Рассада, Петрович и страдование

Веник Каменский
Ну все, ребята. Весна пришла. А что это значит? Ну ясно что - пора рассаду садить.
На днях перцы сажала. Сначала притащила с балкона мешок смерзшейся земли и в коридор поставила - отаивать. Петрович пришел с улицы и первым делом об этот мешок споткнулся и все носы у ботинок сбил. Услышав грохот, я в коридор ринулась, смотрю - он на одной ноге по коридору пляшет и шипит: "Еттическая мышь..."
Надо отдать должное, ничего мне не сказал. Только зыркнул.
Через пару деньков, в выходной с утреца, устроилась я в коридоре между комнатой и кухней - грунт готовить. Всякий садовод знает, что в хороший грунт входит и черная земля, и листовой перегной, и перегной с огуречной гряды, и торф, и чайные выпарки, а, по слухам, некоторые особо продвинутые сдоводы капают туда лягушачью кровь и кладут горсть земли с могилы зарезанного в полночь разбойника. Лягушачьей крови и могильной земли у меня не было, но все остальное в наличии имелось, поэтому грунт я готовила с полной выкладкой, вдохновением и знанием дела. Земля есть земля, да еще с водой - напакостила я на линолеуме по самое не балуйся.
А тут Петрович проснулся. И захотелось ему в ванну.
А напротив ванной как раз я сидю. И мешки с землей вокруг. И баклажки с водичкой.
Короче, прошел он между комками земли на цыпочках, как какая-то диковинная двухметровая балерина. Когда обратно шел, один мешок ногой задел и замер в ужасе, а потом баклажку с водой толкнул и сбежал в комнату от моего праведного гнева.
А потом ему завтракать захотелось. И опять мимо меня идти пришлось.
Короче, выжила я из дому мужика. Сбежал и полдня где-то бродяжничал.
А я вдыхала запах мокрой земли, набивала грунт в рассадные ящики, поливала водой, размешивала, представляла будущий урожай - и вспоминала.
Во время моего детства это называлось "страдовать" - когда ребята, а иногда и взрослые, шли небольшой ватагой за чужими яблоками, огурцами или горохом. Помногу не брали, посадок не ломали, по грядкам бегали только в крайнем случае. Может, поэтому никто их особо не гонял - так, блажили для вида и размахивали крапивой и вениками. У каждого из страдующих в огороде росло то же самое. Тут главное - азарт, интерес, приключение. Упаси Боже выкопать чужую картошку или капусту всю срезать - это уже не страдование, а воровство, и этого не прощали и карали строго. Кстати, подтверждаю - чужие яблоки всегда вкуснее:)
А еще помнится мне, как почти в каждом огороде была специальная большая гряда, чаще у ограды - на нее сажали лишние семена. Осталась, например, у тебя горсть замоченного гороха - туда ее. Осталась парочка проклюнувшихся огуречных семян - и их туда. Росло на этой гряде все в великом беспорядке и великой дружбе, не то что у людей, а гряда эта - специальная - составлялась для ребятишек и часто для таких вот страдующих.
Русский огород, ребята - это вообще-то душа. Душа кого? Народа, понятно - и не городского, а серого поселкового или дяревни. Не поэтому ли так тянет многих к земле - хочется иметь свой дом, а не городскую квартиру, свой участок, дачу, наконец? Это душа тянет, память-душа.
А Петрович-то уже после обеда вернулся. Опасливо заглянул в коридор, снял куртку, стараясь не шуршать, на цыпочках прошел дальше. И только когда убедился, что ящики с землей стоят в углу, пол вымыт, а я не сижу на полу чумазая и не шиплю вроде кобры, стал ходить нормально и говорить полным голосом.
А вечером заявил, глядя в потолок и ни к кому вроде бы специально не обращаясь: "Баба-садоводка - это катастрофа. Оба шасси отломились и бензин закончился."
Хотела тапочком кинуть, да раздумала. Все равно ведь он хороший, хоть и в грунте, грядках и страдовании ничего не понимает.