Руанда черный ангел африки

Надежда Семеновская
РУАНДА ЧЕРНЫЙ АНГЕЛ АФРИКИ
- Господь мой, сотри с лица Земли эту африканскую страну. Ведь в аду больше нет демонов – они все в Руанде.
- Сын мой, ты забываешь, что там, в Руанде, есть и ангелы

Однажды у нас на одном праздничном застолье, когда от сытости и покоя недобитую интеллигенцию тянет пофилософствовать, началась беседа о том, что человечество со временем становится все более гуманным, справедливым. Способствует смягчению нравов технический прогресс, избавляющий людей от болезней и тяжелого, грязного физического труда, всеобщее среднее и доступное высшее образование, а также принятые декларации Прав Человека.

Возражения, что ничего из перечисленного не может никак смягчить нравы, потому что приговаривали к смерти гладиаторов и ранних христиан живущие в ленивой, праздной роскоши римские патриции, а комендантов концлагерей и врачей СС, которые ставили опыты на людях, уж никак нельзя обвинить в необразованности, просто игнорировались. В крайнем случае, мечтатели заявляли, что именно всеобщая свобода личности в виде неограниченных прав с минимумом обязанностей приведет к исчезновению жестокости и на бытовом, и на государственном уровне.
- Слушай, убери со своего лица свое мнение! – горячился коллега, - Ведь сейчас, например, никому не придет в голову сжигать ведьм. Хотя, наверное, среди сожженных были и очень неприятные личности…
И тут я вспомнила одну ведьму. Добрую ведьму. И живет она не в Средневековой Европе, а в наше время, в самом сердце Африки.

Тутси, хуту, тва

Коренным населением Руанды являются «маленькие люди» - пигмеи племени тва. До сих пор в стране сохранился 1% коренного населения. В двенадцатом веке, во времена татарских набегов на Руси и Крестовых походов в Европе, на территорию страны пришли люди банту – негритянские племена хуту. Уже перешедшие к земледелию, хуту занялись вырубкой лесов и расчисткой полей, вытесняя пигмеев тва.
В семнадцатом веке в благодатную Руанду пришли племена высоких черных людей – воинов, поэтов, скотоводов. Им удалось создать раннефеодальное государство во главе с полубожественным королем, отвечающим за защиту и процветание страны. Тутси удалось подчинить хуту и стать местной полунаследственной аристократией, кем-то вроде европейского дворянства.

Жизнь вошла в мирную колею. Пришельцы тутси приняли и язык хуту их веру в Бога Творца Имаана, которые давно уже стали национальным большиством в стране. Тутси владели скотом и сдавали его на выпас хуту, обеспечивали безопасность и увлекались науками и изящными искусствами, тутси обрабатывали землю.
Если кто-то из тутси опускался, беднел, не мог соответствовать высокому общественному положению, то его причисляли к племени хуту и относились соответственно. Если же хуту благодаря своему трудолюбию и уму наживал стадо более чем в десять дойных коров, тутси принимали его в свой круг и допускали к управлению государством. Благодаря смешанным бракам постепенно хуту и тутси из национальностей превратились в сословия.
Так продолжалось до девятнадцатого века, королевство Руанда расширялось, богатело, осваивало новые земли, воевало и мирилось с соседями. И тут из-за океана в страну пришли цивилизованные белые люди.

Белые старшие братья

Первым европейцем, посетившим и изучавшим Руанду в 1894-ом году, был граф Густав Адольф фон Гётцен, немец по национальности. Через три года, в 1897-ом, немецкая делегация колонизаторов и миссионеров была принята королевским двором. Немцам удалось закрепиться в стране с согласия знати тутси, которые посчитали белолицых пришельцев из-за океана защитниками от сильной и все более агрессивной соседки Уганды.
Немцы, разумеется, и не собирались вкладывать серьезные усилия и средства в развитие африканской колонии, предпочитая не вмешиваться в обычный жизненный уклад. Но, разместив при дворе своих советников, немцы принесли в Руанду католическую веру, элементы капитализма, новые орудия труда и способы обработки земли.
Теперь благодаря белым покровителям все больше черных, в том числе хуту, предпочитали при обмене деньги скоту. Также новые друзья с чисто немецкой основательностью провели в королевстве перепись населения и выдали каждому подданному на руки документ, в котором четко и ясно обозначалась национальность. Принадлежность к хуту или тутси стало официальной и наследственной, человек никак не мог изменить этот факт.

- По другим данным, это сделали уже бельгийцы, - уточнили за столом.
- Может быть.
- Европейцы же не могли знать всех последствий, - вздохнул коллега.

Германия проиграла Первую мировую войну. По решению Лиги Наций в 1918 году Руанда становится протекторатом Бельгии. Новые хозяева, стремясь сделать свою колонию прибыльной, вводят новые налоги для крестьян, возрождают барщину для выращивания основной экспортной культуры Руанды – кофейных деревьев. При этом даже тем хуту, кому удавалось разбогатеть и добиться личного благополучия, никак нельзя было рассчитывать попасть в круг тутси, которые наравне с белыми оставались хозяевами страны.
Партизанские отряды тутси также часто выступали на стороне белых во время борьбы за независимость, которую Бельгия была вынуждена предоставить Руанде в 1962 году под надзором ООН. За год до этого, в 1961-ом, страна в результате референдума из монархии стала республикой.

Долгожданная свобода

Именно тогда, в начале 60-х двадцатого века, состоялся первый исход тутси из Руанды. Сотни тысяч беженцев-тутси были вынуждены искать убежище в соседних Уганде, Конго, Танзании и Бурунди. Оставшиеся в Руанде тутси были лишены всех прав на образование, им было трудно поступить даже в среднюю школу, на государственную или военную службу. Власти, состоящие из хуту, обязали всех граждан страны иметь при себе документ, удостоверяющий личность, с записью о национальности.
В ответ на подобную политику проживавшие в Уганде тутси, среди которых было много детей эмигрантов первой волны, создали Руандийский патриотический фронт, который 1 октября 1990 вторгся на территорию Руанды.
Так началась война между хуту и тутси, которая закончилась фактически победой тутси: в августе 1993 в танзанийском городе Аруша было подписано соглашение, в котором содержались условия перемирия, включавшие формирование объединенной национальной армии и коалиционного переходного правительства хуту и тутси. Ответом стал террор радикальных хуту против тутси. Уничтожались умеренные политики хуту, нелояльные власти журналисты и все, кто открыто призывал к примирению. Арушские соглашения фактически было сорваны. Сейчас уже доказано, что одновременно с террором шла подготовка к масштабному геноциду тутси в стране. В Руанду завозили огнестрельное и холодное оружие, тренировали боевиков, а главное – морально готовили крестьян к убийству вчерашних земляков и соседей.

10 указов хуту
Каждый Хуту должен знать, что женщина Тутси, где бы она ни была, преследует интересы ее этнической группы. Поэтому предателем будет считаться тот хуту, который женится на женщине тутси, заведет дружбу с женщиной тутси, или будет держать тутси в качестве секретарши или наложницы.
Каждый Хуту должен помнить, что дочери нашего племени более сознательно относятся к своей роли жен и матерей. Они более красивы, честны и работоспособны в качестве секретарш.
Женщины Хуту, будьте бдительны, попытайтесь образумить своих мужей, братьев и сыновей.
Каждый Хуту должен знать, что Тутси лжив в сделках. Его единственной целью является превосходство его этнической группы. Посему предателем будет считаться каждый хуту, который
— является деловым партнером тутси
— который вкладывает деньги в проект тутси
— который одалживает или ссужает деньги тутси
— который помогает тутси в бизнесе посредством выдачи лицензии и так далее.
Хуту должны занимать все стратегические посты в политике, экономике, правоохранительных органах.
В сфере образования большинство учителей и учеников должны принадлежать к племени хуту.
Вооруженные силы Руанды будут комплектоваться исключительно представителями Хуту.
Хуту должны перестать жалеть Тутси.
Хуту должны быть едины в борьбе против Тутси.

Раскрытые врата ада…
6 апреля 1994 года на подлёте к столице Руанды Кигали из ПЗРК сбит самолёт, на котором возвращался из Танзании президент Руанды Жювеналь Хабьяримана, хуту по национальности. На следующий день были зверски замучены и убиты премьер-министр из умеренных хуту Агата Увилингийимана, ее супруг, а также десять бельгийских и пять ганских миротворцев ООН, охранявших семью премьер-министра.

После смерти миротворцев цивилизованные белые люди приняли единственно правильное, с их точки зрения, решение и немедленно вывели из страны весь контингент сил ООН. Вооруженным обученным людям, которые имели все возможности обуздать взбесившихся дикарей, и до этого было запрещено вмешиваться. Но 11 апреля девяносто миротворцев просто бросили в школе технических служащих «Дон Боско» (фр.;cole Technique Officielle (ETO) Don Bosco) более двух тысяч искавших защиты тутси, в том числе 400 детей.

Обреченные люди бросились за ними, умоляя уже не спасти – застрелить, но им не была дарована такая милость. С этого момента скорость убийств тутси в стране в пять раз превысила скорость уничтожения заключенных нацистских концлагерей. Беззащитное гражданское население рубили мачете, сжигали заживо во рвах в горящей резине покрышек, забрасывали гранатами… Известно много случаев, когда несчастные жертвы умоляли своих палачей взять деньги и не мучить.

Голоса палачей:
Участник геноцида в Руанде, Адальбер:
Власти здорово нас подготовили. Мы чувствовали всеобщую солидарность, и мысль о том, что кто-то может нам помешать или нас наказать, нам даже в голову не приходила. С момента падения самолета радио постоянно повторяло: «Иностранцы уходят. У них есть материальные оказательства того, что мы собираемся сделать, и они все равно покидают Кигали. На этот раз судьба тутси их не интересует…» Мы своими глазами видели отход бронемашин в сторону аэродрома, а вот слабых голосов протеста больше не было слышно. Впервые за всё время мы почувствовали себя освободившимися от вредоносного надзора белых людей. А нас ободряли со всех сторон и убеждали, что мы будем пользоваться полной свободой, чтобы до конца выполнить нашу задачу. И мы говорили себе: «А ведь и правда! Что «голубые каски» сделали в Ньямате? Развернулись и ушли, оставив нас в покое. С какой стати им возвращаться, пока мы не кончим? И когда нам дали сигнал, мы двинулись вперёд.

Участник геноцида в Руанде, Адальбер:
- Когда мы обнаруживали маленькую группу беглецов, которые пытались спастись ползком по грязи, мы называли их змеями. До убийств их прозвище было «тараканы», но сейчас, когда их стали истреблять, название «змеи» подходило лучше из-за их повадок, а ещё их можно было называть «бездельниками» или «собаками», потому что собак у нас не уважают… Для других – оскорбления, поднимающие боевой дух. Так было легче работать. Как-то испытываешь меньше неудобства, когда обзываешь и бьешь тех, кт оползет в лохмотьях, а не нормально одетых людей, стоящих во весь рост. И ещё, потому, что ползущие меньше похожи на людей.
Из книги «Сезон мачете» Жана Хацфельда.
Свидетельства участников геноцида в Руанде

Шанс на выживание был разве что у молодых красивых женщин, которых боевики могли забрать с собой, чтобы постоянно насиловать.
Голоса жертв:
- Мы жили мирно и спокойно. Мой отец был сапожник, а мать работала прачкой. С соседями жили дружно и даже не подозревали, что однажды наша жизнь превратится в ад. Наш сосед из племени хуту в первый же день войны пришел с друзьями в наш дом и зарубил отца с помощью мачете. Затем они убили мою мать и младшего брата. Они истязали меня несколько дней в нашем собственном доме, пока не ушли. К счастью меня, не убили", - признается Кэша, которой в момент событий было 17 лет.

- Каждый раз, когда я смотрю на свою дочь, я вспоминаю каждое изнасилование. Мой отец постоянно напоминает мне о том, что это плохой ребенок. Что ее родственники убили всю нашу семью, и что у меня нет причин любить ее». Мари.

- Мой жених был убит в первые 3 дня геноцида. Я видела его тело, разрубленное мачете. Я потеряла любовь. А потом я подверглась насилию со стороны мужчин, которых не любила. В результате, появились на свет эти дети. После этого я больше никогда не влюблялась, я не рада материнству, но я приняла это как должное». Бриджитт

С ведьмой не связываются!
- Неужели никто не пытался спасти тутси?
- Конечно, пытались. И таких было не так уже и мало. Наверное, именно так, как сказано в Библии – по десять праведников, на каждую сотню человек. Десять процентов жертв геноцида в Руанде – этнические хуту из числа нелояльных. То есть те хуту, кто прятал тутси, пытался заступиться за них или отказывался убивать.
- Для этого надо родиться святым.
- Возможно. Или не вырасти предателем. Ведь иной раз интерахамве требовали от членов смешанных семей убийств ближайших родственников. Иногда – своих детей, отца или матери. Тех, кто отказывался, убивали со всеми близкими.
- Именно так развлекались на Украине бандеровцы и петлюровцы – херои Майдана.
- Да, именно так. Как в Африке.
- Но и в Африке нашлась женщина, которой удалось взять под контроль ситуацию. Конечно же, не во всей стране.
- Она была дипломатом? Послом? Журналистом – международником или, может быть, известным меценатом?
- Боже мой! Не поверите – она даже не умела читать…

Всю жизнь – а ей уже должно быть за девяносто – Зула Карухимби прожила в африканской деревне, в глинобитном доме без электричества и водопровода. Ни одного дня маленькая Зула не ходила в школу – и до старости так и не научилась читать. Да и зачем же ей грамота? Надо ведь вырастить детей, из которых стали взрослыми сын и дочь, вырастить овощи на огороде и продать их, чтобы купить ткани, керосин, соль и спички.
А еще надо собрать и насушить целебные травы, чтобы составить зелья для односельчан. Ведь Зула – ведьма. Она может помочь человеку выздороветь, стать красивым, найти работу – а может и навести порчу. Во всяком случае, так считается в Африке, и поэтому к дому Зулы без необходимости подходят лишь смельчаки.
Может быть, все так думают потому, что Зула мудрая и хитрая? Однажды, когда в соседней деревне убивали всех мальчиков тутси, ведьма сняла бусы и отдала подруге, велев вплести в волосы двухлетнего сына и сказать убийцам, что это дочка. Как это ни странно, хитрость удалась – и малыш остался жив.
Во времена безумия, когда сосед гнался за соседом с мачете, чтобы убить, и не было у тутси спасения ни в школе, нн в церкви, ни в больнице, несчастные, больные, затравленные и голодные люди пробирались к дому ведьмы.
Старая Зула не отказывала никому: ни несчастным тутси, ни вызвавшим гнев властей и соплеменников хуту, ни даже троим белым. В конце концов, в подвале ее дома, под кроватью, в ветвях сливового дерева скрывались полторы сотни человек. В редких случаях хозяйка знала их имена.
Возможно, отважная старуха не боялась ни власти, ни молодых парней с оружием по той причине, что ее дети не пережили смутные времена: дочь умерла от отравления, сына убили.
Конечно, «повстанцы» не раз пытались обыскать ее дом.Однажды его пытались поджечь, в другой раз обстреляли. Но хитрая ведьма вымазала руки соком ядовитых растений. От прикосновения рук ведьмы на коже убийц появлялись язвы, помогали угрозы наслать гнев духов на их семьи или лишить счастливой судьбы.

Напуганные молодчики бежали, вслед им несся грохот из дома – так гневались на участников геноцида духи добра. А может быть, рядом были Иисус и Дева Мария?
- Едва ли она читала Библию, - вздохнул кто-то.
- Иной раз это не мешает слышать Бога.

Трудно сказать, как узнали историю Зулы журналисты. Но однажды старую африканку пригласили в саму Европу, в итальянский город Падую, где ей уже воздвигли памятную стелу как праведнице мира. Здесь ей вручил медаль за борьбу с геноцидом президент Руанды Пол Кагаме, тот самый двухлетний мальчик, в чьи волосы мать когда-то вплела оберег – бусы, полученные от ведьмы.
А потом старая женщина вернулась домой. У ее дома все так же сушатся целебные травы, на огороде все так же зреют овощи… Лишь бы нашлись покупатели – ведь ходить к ведьме в Африке по-прежнему опасаются…

Продолжение http://www.proza.ru/2018/03/11/2222