Притяжение сердец

Миллена Роуз
Мемуарное эссе посвящаю своей непростой, но интересной молодости в кругу замечательных друзей из набережночелнинской и казанской рок-тусовок, непосредственно моим друзьям-неформалам и особенно - Никите Овечкину и Володе Финогентову, а также талантливым парням из мира маркетинговых исследований - Владиславу Андрюшину и Анатолию Ушатикову



«Притяжение» и «Сердце города»… Красивые названия современных жилых комплексов, которые предлагает своим клиентам компания по продаже недвижимости. Именно здесь я веду очередной опрос клиентов. Уютный офис, доброжелательные сотрудники. Атмосфера комфорта обволакивает меня. И это помогает мне относиться к респондентам не только с точки зрения профессии, но и с позиций человека. Это помогает мне дарить им капельки тепла, внимания, чтобы опрос не казался слишком статичным, «сухим» и «безжизненным», и чтоб каждый посетитель ощутил значимость своей роли в соцопросе и чувство выполнения некой «миссии».

Да, соцопрос — это, в каком-то смысле, тоже миссия. Интервьюер призван узнать потребности и предпочтения. Респондент способствует изучению этих потребностей. Интервьюер и респондент вместе помогают компаниям. Так начинается улучшение их деятельности, сервиса, продуктов. В конечном счете, это означает улучшение жизни в разных сферах. Разве это не миссия?!

Соцопросы — неотъемлемая часть не только маркетинговой деятельности и бизнеса в целом, но это еще и важнейшее свойство современного цивилизованного общества. Соцопросы — это часть цивилизованного отношения к себе и другим. Поэтому, без сомнения, интервьюер и респондент вместе вершат миссию — делают мир лучше. Пусть порой в мелочах. Но из мелочей складывается великое.

...Итак, передо мной — буклеты «Притяжение» и «Сердце города». Так во мне вырисовывается образ множества сердец, притягивающихся друг к другу. Притяжение сердец — то, что движет нами. То, что движет даже таким, казалось бы, преимущественно научным процессом, именуемым «маркетинговым исследованием». Мы хотим быть ближе друг к другу, знать больше друг о друге, лучше понимать друг друга, работать друг для друга. И, если посмотреть с такой точки зрения, то бизнес перестает быть только зарабатыванием денег, маркетинг перестает быть только инструментом бизнеса, а соцопрос приобретает особую значимость для каждого из нас.

Моя работа в сфере маркетинговых исследований началась именно с притяжения сердец. С притяжения, замешанного на духе рок-н-ролла. Это было восемь лет назад. Казань. Клуб «Крылья» на Правобулачной, 13. Концерт группы «Мастер». Я и мои друзья, потрясающая атмосфера общения и братского единения на основе любви к heavy metal и thrash metal. Был умопомрачительный метал-сейшн, и мы — молодые, веселые, полные жизни, под свежими впечатлениями от концерта — шли по ночному городу. Смеялись, шутили, бесились. Это было удивительное время. Так я познакомилась с Никитой. Он и предложил мне работать вместе с ним в качестве интервьюера и познакомил с Толей и Владом — моими «милыми боссами», как я их, не без основания, ласково именую до сих пор. Мы начали работать вместе, как одна семья.

Началось прекрасное время: соцопросы, поездки, города, магниты.. Сувенирные магниты! Как же без них?! Из каждого города я привозила памятный магнит: Ижевск, Глазов, Канаш, Йошкар-Ола, Казань, Альметьевск, Бугульма, Мензелинск, Заинск, Самара, Сарапул, Агрыз, Джалиль, Нурлат, Нижнекамск, Азнакаево, Лениногорск, Вятские Поляны… Милые города — столичные и провинциальные, большие и малые, с тихими аллеями и оживленными площадями, с памятниками, фонтанами, мостами… Как много было изведано на этих путях! Как много было событий, открытий, впечатлений! Но самое главное — люди — их сердца и глаза: то полные доброты и понимания, то леденящие, то грустные, разные… За каждой анкетой стоял конкретный человек со своими печалями и радостями, со своей болью и мечтами, и были моменты, когда интервью невольно перерастало в небольшую душевную беседу и респондент с интервьюером становились почти «братьями» или «сестрами», и в глазах первого светилась неподдельная благодарность за участие, внимание, за «сердечность» интервьюера.

Больше всего мне запомнились события, связанные с Чистополью и Елабугой.

Елабуга. Мороз и жаркие сердца.

Работа интервьюера сродни уделу путешественника, отправляющегося в неизведанное, презрев трудности и предстоящие испытания. Мы работаем независимо от погодных условий и сложных обстоятельств: будь то палящий зной или трескучий холод, дождь или ветер…

Так было и на этот раз: наша бригада выехала на полевой опрос в Елабугу в декабрьский морозный день. Было около минус тридцати градусов по Цельсию. Мы были вчетвером: водитель и три интервьюера. Приехав в город, мы заняли свои «точки дислокации» и принялись за работу. Ручки не писали из-за мороза и мы использовали карандаши. Приходилось часто забегать в близлежащие кафе, чтобы согреться и попить горячего чаю. Опрос шел туго на всех точках. Люди «не хотели опрашиваться» - как мы привыкли называть это на своем языке с коллегами. Потихоньку темнело на улице. Надо было любой ценой выполнить план.

И в этот сложный для нас момент, когда мы, собравшись вместе, думали о том, как быть дальше, неожиданно приехали Толя и Влад, чтобы помочь нам. Они работали наравне с нами, всячески подбадривали нас, и мы вместе выполнили план.

Через несколько дней, перед самым Новым Годом, наши «боссы» вручили нам благодарственные грамоты и денежные премии дополнительно к основной зарплате. Это было приятно и ценно. Я до сих пор с любовью храню свою благодарственную грамоту и время от времени надеваю фирменную толстовку, купленную на ту новогоднюю премию. Но главным является даже не это. Главное - в людях: в коллегах и руководителях. В особом ощущении поддержки, заботы, понимания каждый раз, в любой ситуации. Главное — в чувстве особой радости от совместной работы.

Сейчас, с высоты нескольких лет, когда я вспоминаю те времена, я думаю, что тот декабрьский опрос среди мороза тоже стал залогом нашего долгого сотрудничества и взаимопонимания. Единение жарких сердец, стремящихся к общей цели, помогло нам противостоять суровости климата и разрешить важную задачу.

Елабуга. Метель в ночи.

И снова Елабуга. И снова опрос в зимнюю пору. Тогда нас было семь человек. Опрос шел хорошо. Заполнили много анкет. Мы как раз собирались ехать домой. Но именно в этот момент поднялась небывалая, все более нарастающая метель. Мы расположились по машинам и поехали в сторону выезда из города. Было уже темно, метель усиливалась с огромной скоростью, замело все дороги и на трассе образовалась огромная автомобильная пробка. Мы простояли в пробке более часа. Что нам оставалось? Либо ждать неизвестно сколько времени (тем более, что поступило сообщение об аварии на трассе и, как следствие, лавинообразном росте затора), либо что-то предпринять для ночлега.

Девушка, которая работала с нами, вспомнила про своего знакомого, живущего в Елабуге, и связалась с ним по телефону, объясняя ситуацию…

Уже через час мы сидели в теплом уютном доме, угощались вкусным хинкали и коньячком, общались и радовались предстоящему ночлегу, предоставленному нам Володей и его семьей — людьми, с которыми мы еще час назад не были знакомы, и которые теперь нам стали близкими и родными.

За окном пела метель и вспоминались знаменитые строки из «Метели» группы «ДДТ»: «...Мое окно отогрей, пусти по полю весной. Не доживи, но созрей, ты будешь вечно со мной...». Вечно со мной останутся согревающие душу воспоминания о хороших людях, встреченных при непредвиденных обстоятельствах и внесших свой особый вклад в сохранение веры — веры в то, что люди могут быть братьями друг для друга. Даже совершенно незнакомые люди.

Чистополь. Молния в сердце.

В Чистополь мы ехали впятером: три парня и две девушки. Со мной была одна из моих подруг.

Настоящая дружба в моем сердце всегда занимает особое место. Я выросла, взахлеб читая «Мушкетеров» Дюма и «Трех товарищей» Ремарка. Меня всегда захватывала именно мужская концепция дружбы. Эпизод из фильма «Сердца трех», где Генри готов отдать все добытые сокровища, чтобы выручить друга, навсегда врезался в мою память и сердце; равно как и слова из баллады Высоцкого: «И когда ты без кожи останешься вдруг оттого, что убили его, не тебя...». Пусть я — идеалист, но священность истинной дружбы, даже в мелочах, и именно — в мелочах, - никто не отменял. Это из разряда высших ценностей. По крайней мере, для меня лично.

Конечно, в глубине души мы хотим, чтобы наши лучшие чувства были взаимны. Как бы бескорыстно мы ни относились к своим друзьям, все же, не все равно, чем нам друзья отвечают.

Перед тем, как поехать на этот опрос, мои «боссы» дали мне возможность выбрать самой — кого взять к себе в напарницы. Передо мной стоял выбор: взять Эльзу, которая уже имела работу, но была не против подзаработать интервьюером, или взять Салему, которая была безработной и к которой я относилась с огромной дружеской теплотой. Разумеется, я без колебаний выбрала Салему, и она, также без колебаний, согласилась.

Еще в пути она начала  проявлять «ревность», обнаружив особое доверие ко мне со стороны наших руководителей. Я старалась сглаживать «острые углы» и не подогревать эти чувства, вызванные, вероятно, определенными внутренними комплексами.

Опрос проходил непросто. Стояла жара. Люди неохотно давали интервью. Мы работали с Салемой на одной территории, рядом, «в связке». Но напряжение между нами росло и, подобно электричеству, проходило через всю нервную систему.

По количеству выполненных анкет я была немного впереди Салемы. Мне позвонил Влад и дал особое поручение, связанное с дополнительным анализом и отчетами по соцопросу.

Неожиданно, Салема быстрым шагом подошла ко мне и отрывисто спросила «кто и почему звонил». После моего ответа произошло то, что до сих пор вызывает у меня недоумение: не отрывая от меня леденящего взгляда, Салема подняла правую руку и с размаху ударила меня по левой щеке. Я отшатнулась, взявшись ладонью за пылающую щеку и уронила планшет с анкетами. Все, что я смогла произнести сквозь подступившие слезы: «За что?» Ее ответ поразил цинизмом: « Я убила комара на твоей щеке». Она быстро пошла прочь и скрылась за углом.

Я плакала, собирая разбросанные по земле анкеты, ничего не видя вокруг из-за застилавших мои глаза слез и пронзительной боли в душе. Мне трудно было сосредоточиться на чем-то. Трудно было понять. Оценить, проанализировать весь драматизм ситуации… Да, да, для меня это была драма! Это было равносильно выстрелу в спину.

Я отошла к аллее, села на скамейку в парке и пыталась прийти в себя, тупо и бессмысленно разглядывая прохожих. Какое одиночество, какой холод, какую боль я ощущала внутри!

Солнце клонилось к закату. Мне позвонили коллеги и сообщили, что подъедут за мной. Позже я узнала, что Салема в тот вечер перевыполнила план. Но для меня в тот день все потеряло значение. Свет дружбы померк.

Всю дорогу мы молчали. Я слушала музыку в наушниках и пыталась вздремнуть… И слова из песни «Нирваны» как будто внимали моему одиночеству и боли: “Something in the way, mmm...”. На небе вдалеке, сквозь надвигающуюся темноту блеснула молния, словно раскалывая Вселенную на две непримиримые части.

Чистополь. «Террористы».

В дождливый летний день мы приехали на опрос в Чистополь. Мы были здесь уже не первый раз и все вокруг было знакомо. Как обычно, мы решили начать работу с самого многолюдного места в городе — рынка.

Работа шла с трудом. То ли из-за мелкого дождя. То ли из-за странной атмосферы, царящей вокруг. Местные кидали на нас недружелюбные взгляды и это сбивало с толку. Стараясь не терять веселого расположения духа, мы продолжали наши попытки установить «контакт с населением». Но не тут-то было! Откуда ни возьмись, появился милицейский «уазик». Мы силились понять, что происходит, в то время как бравые парни в форме представились и потребовали с нас документы, перед тем как провести задержание и личный обыск вещей. Затем мы оказались в «уазике», и наконец — в кабинете следователя. Только там мы узнали, что «задержаны по подозрению в терроризме».

Дело в том, что за несколько дней до нашего приезда, в городе был предотвращен теракт, который готовили члены диверсионной группы, принадлежащей к исламскому радикальному движению. Так, по нелепой случайности, мы попали в информационную базу данных ГУВД: дактилоскопирование, фотографирование и опрос. Но на сей раз «опрашивали» не мы.

Ехали домой весело: пели песни, шутили, как самые озорные и доброжелательные «террористы» в мире… Иногда, после неожиданных потрясений, ощущаешь невероятное счастье от простых вещей: шуток и незатейливых песенок, дороги домой в дружеской компании и радостных ощущений, таящихся в глубине души и отражающих непричастность к злу.

Откуда в человеке появляется неистовое желание разрушения? Сложный вопрос, на который не было и нет однозначного ответа. Отчасти, это зло поселяется в тех сердцах, которые не нашли в себе лучшего призвания, не ощутили миссию добра, в основе которой лежит любовь к людям, к себе, к своей работе и к миру, в котором мы живем.

Было и будет еще много городов. Было и будет притяжение сердец, ради которого можно поехать в любую точку мира и вести соцопросы на разных языках, в разных странах. Чтобы большой мир стал уютнее, ближе, добрее, лучше. Чтобы люди перестали сторониться друг друга. Чтобы рушились стены недоверия и крепости страха. Чтобы раздвигались границы: стран, возможностей, достижений, открытий и сердечной теплоты друг к другу. Чтобы в сердце звучали гимном слова из песни Джона Леннона: “Imagine all the people living life in peace”.

«Мой дом — весь мир, моя религия — творить добро» - идея, высказанная Томасом Пэйном, живет в веках. Именно с такой мыслью я иду на каждый опрос — с мыслью о миссии. В моих глазах, каждый мой респондент делает великое дело — он тоже выполняет миссию, помогая делать мир лучше. Удивительная вещь, но для великих дел порой требуется совсем немного: 15 минут времени на анкету и капля теплоты для притяжения сердец.




11 марта 2018 года