История одной церкви

Владимир Быков 3
                «ДАБЫ ПАМЯТЬ ОБО МНЕ БЫЛА УВЕКОВЕЧЕНА»

Наше семейное предание, которое поведала мне моя мама Анна Петровна Быкова (девичья фамилия Шехирева), гласит, что ее дед, а мой прадед Василий Петров
 Шехирев построил в с.Алымка Уватского района деревянную церковь, которая существовала в селе до 30-х годов прошедшего века. Родовая память Шехиревых сохранила такую историю: у Василия Петровича через речку от усадьбы было гумно, и однажды оно сгорело (якобы его подожгли завистники). А потом будто бы прадеду приснился сон, в котором ему велено было построить на месте сгоревшего гумна церковь. Судя по всему, Василий Петрович был человеком богобоязненным, да к тому же небедным, деятельным и настойчивым, и потому с осени 1864 года он стал исполнять пришедшее свыше повеление.
Строительство церкви оказалось делом непростым, потому как надо было, чтобы желание построить церковь поддержало крестьянское общество, а также получить разрешение от церковной и гражданской властей. И если первое, видимо, удалось без особых проблем, то второе потребовало от Василия Петровича из-за бюрократических проволочек недюжинного упорства и терпения.
30 октября 1864 года государственные крестьяне деревень Алымка, Максимовка, Трошина на своем сходе вынесли Общественный приговор, в котором высказали намерение «устроить в деревне Алымской церковь деревянного строения Во имя сошествия Святого Духа на Апостолов» и избрали вызвавшегося ее возвести крестьянина Василия Петровича Шехирева в строители, доверив ему представить Общественный приговор начальству Тобольской епархии.
14 декабря того же года Общественный приговор был заверен Уватским волостным правлением, а 18 декабря В.П.Шехирев пишет архиепископу Тобольскому и Сибирскому Варлааму «Покорнейшее прошение», в котором обосновывает необходимость строительства церкви: «Издавна состоя в приходе Новосельской Троицкой церкви жители деревень Алымской, Трошиной, Максимовой и некоторых других селений всегда затруднялись и доселе затрудняются в сообщении с приходскою церковью, сколько отдаленностию разстояния от оной, столько же, или еще более, неудобством пути в весеннее и летнее время, когда всюду разливаются воды, препятствующие, в особенности во время бурь, проезду к богослужениям и для исполнения треб».
Василий Петров берет на себя и основные расходы по постройке церкви: «В средствах к построению затруднений не предвидится. Весь лес, какой только потребен будет на постройку храма, я имею искреннее мое желание изготовить и доставить на место в имеющую наступить весну и лето на собственные мои средства, не касаясь общественных. Кроме того, всегда готов быть участником во всех расходах по устройству храма и украшению его, обязуюсь нанять (и уже нанял) на свой счет четырех человек, хорошо знающих плотничные работы; прочее и общество не затруднится сделать с помощью доброхотных дателей».
Уточним, что до села Нового, где была Троицкая церковь, от Алымки было 30 верст (зимний вполовину меньше) – путь по тем временам действительно не близкий. А для постройки церкви требовалось до 400 бревен строевого леса, и вряд ли его заготовка и доставка обошлись дешево. Однако, тут же заметим, что расчет Василия Петрова на быстрое строительство храма (нанял людей, к цитируемому прошению был приложен план, взятый из Уватского волостного правления), не оправдался.
Архиепископ Варлаам и Тобольская духовная консистория одобрительно отнеслись к инициативе крестьян деревни Алымка, отметили «усердие крестьянина Шехирева», и  уже в январе 1865 года было принято решение для проверки сообщенных им сведений командировать в Алымку благочинного священника Евгения Чемесова. Но проверка того, действительно ли крестьяне деревни Алымка желают построить храм, должна была производиться, прежде всего, представителем гражданской власти, при делегате со стороны духовной. Итоги ее в виде Акта (а в нем должны быть отражены и результаты осмотра места, где  предполагалось поставить церковь) нужно было представить в Тобольскую духовную консисторию для окончательного решения.
Тобольским земским судом  по предписанию Губернского правления для участия в проверке был назначен заседатель 2-го участка Г.Архаров. Но они никак не могли договориться с Е.Чемесовым о совместной поездке в Алымку. Через четыре месяца Г.Архаров передает это дело некоему И.Енбаеву, и вновь повторяется та же история. Благочинный предлагает ехать, заседатель отказывается. В результате попали они в Алымку только в августе 1865 года. Тогда же снова провели в деревне мирской сход, вновь составили Общественный приговор,  в котором крестьяне подтвердили свое желание строить церковь, и подписали Акт из десяти пунктов, где пришли к выводу, что место «весьма удобно и прилично для постройки церкви и усадьбы для священноцерковнослужителей». Крестьяне взяли на себя обязательство помогать В.П.Шехиреву в строительстве, платить ругу ежемесячно и «бездоимочно» с каждой «наличной» души с 15-летнего возраста и до 60 лет включительно. Крестьянин Веденев обязался выстроить деревянный дом для служителей церкви, а остальные «устроить» этот дом, содержать его и нанять прислугу на общественные средства.
Предполагалось, что Алымская церковь будет иметь самостоятельный приход, и вот это, видимо, вызвало некое противодействие со стороны служителей Новосельской Троицкой церкви (чем больше прихожан, тем богаче приход). Судя по имеющимся документам, весной же 1865 года Василия Петрова Шехирева избирают церковным старостой Троицкой церкви (село Новое), и для того, чтобы отказаться от должности и сосредоточиться на строительстве церкви в Алымке, он дважды обращается к архиепископу Варлааму: «…Как небезызвестно Вашему Высокопреосвященству, я намерен устроить в деревне Алымской предполагаемую церковь на свой счет, и употребленные на сей предмет издержки должны составиться в потери, никогда невозвратимые, а я пред особой Вашего Высокопреосвященства окажусь (неисправным) строителем, что будет неизгладимое пятно не только для меня, но даже и для детей моих, по той причине, что я ревностное желание имею устроить в деревне Алымской храм, дабы память моя была увековечена и по кончине жизни моей».
Как разрешилась эта ситуация, мы не знаем, но дело со строительством церкви застопорилось – результаты проверки, упоминавшийся выше Акт, до конца года так и не попал в Тобольскую духовную консисторию. И 12 января 1866 года  В.П.Шехирев вновь обращается к архиепископу Варлааму «понудить, кого следовать будет» найти документы, чтобы построить церковь за будущее лето. За прошедший летний сезон сделать, видимо, ничего не удалось. «…Между тем, я нанял рабочих, приготовил лес и нанял мастеров для постройки, - пишет В.П.Шехирев. – Эти, последние, пробыв лето, совершенно отказались за взятые в лето 1865 года деньги и требуют вновь денег, рабочие и мастера стоили мне до 230 рублей серебром, которых тоже в нынешнее лето вторично надо нанять и должен, помня свое обещание пред Богом и Вашей Святительской Особой».
Судя по переписке Тобольского земского суда с Тобольским губернским правлением, документы затерялись потому, что была допущена ошибка в названии деревни. Розыск их также затянулся, к нему была привлечена даже Тобольская Градская полиция. В апреле Василий Петров вновь  пишет Варлааму, в котором просит архиепископа разрешить в предстоящее лето рубить церковь хотя бы в срубы. Но, видимо, документы все же вскорости нашлись, и вот уже 25 июля 1866 года Благочинный Тобольско-подгорных церквей уже знакомый нам священник Евгений Чемесов пишет архиепископу Варлааму «Покорнейший рапорт»: «Долг имею почтительнейше репортовать Вашему Высокопреосвященству, что вследствие указа Духовной консистории от 13 мая сего года за №4161 храм, вновь имеющий строиться во имя сошествия Св.Духа на Апостолов, Новосельского прихода в деревне Алымской мною соборне с причтами Новосельским и Уватским, при помощи Божией, по чиноположению Православной церкви заложен в 14-е число настоящего июля месяца».
Но, видимо, и постройка храма по каким-то причинам затянулась, потому что хлопотать о направлении в Алымку священника Василий Петров Шехирев начинает только в марте 1870 года. «Пользуясь … благословением Святительской Особы Вашей, я, при помощи Божией, без всякой сторонней помощи привел постройку храма Божия к концу, - пишет он в очередной раз архиепископу Варлааму. - Церковь совершенно устроена внутри и снаружи; иконостав поставлен, и иконы ныне мною получены от подрядчика Козлова в совершенной исправности, утварь в полном количестве новая куплена мною в Ирбите и хранится в церкви. Остается дело за священником только. Кончив дело единственных желаний моей души, начатое с Архипастырского благословения Вашего Высокопреосвященства, я принимаю смелость и прошу покорнейше Святительскую Особу Вашу благословить на паству нашу стада нашего и пастыря – священника».
Можно предположить, что строительство церкви длилось достаточно долго из-за того, что, взяв на себя основную часть расходов по ее возведению, В.П.Шехирев все же рассчитывал на помощь односельчан, но, как показывают более поздние документы, скорее всего, не дождался ее. Через год он еще раз обратится к Варлааму с просьбой назначить в Алымку священника и провести освящение храма, приложив к прошению Общественный приговор, добьется желаемого (священник Стефан Поляков и исполняющий обязанности причетника запрещенный священник Платон Груздев появятся в Алымке в 1871 году, 2 июня 1872 года Алымская церковь будет освящена), но далее, видимо, в делах уже функционирующей церкви деятельного участия принимать не будет. Не стал он и церковным старостой «пожизненно», как обещал. Главную опись Алымской Духосошественской церкви в мае 1872 года наряду с благочинным священником Иоанном Сентяшевым подписал церковный староста крестьянин Иван Шехирев, по-видимому, старший сын Василия Петрова.
Но, тем не менее, еще около десятка лет имя В.П.Шехирева будет звучать в Тобольской духовной консистории. И не только там. Известно, к примеру, что в декабре 1872 года Василий Петрович вызывался в Тобольский окружной суд («Тобольские губернские ведомости», №52, 23 декабря 1872 года) « по делу о взыскании крестьянином Захаром Голиковым с крестьян деревни Алымки за понесенные им убытки по постройке тамошней церкви…». Приехавшие в Алымку священники, по всей видимости, тоже попали в сложное положение, потому что, судя по их переписке с консисторией, дом для них так и не был выстроен, и они вынуждены были жить на квартирах у крестьян, которые с них же стали требовать деньги за отопление. «Зарплату» служителям церкви, размер которой был установлен в Общественном приговоре, алымчане тоже платить не спешили, а церковь и до 1880 года считалась недостроенной. Так, 24 января 1880 года в консистории слушали рапорт благочинного священника Иоанна Платонова о том, что «строитель Алымского храма крестьянин Шехирев вовсе не заботится об окончательной постройке оного» (требовалось установить железные решетки на окна и поправить крыши). Древняя история: кто везет, на того и грузят. А Василию Петрову в то время было уже около семидесяти лет. И, скорее всего, его неучастие в делах Алымской церкви с 1873 года связано с тем, что он, добившись ввода храма в действие без помощи односельчан, посчитал свою миссию выполненной. О других причинах – к примеру, недостаток средств – мы можем только догадываться.
Но «вложился» в дело В.П.Шехирев основательно. Что представляла из себя Алымская церковь Во имя сошествия Святого Духа на Апостолов в день Пятидесятницы (полное название)? Судя по составленной в 1872 году описи, это был пятиглавый деревянный храм на лиственничном фундаменте. Главы были обиты белым железом, на них стояли позолоченные кресты. В церкви было 17 окон, два крыльца, на одном с нею фундаменте стояла двухъярусная колокольня (верхний ярус ее в то время был возведен не по плану и требовал перестройки). В документе описывается также церковная утварь, иконы и внутреннее устройство и убранство храма. Все это, разумеется, стоило недешево.
 Понятно, что для Шехиревых церковь была предметом гордости и почитания, связи с ней они не теряли. Моя мама рассказывала, что ее семья часто посещала храм, в их доме были церковные книги, а ее отец Петр Васильев после смерти своей жены Александры Иосифовой, женился на просфорне Алымской церкви Устинье Васильевой (фамилия неизвестна).
Но именно из церкви и пошло в известный период не только ее разрушение, но и всего существовавшего тогда жизненного уклада, что не могло не отразиться на дальнейшей судьбе Шехиревых. Назначенный в 1908 году в Алымский приход священник Константин Николаев Скосырев стал вести революционную пропаганду, в 1916 году отрекся от церкви, а в 1917 инициировал конфискацию имущества у Шехиревых. Он же был избран в Алымке председателем потребительского общества, а затем возглавил первый сельский совет. Противостояние «купцов-рыбопромышленников» и «революционного попа» продолжалось несколько лет. Скосырев сдал наиболее активно сопротивлявшегося установлению советской власти Гавриила Васильева Шехирева в Тобольский Совдеп, Шехиревы неоднократно доносили на него белогвардейцам.
В итоге пострадали обе стороны. Дети Петра Васильева Шехирева (самого уже не было в живых) со своими семьями и Михаил Васильев (один из детей строителя церкви Василия Петрова) с детьми были сосланы, как кулаки, в поселок Банный под Сургут. А К.Н.Скосырев в 1929 году был поражен в правах, как бывший служитель культа, долго добивался их восстановления, а в 1937 году был расстрелян в Тобольске.
Алымская церковь Во имя сошествия Святого Духа на Апостолов в день Пятидесятницы была разрушена в 30-е годы прошедшего столетия. Так закончилась история о силе духа и слабости, о вере и неверии в небольшом сибирском селе.