Дуболго-Пичай. Терный А. По мотивам мордовской ска

Александр Терный
Дуболго-Пичай. Авторская обработка мордовской народной сказки. Терный А.

У атя и бабы были два цера-сына и стирь-дочь, Дуболго-Пичай. Очень она была хороша. Лицо белое, румяное, волосы светлые-светлые, до ног, руки мягкие. Ноги словно пенечки толстые.  А глаза у нее были, что цветы васильки. Но умерли атя и баба, осталась Дуболго-Пичай с двумя братьями-дуганами. Оба дугана очень любили Дуболго-Пичай. Пойдет старший брат-патя поохотиться, скажет ей: — Если попадутся мне белки-ур и птицы разные, то куплю тебе кядькс и кольцо-суркся!
Выходит Дуболго-Пичай провожать брата пяльме, и он ей подарки сулит. Охота у дуганов всегда была удачная. И лишнего они не убивали. И в доме всего хватало.
Вскоре дуганы поженились. Жены им попались плохие, ругачие. Невзлюбили они Дуболго-Пичай, завидовали ей. За что она ни бралась, все ей удавалось. Особенно их злило, что дуганы обещали что-нибудь Дуболго-Пичай. Злые бабы задумали погубить ее. — Приедут дуганы, скажем, что Дуболго-Пичай извела жеребца, — решили они, и убили самого красивого коня в белых яблоках, с серебряной гривой.
Вернулись дуганы, жены встретили их, рыдают.
— Уморила Дуболго-Пичай коня в яблоках. Она только и помышляет о зле, что Идемевсь.
Дуганы говорят: — Найдем другого коня, а хорошей сестры нам не найти. Жены размышляют: «Не жить тебе Дуболго-Пичай!» Как-то раз дуганы пошли в лес. Дуболго-Пичай проводила их, а у самой слезы в глазах стоят. Долго дуганы охотились и остались спать под деревом. Пяльме-брат говорит: — Скажи-ка мне, патя, что у меня сердце болит?

А пока дуганы в лесу были, жены их задумала зло.

 Старшая придумала:
— Сегодня и уморим Дуболго-Пичай. Натопи печь и воск расплавь.
Порешили – сделали. Говорят бабы Дуболго-Пичай: — Пойдем в баню сладкую, освежим тело мягким паром березовым.
Дуболго-Пичай хоть и чувствовала плохое, но пошла парится. Вымылись они. Младшая золовка предлагает: — Давай окатим Дуболго-Пичай водой!
Старшая золовка принесла котел воска и окатила Дуболго-Пичай. Воск покрыл кожу Дуболго-Пичай, попал в ушные раковины и горло. Притащили ее золовки в дом, совершили над ней все положенные обряды, и уложили на скамью в светлом месте. Утром дуганы пришли домой.
Жены их заплакали: — Стирь-сестра покинула нас по воле Шкая, пошла по небесной радуге в страну счастья. Посмотрите на нее в последний раз и в гроб положите.
А братья смотрят на свою любимую сестру, налюбоваться не могут, будто живая лежит она на скамье, укрытая белым тонким холстом. Положили ее в гроб и отвезли в лес, там и оставили, не предав земле, а поставив на мостки. Рядом оставили они продукты для любимой сестры, чтобы всего ей в царстве Шкая хватало.
А через реку, на другом берегу от леса, жил Виртян с матерью-вдовой. Был Виртян и в ногах толст, и в плечах широк, был он трудолюбив и умел. Но больше всего парень любил разводить гусей. И обратил он внимание на то, что стали его гуси перелетать через реку и пропадать в лесу. И стал он наблюдать за птицами. Пришлось ему плыть через Мокшу-реку. Так и привели его птицы к помосту, у которого они лакомились оставленным для девушки погребальным зерном. Гуси клюют пшеницу, довольно гогочат. Поднял Виртян гроб и понес домой. — Если переплыву Мокшу, пусть мать и решит, что с гробом делать, земле его предать или на дерево повесить.
А Мокша вдруг обмелела, спокойно перешел ее парень, а вода за ним так и хлынула, вновь закрыла дно.
Мать велела Виртяну открыть гроб. Открыли — и запахло душистыми цветами. И увидели они стирь, словно живая лежит она. – Спящая красавица, — говорит женщина. – Не мертва она. Истопи ты сын баню. Вымою я ее теплой водой. Может и проснется она.
И стала женщина парить стирь. А воск у нее и растаял весь. И задышала она, словно во сне. Ночью стирь стала ворочаться. И как хороша она была, глаз отвести нельзя.
Дуболго-Пичай встала, оделась. О себе она ничего не сказала, хотя помнила все.
И назвали ее Уцяской-Пичай. А и свадьбу сыграли. На столы пуре ставили для всего села, а лукш испекли на двенадцать слоев – слой пшенной каши, затем творога, курицы, яиц, овощей, рыбы, орехов, фруктов, зайчатины, лука, икры, брусники и моркови. А сверху звезд наделали. Все довольны были.
Прошло много времени. Одно печалило девушку, не знала она, как ее дуганы живут.
И видит она, что подходят к дому два человека- оборванные. Подошли братья и просят:
— Накорми, напои бедных людей. Как ты похожа на нашу сестру Дуболго-Пичай. Но она мертва.
Дуболго-Пичай накормила их, истопила им баню.
— Ночуйте у нас. Муж с охоты вернется, обрадуется.
Пришел из леса Виртян. Поздоровался он с гостями. Патя закручился и рассказал хозяевам, что была у них любимая сестра, да умерла. — Она, оцязор, была похожа на твою жену Уцяску-Пичай. Подозреваем мы, что сгубили ее наши жены! Как — не знаем. После ее смерти удачи у нас нет! Мы обнищали.
Дуболго-Пичай не выдержала, и сказала им:
— Ведь я и есть сестра ваша – Дуболго-Пичай! Виртян меня спас в лесу.
Обрадовались братья, что нашли свою любимую сестру Дуболго-Пичай. И что счастлива она и живет в достатке и холе.

В стародавние то было времена, когда дома на курьих ножках по лесам стояли, когда чудеса творились ежедневно. И прекрасна была земля мордвы-мокши.