Русские Инженеры. Мостовики

Василий Куприянов
              Одной из головных болей в начале строительства объектов Астраханского газового комплекса было отсутствие автодорожного моста через реку Бузан.  Действующий паром явно не справлялся с потоком автомашин даже в самом начале стройки. Быстро возвели причалы новой паромной переправы, по которой пустили два больших парома. Но и они скоро перестали справляться с потоком транспорта. А главное, что по условиям безопасности пуск газоперерабатывающего завода был не возможен без полноценного автодорожного моста.
              Поэтому строительство этого моста было острейшей необходимостью. Тем более, что пуск завода намечали через пять лет, а только нормативный срок строительств этого сооружения составлял семь лет. А еще не было даже проекта. Я работал начальником производственно- технического отдела Дирекции и обеспечение подрядных организаций документацией и решения кучи других вопросов лежали на мне.
              Как то после обычного большого совещания все мостовики собрались у меня в кабинете. На больших совещаниях решались глобальные проблемы, а в моем кабинете обычно разговор шел о текущих рабочих вопросах. В этой компании был и ГИП из Москвы, если память не изменяет, то из проектного института Гипротрансмост.
               Половина моего кабинета была завалена папками с рабочей документацией по этому мосту. Мне предстояло максимально быстро отштамповать все папки штампом в производство работ и передать их подрядчикам. Я посетовал, что эти сотни папок с чертежами пришли только на строительство двух береговых устоев. А что будет, когда придет документация по всем опорам и мостовым пролетам. И тут московский гость рассказал удивительную историю о русских инженерах, которые трудились при Царе – батюшке. Оказывается он, держал в руках ВСЮ проектную документацию строительства автодорожного моста через реку Каму в Перми.
               Я вспомнил этот мост. После четвертого курса института я был летом на месячной производственной практике в Перми. Наш завод находился в Закамском районе этого града. Мы, питерские студенты, частенько мотались по этому мосту в центральную часть города, и я помню, как любовался чугунными завитушками, которыми были украшены перила моста.
               Мост через Бузан, который мы должны были построить, был длиной 970 метров. Камский мост был почти такой же длины – те же 900 метров. И тут Московский проектировщик  задал нам вопрос, а как вы думаете, сколько папок потребовалось для ВСЕЙ рабочей документации камского моста?  Мы все дружно начали гадать. Я, чувствуя подвох в его словах, обозначил объем документации  папок в 20. Ответ был фантастическим. Комплект всей рабочей документации этого грандиозного сооружения был выполнен на  СЕМИ листах! В эти семь листов уложились и конструкции опор, и береговых и речных, и арочные конструкции, и даже те чугунные завитушки, которыми я любовался в студенчестве. Это просто фантастика. И все это было сделано РУССКИМИ ИНЖЕНЕРАМИ. Помимо чертежей все тексты, написанные от руки, отвечали всем требованиям каллиграфии. Это был просто шедевр инженерной мысли.
                А чего здесь удивляться. Чего стоят все Шуховские сооружения. Его башня на Шаболовке. Рядом с автодорожным мостом через Бузан был железнодорожный Шуховский мост, который проработал почти сто лет. Да сколько таких сооружений по всей России построенных на века. 
                Кстати, мост через Бузан был построен за четыре с половиной года тоже русскими инженерами, которые сдавали экзамены в нормальных школах и институтах, где учились думать и решать вопросы, а не играть в ЕГЭ-шные угадайки и не оплачивать оценки за успешную сдачу экзаменов.