую очередь в магазине, Пашка  купил десяток яиц, молоко, сметану и батон с хлебом. Он посмотрел на часы, они показывали половина десятого.
- Что-то я сегодня долго, - подумал Пашка и, выйдя из магазина, поспешил домой.
- Жаль, что Татьяна сегодня работает, - подумал он, шагая по опавшим осенним листьям.
- Ему нравилось, когда Татьяна работала с утра, а вечером была дома с ним и Юркой.
Живя в другом городе, Дима больше времени уделял обучению и навещал родителей иногда два раза в месяц, а порой и раз, ссылаясь на загруженность занятий.
Зная чертёжное дело в доскональности, ему не представляло труда помочь своим однокурсникам преодолевать это тягостную работу.
Думая о сыне  и о том, что дома его уже ждёт Татьяна, он вздохнул и ускорил шаг.
Достав из кармана ключи от квартиры, - Пашка открыл входную дверь, поставил сумку на пол и разделся.
- Пашенька неси сюда продукты, - крикнула Татьяна ему из кухни. 
- Что это у тебя лицо сияющее, - спросил он, увидев радостное настроение жены.
-  Даже не знаю, как и сказать, но звонили с твоей работы и просили, чтобы ты сегодня срочно приехал в Сектор общежитий.
 - Я толком не поняла, - но звонившая женщина, сказала, что-то про квартиру. И если это, правда  Пашенька, то у нас будет своя квартира, и она повисла у него на шее, продолжая его целовать.
- Давай  завтракай и поезжай да узнаешь, по какому поводу тебя срочно вызывают. 
- Нет,  Танечка  тут не до еды, -  ответил Паша я сейчас прямо и еду. 
- Думаю, ты приедешь, пока я пойду на работу,  - спросила она, ожидая пока он одевался. 
- Одна нога тут, вторая там, - ответил шуткой Пашка.
- Жди, я скоро буду, - сказал он, и вышел,  закрыв за собой дверь…
                ***
У  кабинета начальника уже стояли несколько человек.   Среди них Пашка увидел работника цеха.  - Что и тебя вызвали, - спросил Пашка, здороваясь с ним. 
- Да говорят, что распределяют квартиры, кому какой этаж и номер квартиры. Ну что же подождём, присаживаясь на скамейку, - сказал Пашка.  Через некоторое время из соседнего  кабинета вышла работница и сказала, чтобы не стояли к начальнику, а шли  к ней получать  ордера. 
Несколько работников  зашли в кабинет. Пашка сидел, ожидая очередь.
А вам, что приглашение нужно, - сказала женщина - я сказала все.
-Пашка подошёл к сидяшей за одним  из столов девушке. 
- Давайте  ваши документы, - попросила она у Павла и, сверив внешность по паспорту, нашла ордер  среди небольшой стопки документов.
-  Драганов Павел Николаевич.  Да - ответил Пашка.  - Вот держите, и она протянула ему ордер.
- Я вас поздравляю, - сказала она ему.
 – Спасибо, - ответил Павел.  Когда будет возможность переезжать, вам Павел Николаевич сообщат.  Думаю, что через месяц  дом будет полностью принят приёмной комиссией,  и вы сможете поселиться.  Она пожелала ему счастья, на новом месте проводив его тёплой улыбкой.
Пашка был в не себя от радости. Его душа разрывалась от счастья…
Танечка!  - Смотри, с порога крикнул Пашка, протягивая вышедшей из комнаты Татьяне документы. Как я рада говорила она ему, - обнимая счастливого Пашку.
                ***
Пашке и Татьяне уж очень не терпелось скорее увидеть дом, в котором они собирались жить. Выкроив свободное время, когда у Татьяны был выходной,  они с Пашкой решили посмотреть на дом.  Район, где  строили  дома для работников, находился на правом берегу Днепра.
- Найдя дом по инвентарному  номеру, - Пашка с Татьяной поднялись на шестой этаж, и зашли в квартиру. В квартире  ещё не была уложена плитка на кухне. Появившийся мастер заверил их, что все недоделки будут устранены в течение  недели.  Татьяне так понравилась их трёхкомнатная квартира, что она объявила Паше, что не хочет уходить из неё. 
Всю дорогу назад Татьяна только и говорила, что о квартире и как она хочет расположить мебель в ней.
- Ладно тебе, - обняв жену за плечи, сказал Пашка. 
- Вот переедем тогда и будем думать, - успокоил он Татьяну.
Придя домой Пашка с Татьяной сели и стали думать, как и что укладывать, чтобы было уже всё под руками.  И  с этого дня у Павла и Татьяны началась жизнь полная ожидания скорейшего переезда…
- Паша возьми телефон, -  сказала ему Татьяна, ты  что не слышишь что ли?
- Да иду уже, вставая с дивана, - сказал Пашка, беря трубку телефона.
- Слушаю, - ответил в трубку Пашка.
- Драганов, -  ответил женский голос с противоположного конца провода.
Да, - ответил Пашка.  - Ваш дом принят комиссией, можете приехать и взять ключи от квартиры.  - Спасибо приеду, - ответил радостно Пашка и повесил трубку.
- Паша ну кто там звонил, - спросила из кухни его Татьяна.
-Танечка ехать надо, ключи уже дают от квартир.  Так что я завтра утром и поеду.
- Пашка подошёл к ней и, - приподняв Татьяну, закружил на руках. 
- Ой, Пашка отпускай меня, - сквозь смех сказала Татьяна, а он продолжал её кружить в крепких своих объятьях…
Приближался новый год и Пашка форсировал благоустройство своего нового дома. Татьяна работала, а Пашка был свободен, и каждый день был на новой квартире.  Володя, зять Федоровны, узнав, что Пашка и Татьяна получили квартиру, вызвался помочь в благоустройстве квартиры.  Они с Пашкой покрыли лаком паркетный пол.  Была проблема с входными дверями, но и тут Володька проявил себя виртуозом. Он принёс из дома свой обивочный материал,  и они с  Пашкой сделали входную дверь необычайно  красивой. 
- Володя, а двери  то получились красивые, - сказал Пашка, когда они были повешены на петли. 
- Вовка ты просто кудесник, - похвалил Пашка его.
- Тот пожал плечами и, улыбнувшись, сказал, что он столько переделал ремонтов, что твои двери это сущий пустяк.
- Прими это как мой подарок тебе на новую квартиру, - сказал Володька. Спасибо тебе поблагодарил его Пашка…
Новый «бездыханный» дом по немного наполнялся звучанием жизни.  Кто-то прибивал карнизы для гардин, а где-то ещё работала шлифовальная машина, полируя паркет для покраски лаком. В подъезде уже во многие квартиры переехали новосёлы. Некоторые из жильцов жили на квартирах и поэтому, получив ордер,  сразу же переехали.  И уже проживая, как новосёлы, продолжали наводить порядок.  Как бы там ни было, все готовились к встрече Нового года. 
Пашка пошёл на завод и выписал машину для перевозки вещей. До Нового года оставалось шесть дней, и Пашке с Татьяной нужно было за столь короткий период сделать всё.
И тут Пашка проявил себя, как настоящий хозяин. Он с утра до вечера стучал и прибивал, где нужно было что повесить. И буквально за четыре дня квартира была готова.
- Это Пашенька наш райский уголок, - сказала Татьяна, когда он повесил последний навесной кухонный шкаф.
Татьяна в этот же день позвонила старшему сыну, и сообщила ему, что они уже переехали.
Татьяна хотела, чтобы Дима приехал, но тот сообщил, что у него зачёты и ему надо готовиться.  Он пообещал приехать сразу, как только сдаст зачёты и  пожелал  родителям встретить отлично новый год.
С переездом на новое место жительства Пашка с Татьяной перевели меньшего сына в новую школу, которая находилась в пятидесяти метрах от дома Павла.
- Новоселье, решили сделать на новый год, - пригласив в гости, брата Татьяны Анатолия с женой и друга Пашки Александра с Люсей. 
С самого утра Пашка установил ёлку и украсил, её игрушками и гирляндой разноцветных огней. А в это время Татьяна колдовала на кухне, приготавливая угощения…
Люся с Сашей  появились к девятнадцати  часам и все с минуты на минуту ожидали появление брата Татьяны Анатолия с Зинаидой.
Праздничный  стол был в ожидании гостей, которых пока не было.
- Пашка глянул на часы и посмотрел на Татьяну:  - Я же им говорил, чтобы пораньше приехали.
 - Новый район,  - сказал Пашка и где они нас в такое время тёмное будут искать. Хотя я им точно обрисовал, как ехать и найти наш дом.
-  Да  сейчас приедут, - успокоил Пашку Александр  и вышел на лоджию, чтобы перекурить с Люсей.  Чувствовалось, что Пашка волновался, ожидая гостей.
- Пашенька да успокойся ты, сказала Татьяна, расставляя фужеры и рюмки на стол.
 - Вот попомнишь мои слова  - скоро они появятся.
- Ты же знаешь, что они всегда приезжают  с опоздание.  Не было случая, чтобы они появились вовремя, - сказала она и пошла на кухню…
А вот и они услышав звонок, - закричала Татьяна из кухни.  Паша иди, открывай двери. Пашка подошёл и открыл – на пороге стояли Зинаида и Анатолий с сумкой.   
- Наконец – то, - произнёс Паша, здороваясь с гостями, и пропуская их в дом.  На громкий голос появились Люся и Саша с лоджии.  Зинаида Никифоровна и Анатолий Михайлович с приездом, сказал Саша, увидев Толю и Зину.  А  мы уж думали, что вы заблудили.
 - Так Саша оно  и есть, - сказал Анатолий, раздеваясь в прихожей и помогая жене снять пальто.
Он прошёл и осмотрел расположение комнат.  Еле дом нашли в этой новостройке, - сказала Зина.  Смотрим, все дома как одинаковые. 
- Думали  если не найдём вас, - сказал она, то будем проситься к кому-то встретить Новый года. Анатолий, осмотрев все комнаты, похвалил за прекрасный подарок завода.
- А что Паша, - сказал он, квартира отличная и просторная и два балкона. Очень удобно.
- Да и само расположение квартиры отличное, - сказал Толя.  Зал и маленькая комната на востоке, а спальня на западе. 
- Он подошёл к Паше и похлопал его по плечу.  Я уже за район и не говорю - на берегу  Днепра. 
-  Ну что за стол, - скомандовал Пашка, приглашая гостей всех к столу.  Проводим старый год, и пусть наступающий  принесёт нам только радость. Если бы кто из присутствующих знал через что придётся  пройти Пашке и Татьяне, в своей жизни…
                Продолжение следует…