Пакистан. Ч-4. Лахорский форт

Ершов Максим Александрович
Лахорский форт — это то место, откуда начал строиться город. Цитадель имеет форму трапеции и занимает площадь в 20 га.

Снаружи крепостные стены и башни покачиваясь в полудымке, словно боевые слоны перед сражением, выглядят достаточно грозно. Внутри же моё впечатление было совершенно противоположным.

Вход в крепость находится рядом с храмами сикхов, рядом со входом в знаменитую мечеть Бадшахи.
Мощная башня, похожая на шахматную ладью беспристрастно наблюдает за туристами, подобно пешкам снующими туда-сюда возле её основания.

Повторюсь, в прежние времена главным входом в цитадель являлись парадные ворота Аламгири (Дарваза).

Но исторический ход событий повелел совершить рокировку. Если на шахматной доске в конце партии съеденные фигуры лежат в стороне и сделанные ходы уже не видны, то в архитектуре наоборот, различные эпохи и временные события чаще всего свой след оставляют.

Проходим мимо башни через первые ворота. Если башня и внешняя стена выложены из достаточно просто обожжённого кирпича и смотрятся простовато, то вторые ворота под названием Хати-Паон уже более нарядные. В комплексе со стеной этот кусочек крепости напоминает Узбекистан.

Оно и неудивительно — Тимур после Индийского похода пригнал к себе в город огромное количество здешних мастеров, которые построили то, что умели — Самарканд.

Ворота Хати-Паон подобно бальзаковской женщине, немножко сдали от времени, но красоты своей не потеряли. И можно лишь представлять, как через Хати-Паон проходило стадо слонов, один из которых медленно раскачивал из стороны в сторону люльку падишаха, уставшего после похода, но возвращавшегося в Лахор с победой.

За воротами расположена лестница слонов — это одна из главных достопримечательностей форта. Архитекторы предусмотрительно поставили здесь более длинные ступени, специально рассчитанные под слоновий шаг.

Поднимаемся вверх и мы, так и сяк приспосабливая свой шаг под эти длинные ступени. Нам повезло, и туристов в эти утренние часы было совсем не много.

С одной стороны хотелось бы хоть краем глаза посмотреть, как Лахорский форт выглядел в эпоху Великих Моголов, но с другой стороны приятно видеть крепость без новодела.

В настоящем форт напоминает старую дачу, которую новые хозяева уже купили, в собственность оформили, но что с ней делать, ещё не решили.

В любом случае, правильно, что власти не стали высаживать в крепости какие-то кусты либо деревья, и посему посетителю виден весь масштаб и все задумки могольской архитектуры.

Средневековье, застывшее в кирпичной кладке, в резном деревянном декоре, в белом мраморе фонтанов, в изящных колоннах, рассчитанное и выверенное до миллиметра, такое знакомое и неведомое, словно река, подхватывает и не спрашивая уносит за собой тебя и весь багаж твоих мыслей.

В 1542 г. на престол династии Великих Моголов взошёл 13 летний мальчик — будущий император Акбар Великий. Он правил страной 49 лет — с 1542 по 1605 гг. С 1584 по 1598 год в Лахоре располагалась его резиденция. Лахорская крепость начала приобретать свой нынешний облик именно в этот период.

Знаменитый Шах-Джахан, построивший Тадж Махал, родился в 1592 г. именно здесь на территории Лахорской цитадели и потому был особенно к ней привязан. При нём крепость из фортификационного сооружения начала превращаться в пышный в дворцовый комплекс с садами и с фонтанами.

В восточной архитектуре мозаика и орнамент это бесконечная вязь геометрических фигур, чётко просчитанных между собой.

Построение рисунка имеет философский смысл о безграничности пространства и взаимосвязи событий.

Свои архитектурные идеи Восток вынашивал и совершенствовал веками. И если на Востоке существовала своя школа архитектуры, то и политика здесь век от века совершалась по своим по восточным законам.

Брахман Каутилья основоположник политико-экономического трактата Артхашаетра или «Наука политики» («Наука о государственном устройстве») в 4 в. до н. э. писал:

 "Сына, который не любит, или любимого, но единственного сына пусть царь заключит в оковы... Со дня их рождения должен царь наблюдать за своими сыновьями, ибо царские сыновья подобны ракам: они пожирают своего родителя. Если у них не появится любовь к отцу, то лучше их тайно убить."


Вот так, убить — всё чётко и просто. При всём при этом Каутилья не был ни извергом, ни злодеем. Советник индийского царя Чандрагупты, думал прежде всего о том, как уберечь от смут и междоусобиц государство.

Философ Каутилья прекрасно понимал, что у царя нет более опасного врага, чем жаждущий трона сын. Подобный феномен особенно ярко проявился во времена Великих Моголов.

Когда Селиму старшему сыну Акба Великого исполнилось 33 года, он, полный нетерпения взять бразды правления в свои руки и раздосадованный долгой жизнью своего отца... на свою ответственность принял царские прерогативы и имя. Так писал об этом один иезуит, пребывавший в то время в Индии.

Три года продолжалась борьба за власть между отцом, действующим шахом и сыном, от нетерпения шахом себя провозгласившим. Устав воевать, Акбар решил пойти на хитрость. Правитель повелел сыну явиться во дворец, угрожая в случае отказа назначить другого преемника.

Селим во дворец явился, где был сразу схвачен. Продержав сына в темнице несколько дней, любящий отец его отпустил, ибо хотел лишь проучить непокорного. А зря! Не прошло и года, как Акбар умер, отравленный, как утверждают, именно сыном. После смерти отца Салим стал правителем, приняв имя Джахангира.

Из всех могольских падишахов Джахангир был наиболее склонен к алкоголизму. Современники накопили массу всевозможных историй про бесконечные пьянки падишаха. Но пока шах занимался-таки государственными делами, незаметно подрастал его сын Шах-Джахан. И тут всё повторилось. Сын устал ждать смерти отца.

Началась борьба за власть, которая длилась опять-таки 3 года. В какой-то момент отец и сын заключили перемирие. Справедливо рассуждая, что сыну доверять нельзя, Джахангир потребовал от Шах-Джахана заложников. И тот выдал отцу своих детей — точнее, выдал деду его внуков!...

Правление Джахангира продолжалось 22 года. В январе 1628 года взошедший на трон Шах-Джахан умертвил Султан Давар Бахша, Султан Шахрияр-мирзу, а также двух сыновей сына падишаха Акбара шахзаде Султан Даниала-мирзы, Таймурасп-мирзу и Хушанг-мирзу. — лишил жизни претендентов на власть: братьев и просто родственников.

И вновь повторился именно этот сценарий. Создатель Тадж Махала был брошен своим сыном Аурангзебом в темницу, где через 8 долгих лет смерть избавила его из заточения.

Падишах Аурангзеб, наученный горьким опытом, оказался хитрее всех. Когда сыновья только пытались восстать — он уже был готов к этому. Аурангзеб извёл и уморил наследников, потому и правил 50 лет.

Подобная практика взаимоотношений со всей очевидностью продемонстрировала кризис династии Великих Моголов. Прямых наследников Аурангзеб после себя не оставил. После целого ряда интриг и переворотов к власти пришли сикхи.

Тем не менее, при всех этих войнах и интригах заступавшие на трон падишахи династии моголов про Лахорский форт не забывали. Когда правитель даёт своим подданным работу, когда он что-то строит, это является неким мерилом успешности его правления.

На территории крепости находится Диван-и-Аам. То место, где падишахи обращались с речами к своим поданным. При Шах-Джахане в Лахорской крепости появилось такое чудо как зал Аудиенций.

Отдельно стоящее здание, где император принимал высокопоставленных гостей и послов. В период его правления появился Мраморный павильон, внутреннее убранство которого, на мой взгляд, интересней внешнего.

А также дворец Шиш-Махал, который часто называют — Зеркальный дворец — один из шедевров могольской архитектуры.

Официально Шиш-Махал для посещений закрыт. Однако наш гид договорился с привратником, и тот пустил нас за небольшое вознаграждение. Трудно описать словами то, что создано гением архитектуры, имя которого я даже не знаю.

Что сверху, что снизу, что сбоку — слабых мест во внутреннем убранстве дворец не имел. На открытой галерее можно видеть фрески, обрамлённые декором из слюды, мрамора, кусочков зеркала и стекляшек.

Некоторые фрески уже не просматриваются. На других рисунок ещё виден. Дворец нуждается в срочной реставрации. А самое главное здесь — это три зеркальных зала, потолок которых усыпан множеством полудрагоценных камней, расставленных по периметру согласно расчётам геометрии (запамятовал, но мне кажется, что залов три: одна большая комната и две по бокам).

Если в других комнатах есть окна, то в эти залы изначально сделаны полутёмными. В каждой зеркальной комнате имелась подставка для маленькой свечи. Множество камней на потолке отражали её дрожащее пламя, отчего пространство наполнялось невероятным свечением. Когда через комнату проходили со свечкой, в этом случае верхний свет, возвращённый из всех углов бессчётное количество раз, человека собой просто-таки купал. И можно только догадываться, какие эмоции испытывал проходивший под этими сводами падишах, которому благоволило само Небо.

К сожалению зажигалки у нас не было, но гид показал эффект отражённого света, используя телефон. После я попробовал сфотографировать зеркальный потолок со вспышкой, но эффекта это уже не дало.

Стоит отметить, что камни на сводах за несколько веков очень сильно запылились. Вот бы кто их почистил.... Я бы, в этом случае, с удовольствием прошёлся бы тут вновь, но уже со свечкой.

Когда мы вышли за ограду, нас ждала целая толпа пакистанцев, которых не столько дворец интересовал, сколько мы сами. Дело в том, что посетителями форта являются люди из глубинки, для которых увидеть иностранца, это примерно как нам под зеркальным потолком пройти со свечкой. Кое-как мы все друг друга перефотографировали и направились дальше.

Повторюсь, после Великих Моголов к власти в Пенджабе пришли сикхи. 12 апреля 1801 года в Лахоре как махараджа короновался Ранджит Сингх. Период его правления историки называют «золотым веком» в истории Пенджаба, который продлился до 1839 года.

Так получилось, что Ранджит Сингх (по словам гида) полюбил супругу одного из своих генералов. Монтас — так звали эту женщину. Дабы устранить соперника, махараджа послал его на войну в самое трудное место, где тот и погиб. Ранджит Сингх женился на Монтас. На территории крепости он построил для неё дворец и разбил сады.

В цитадели имеется музей, посвящённый сикхам и их борьбе с англичанами. По словам гида, именно это здание является бывшим дворцом Монтас. Сикхи понимали, что расширяющаяся Британская империя рано или поздно захочет покорить Пенджаб. Сикхи к войне готовились. В Лахоре был налажен выпуск огнестрельного оружия, пуль, пороха и разрывных ядер.

Зимой 1845-1846 гг. сикхская армия вступила в бой с англо-индийским войском. Для сикхов это были очень кровопролитные сражения. Но Англичане от прямой аннексии Пенджаба отказались. Через два года развернулись новые боевые действия. В 1849 году сикхское Панджабское государство было ликвидировано.

После этого Лахорский форт потерял своё стратегическое значение. Крепость начала приходить в запустение. Лахорскую крепость часто называют Шахи-кила. В середине XX века искусствоведы добились, чтобы городские власти весь этот комплекс поставили под охрану.

В 1981 г. Шахи-кила была признана памятником всемирного наследия ЮНЕСКО.