Паспорт Антона Рубинштейна

Рита Лященко
               Точный год рождения пианиста неизвестен, в словаре Римана
называется 1886 год. Другие авторитетные источники повторяют эту дату.
Сам Рубинштейн склоняется к 1889 году, опираясь на свой первый заграничный
паспорт, выданный ему, как русскому подданому, в Париже царским послом
князем Долгоруким.
   "Моего свидетельства о рождении я никогда не видел. Из Польши я уехал
маленьким мальчиком по паспорту матери. Потом я разъезжал по всему свету
без паспорта; до первой мировой войны только Россия, Румыния и Турция
требовали удостоверения личности, границы других стран мы пересекали без
документов. Много позднее я получил от посла царского правительства в
Париже заграничный паспорт №1, в котором годом моего рождения был указан
1889 год."
    Зажигая 28 января 1969 года 80-ю свечу на праздничном пироге, он
удивлённо заметил: Неужели я действительно так стар? Нет, это ошибка.