О жалости

Евгений Терещенко
«Жалость не есть самое последнее и высшее, выше любовь. Но жалость одно из самых высоких человеческих состояний, настоящее чудо в нравственной жизни человека». Н.Бердяев.

Однажды, при чтении книги известного психиатра-эзотерика В.Синельникова, я был шокирован отношением автора к чувству жалости. В.Синельников утверждал, что жалость – отрицательное чувство, приносящее вред и нам, и людям, которых мы жалеем. По мнению В.Синельникова мы должны любить людей, заботиться о них, но не должны жалеть их. Мне эта мысль показалась (и кажется сейчас) ошибочной и опасной. По-моему, способность жалеть – очень важное человеческое качество, ставящее человека на более высокую, в сравнении с животными, ступень. Любить способны и животные, а вот жалеть способен только человек.

Безусловно, деятельная любовь – великое дело, но она не исключает жалости, не противоречит ей. Кроме того, от нас мало зависит чувство, которое мы испытываем, и если любви нет, жалость может быть ее подходящей заменой. Как и любовь, жалость способна мотивировать нас на добрые дела, на оказание помощи попавшим в беду людям или животным. Немецкий мыслитель А Шопенгауэр, испытавший сильное влияние философии буддизма, считал, что добрыми делами являются лишь те дела, которые совершаются из сострадания. А что же представляет собой сострадание, как не высшую форму жалости? В своей элементарной форме, жалость может быть слепой, основанной на заблуждении; мы можем приписывать другим существам те чувства, которые они, на самом деле, не испытывают. В сострадании присутствует понимание душевного состояния другого живого существа, со-чувствие ему, но, по своей природе и ощущению, это то же самое чувство, что и жалость. Даже если Шопенгауэр слишком категоричен и добрые дела могут иметь другую мотивацию, помимо сострадания, в значительной степени он прав, несомненно.

В.Синельников не одинок в своем отрицательном отношении к чувству жалости. И в жизни, от самых разных людей, мне приходилось слышать, что жалость – чувство отрицательное. Эти люди говорили мне, что жалость их унижает, оскорбляет и т.д., а один знакомый прямо спросил меня: «А ты разве не чувствуешь унижения, когда тебя жалеют?» Я быстро ответил, как думал и чувствовал: «Нет, конечно. Наоборот, иногда мне хочется, чтобы меня пожалели». Конечно, каждый человек чувствует по-своему, но мне трудно понять, как можно в трудную минуту жизни не нуждаться во внимании со стороны ближних, даже если это внимание проявляется в форме жалости.
Почему же тогда некоторые люди не любят, когда их жалеют, испытывают при этом унижение? По-моему, ответ на этот вопрос прост и лежит на поверхности – все дело в гордости, как ее понимают христианство и другие религии.