Путешествие на памир на киа спортейдже

Георгий Тихомиров
                Глава 1. Мечта сбылась – дорога на юг

        Мечта о том чтобы поехать на Памир на своей машине у меня появилась в далеком 1995 году, когда я уволился на пенсию из рядов ВС России. Тогда был разработан маршрут, произведены расчеты, но как всегда, что то мешало: напряженка с деньгами, дефолт, отсутствие хорошей машины, но я знал что надо верить и мечта когда нибудь сбудется. Когда я поделился своими мыслями со своей женой о поездке на Памир, то она сразу же меня поддержала и сделала всё, чтобы эта наша поездка состоялась и моя мечта осуществилась, за что ей особая благодарность и низкий поклон.
         Начиная с февраля месяца, долгими зимними вечерами, я сидел у компьютера и на просторах интернета собирал информацию о предстоящем маршруте. Первоначально я планировал маршрут через Кызыл-Орду, но зная что там есть конкретно плохой участок дороги плюс коррективы внесенные моими друзьями я решил ехать через Уральск и далее на Хиву и Бухару. Тем более, представлялась  возможность посетить прекраснейшие города Узбекистана: Хиву, Бухару, Самарканд, Шахрисабз. Несмотря на то, что я родился и вырос в Средней Азии, долго там служил, но в этих городах никогда не был.
          Своими планами о предстоящей поездке мы поделились с нашими друзьями из Москвы и они также выразили готовность поехать в Таджикистан, тем более что мой друг тоже родился и рос в Душанбе и не был там более 50 лет, а с моей женой мы учились со 2 по 6 класс в одной школе и потом она уехала жить в Набережные Челны.
           Считаю не лишним напомнить каждому кто собирается в такую длительную и дальнюю поездку, что большое значение имеет место тщательная проработка предстоящего маршрута, необходимо провести ряд подготовительных мероприятий, всё что возможно сделать на месте с тем чтобы в пути не отвлекаться на не нужные мелочи которые могут осложнить прелесть путешествий. Если вы любите комфорт, то обязательно по предстоящему маршруту определите предполагаемые места отдыха, гостиницы, где они есть и где их нет. Отдыхать в легковой машине крайне не комфортно, поэтому рекомендую с собой брать палатку, тем более если едете весной или летом.
          Практически все пути так или иначе ведут в Таджикистан через Узбекистан в который для проезда обязательно нужен заграничный паспорт. Также предлагаю примерный перечень необходимых документов, что нужно взять с собой
              - Паспорт внутренний и заграничный
              - Копия ПТС на машину
              - Свидетельство о регистрации ТС
              - Диагностическая карта о прохождении ТО
               - Водительское удостоверение
              - Российская страховка ОСАГО
              - Страховка ОСАГО для Казахстана и Узбекистана(делается на границе)
               - Разрешение на ввоз машины- на границе
               - Российский медицинский   полис ОМС
               - Знак "RUS" на машину в правом верхнем углу сзади
        Перед поездкой я сделал отдельный список всех ценных вещей ,фото и видеоаппаратуры,
которые были у меня, это было приложение к декларации при въезде и выезде в Узбекистан.
В самой декларации слишком мало места для внесения ценных вещей которые необходимо внести в список, ну а то что не внесено узбеки могут спокойно изъять как незаконно провозимые. Сразу же хочу сказать, что все эти документы необходимы в той или иной степени. Как казахи, так и узбеки при необходимости могут вынести не только мозги но и содержимое Ваших кошельков из-за отсутствия какого-либо документа, справки или квитанции. Соответственно в любой ситуации спасает толстый кошелек, но зачем лишний раз «кормить» местных таможенников, гайцев и прочих служивых.
        Особо хочу остановиться на подготовке Вашего самого главного спутника –Вашего железного коня, на которого Вы надеетесь и верите в то, что он пройдет весь путь и нигде и ни разу Вас не подведет. Перед началом второго этапа нашего маршрута один человек сказал мне, что я слишком самоуверенный, на что я просто ответил, что я прежде всего уверен в себе и в своей машине, а все не уверенные сидят дома и просто мечтают о дальних путешествиях…Ответа не последовало. Мой КИА СПОРТЕЙДЖ  2012 года выпуска прошел весь маршрут без сучка и задоринки и на перевалах и в трудных ситуациях даже не чихнул и ни разу не подвел, за что заслужил наивысшей оценки по 10-бальной шкале. Хоть это и не приветствуется но я хочу выразить особую благодарность создателям и производителям концерна КИА МОТОРС за такую прекрасную машину.
Несмотря на то, что машина сравнительно новая и буквально три месяца назад я проходил
плановое техническое обслуживание, за неделю до поездки я провел полную диагностику автомобиля, заменил резину, проверил все системы и узлы машины. На это ушло порядка 4000 руб.Я считаю, что это ничтожная сумма по сравнению с тем что в какую сумму может вылиться ремонт за границей, пусть даже в республиках бывшего СССР.  Кроме того, купил ремкомплект шин-200р. и два октан-корректора на случай если будет где не качественный бензин. В ремкомплекте нужно иметь холодную сварку. Начитавшись страшилок об отсутствии бензина в Узбекистане и на Памире, решил, что одна канистра с бензином мне не помешает. Канистра только железная или оцинкованная, никаких пластмассовых. Кстати она стала «золотой» так как прошла в багажнике все 11 тысяч километров. Вместимость бензобака составляет 55 литров и в повседневной жизни при расходе 9-10 литров на 100 км мне бака хватало примерно на 500-550 км. Весьма странная, но очень приятная арифметика. На весь маршрут, а это около 10500 км было запланировано 1050 литров бензина на сумму порядка 45000 руб с учетом цен на бензин по республикам Средней Азии. На самом деле я прошел около 11000 км., заправлялся 24 раза и истратил 965 литров на сумму 31600 рублей. Экономия составила  более 13000 рублей что приятно радует. Иногда расход бензина составлял 6,5-7 литров, что позволяло на одной заправке проходить до 800 км пути. Экономный режим движения, не более 80-90 км/час, затяжные спуски с гор, порой до 20-50 км, всё это экономило расход бензина. Вместе с тем, я поставил перед собой задачу, что независимо от того сколько осталось бензина в баке, заправляться до полной в городах и на известных заправках. Надеюсь не будет лишним, если в моем повествовании я буду уделять этому вопросу приоритетное значение, потому что для железного коня качественный бензин это 90% успеха в поездке. Хочу особо подчеркнуть о том, что перед поездкой пристальное внимание обратите на состояние тормозных колодок. Перед поездкой у меня изношенность тормозных колодок составляла чуть больше 50%.По приезду домой передние колодки пришлось заменить так как оставалось всего около 1 мм., а задние до сих пор в норме.
             Нелишним считаю напомнить о необходимости обязательно иметь в машине навигатор, радар и видеорегистратор. Эти приборы значительно помогают и облегчают движение по республикам Средней Азии. Все карты спокойно можно закачать через интернет. Были небольшие проблемы с навигацией в Узбекистане, но в основном все вопросы решались просто. Приходилось иногда спрашивать у местных. Молодежь и женщины как правило очень плохо знают русский язык, особенно в глубинке, поэтому приходилось искать кого то возрастом постарше, но и их объяснения дороги приходилось проверять у других людей. Увы, тонкости Востока. Очень большую помощь оказывал радар, особенно в Казахстане. До +9 км/ч. от разрешенной скорости движения не наказуемо, но старайтесь не нарушать скоростной режим даже на 5 км., особенно в городах и населенных пунктах. Там гайцы голодные и злые. Создается впечатление, что им зарплату не платят и живут они только на поборах с водителей. Большинство участков у них поделены между собой, там они имеют свои определенные запрещающие знаки и стригут бабки со всех машин которые хоть чуток, но превысили скорость или не выполнили требования знака. Видеорегистратор нужен обязательно, ведь если случится что либо на дороге то без него практически невозможно будет доказать свою правоту. На очень многих форумах я встречал много разговоров о том, что на лобовое стекло нельзя устанавливать приборы. Все три прибора были установлены на лобовом стекле и за все время пути ни один гаишник не заставлял меня снять  их со стекла. Одно только требование при прохождении границ –видеорегистратор должен быть выключен. Тонировка стекол также запрещена. В Узбекистане на одном из постов гаишник сказал, что мне необходимо снимать тонировку боковых пассажирских стекол. Я сослался на то что тонировка стекол заводская и хотел показать ему книжку -руководство по эксплуатации, он тут же ретировался.
           Несколько слов о связи. Не советую привязывать российских операторов связи на страны Средней Азии. Они хороши и не дорогие только на территории России. Во всех республиках местная сотовая связь не дорогая и вполне приличная, об этом я буду рассказывать по ходу движения, но приведу только два примера. В Казани в салоне «Теле-2» нам сказали, что тариф будет действовать на территории Средней Азии по 5 рублей за минуту и 5 рублей будут снимать ежедневно абонплату. В результате я смог один раз случайно позвонить из Сары-таша (как поймал сеть и сам до сих пор не пойму) а больше нигде Теле-2 не действовал. МТС по Средней Азии 90 руб за минуту и абонплата ежедневно 90 рублей. Вот и считайте сами во что вам это обойдется.
           Медицина. Необходимо с собой брать только то, что может пригодиться в пути или по состоянию здоровья Вам рекомендовал лечащий врач и есть какие либо проблемы со здоровьем. Особое внимание наркосодержащим препаратам. На них в обязательном порядке должны быть рецепты и разрешение с печатью Вашей поликлиники. Особенно узбеки очень любят потрошить аптечки и сумки в поисках наркоты. На Памир желательно взять лекарства снижающие вероятность проявления горной болезни. Конкретно каждому человеку может посоветовать его лечащий врач, а так можно посоветовать взять с собой глюкозу, витамины. лимоны, кисленькие долгоиграющие конфетки, леденцы, препараты снижающие давление и не дай бог понадобится нашатырь, как это было у нас на перевале.
            Если Вы берете с собой ноутбук или планшетник, то на границах у узбеков и казахов будьте готовы к тому, что Вас заставят включить их и будут просматривать все фотки и папки с целью найти порнофильмы или другие компроматы… Перед поездкой я естественно очистил весь ноутбук от всего что посчитал лишним. Тем более что тот объем фотографий на фотоаппарате не мог весь поместиться и я практически ежедневно скидывал весь отснятый материал на ноутбук. Просто и удобно.
           Продукты питания, которые Вы провозите с собой через границу никто и нигде не проверяет, поэтому с собой можно брать то необходимое количество, которое Вы считаете нужным. Как правило, это должны быть не скоропортящиеся продукты на первое время. Практически везде продукты и питание в столовых, кафе значительно дешевле, чем в России. Национальная кухня республик разнообразная, вкусная, но жирная, поэтому в зависимости от состояния Вашего организма и стоит определять свое меню.
            Ну вот вроде бы коротко и всё о подготовительном периоде, скажу только о том что на все мероприятия и закупку необходимого было израсходовано около 15000 рублей.
            Накануне выезда из Казани мы с женой еще раз просмотрели по списку всё, что имело отношение к поездке с тем ,чтобы ничего не забыть, особенно документы, вещи упакованы в сумки и аккуратно уложены в машину с вечера. Аня весь день помогала мне собирать и укладывать вещи, но я заметил,что она что то скрывает и больше молчит. Когда она практически рухнула на кровать от боли то, я понял, что надо срочно вызывать скорую. Аню увезли в больницу и надежда на то, что это небольшое недомогание рухнули, когда врачи сказали, что она пролежит в больнице минимум неделю. Это был удар судьбы, слава богу, единственный. Наши друзья из Москвы прилетели в Ташкент и уже третий день находились в Бухаре и ждали нашего приезда на машине. Аня приняла для себя и для всех нас единственное решение. Она не могла подвести своих друзей и сказала, чтобы я ехал один. Взвесив всё за и против я согласился с Аней. С тяжелым сердцем я уезжал из больницы домой и очень сожалел, что она не может ехать и повидать Таджикистан, где прошла часть ее детства.
                Продолжение следует