Путь на тоф и обратно. киев - владивосток - никола

Анатолий Дударь
С тех времен прошло очень много времени, однако память вещь цепкая и упрямая. В августе 1964г я стал курсантом военного училища. Как это произошло -  тема для другого повествования, а сейчас хочу
рассказать о начале моей офицерской службе на Тихоокеанском флоте. Ни в каком сне я не видел себя в военноморской  форме, никогда не мечтал стать моряком. Даже наоборот, хотелось быть летчиком. В те послевоенные годы офицеры были в почете. Мальчишки горели желанием одеть военную форму и кому везло, тот после окончания школы становился курсантом военного училища, затем офицером со всеми вытекающими привилегиями, льготами и уважением в обществе. Это позже, после решения  Хрущева создать ядерный щит стал падать интерес к обычным вооружениям а заодно и к военной специальности. Но Никита Сергеевич жестоко поплатился за многие свои промашки и осенью 1964 года был отстранен от власти.

          В школе мне нравились точные дисциплины и терпеть не мог гуманитарные. Языки, история да и география были мне не по нутру. Наоборот, математика, физика, химия, астрономия пленили своей точностью и красотой, а дополнительные самостоятельные уроки в читальном зале библиотеки часто заменяли прогулки на воздухе, приставания и знакомства с девочками. Полтава, где прошло детство очень красивый город, и ее пригород Ивонченцы, и Шведская могила, где покоится прах воинов Великой армии Карла Х11 и родная школа номер 24. Меня влекла радиотехника и радиоэлектроника. Выбор пал на Киев и одно из престижнейших тогда училищ СССР - Киевское высшее инженерное радиотехническое училище ПВО или сокращенно КВИРТУ.
          Быстро пролетели пять лет  уечбы, мы освоились с воинской дисциплиной, изучили массу нужных и малонужных наук,  прошли примерки в ателье, где для будущих лейтенантов шилась офицерская форма. Нас сфотографировали в этой форме для выпускного альбома. Выпускникам присваивалось звание лейтенант-инженер и вручались лейтенантские погоны. Но Военноморскому флоту потребовались специалистыа корабли разведки и наша радиотехническая специальнось стала более чем востребованной. Из Генштаба загодя приехал старший морской офицер и отобрал 18 лейтенантов, поровну на Тихоокеанский и Черноморский флоты. Известно, что в разведку не назначают, а берут добровольцев. Об наборе было объявлено заранее, месяца за два, и нам дали таймаут на размышление. Я знал, что с моей дисциплинарной практикой меня законопатят в самую далекую дыру в ПВО и не просчитался. ПВО и корабли разведки ВМФ это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Корабли базируются в крупных базах и портах, на них служат люди с изысканным образованием и воспитанием, да и форма морская в конце концов для молодого человека не на последнем месте, чтобы не согласиться. Оклады повыше, продвижение по службе не ПВО-шное. Одна беда, что море требует от офицера часто находиться вдали от берега и от семьи.

          Вот с такими мыслями я жил в последние месяцы учебы,  готовясь к женитьбе на моей избраннице - дочери военного моряка-водолаза и готовя дипломный проект. Быть или не быть, вот в чем вопрос. И я все таки решился в пользу флота и получил назначение на Тихоокеанский флот, на строящийся корабль "Приморье". Прошла защита дипломных проектов, отгремел выпускной вечер, первый офицерский отпуск, свадьба и путешествие на пару недель в город Сочи, проводы со слезами на киевском вокзале.
          И вот поезд все дальше и дальше  уносит нас на Дальний восток. Путь длинный, аж семь суток. За это время успели перезнакомиться с попутчиками и в карты наиграться, перечитать все имевшиеся в купе газеты и журналы, выпить запасы  спиртного. С водкой в те времена в СССР было очень туго, выходить на станциях и искать боязно. Вдруг отстанешь. Да и не такие уж мы  выпивохи, чтобы  не обойтись без поллитровки, нарваться на приключение. Учеба во всем нас проверила и испытала. Лейтенант выпускник КВИРТУ это не инженер после политехнического.

Запомнился памятник Салавату Юлаеву в Уфе. Он хорошо виден из окна вагона идущего по  мосту через Волгу поезда. Запомнилась отварная картошечка  приправленная укропом. Ее продавали старушки на редких сибирских станциях. Ничего другого на  перронах тогда не предлагалось.  Ларьков и киосков не было. Офицер подсевший к нам научил, что удостоверение личности надежнее носить в кармане форменной рубашки обязательно незаметно заколотом на булавке. На всю жизнь запомнил и никогда не терял. Молоденькая мама, девочка еще, везла своего детину. Ей 32, а ему 16. Бывает же такое.
Очень красивое озеро Байкал, где железная дорога проложена прямо у кромки воды. Множество тоннелей прорытых при строительстве ж/д пути. Один из них настолько искривленный, что из первого вагона выезжая можно увидеть хвост своего поезда.

          После Байкала нас тянул настоящий паровоз. Дым и копоть настолько сильные, что за сутки простыни  почернели. А закрыть окошко означало лишить себя свежего воздуха в августовскую жару. О существовании кондиционеров мы узнали только попав на корабль.
Через день паровоз отцепили и снова нас потянул электровоз. Станции с чудными названиями вроде Могоча,Слюдянка, Ерофей Павлович. Мы настолько устали от мелькания дней, названий станций, однообразия путешествия, что нам раем почудился Владивостокский вокзал, море огней, другие, как нам казалось, люди. Многие из них в морской форме. Трудновыговариваемое от непривычки обращение "товарищ капитан 1 ранга". Не дай бог сказать "товарищ полковник". Но это будет впереди, а пока мы на вокзале и узнаем как проехать на 37 причал. Держались мы втроем, Стас Артюхин, Толя Коршак и я.

          Лейтенанты Толя Степанченко и Петя Юношев, однокурсники по КВИРТУ приехали во Владивосток раньше нас на несколько дней и когда мы с ними повстречались на пирсе бригады, то они нам показались морскими волками. Знали названия кораблей бригады, обрели знакомых-друзей, гАркали на матросов так, что волосы дыбом. Однако эта напускная манера держаться вскоре сошла на нет и они стали со временем как и все мы.

Утром задвигались трамваи, мы без труда добрались до 37 причала. Пройдя проходную (кпп) оказались на пирсе 38-й отдельной бригады осназ кораблей разведки ТОФ. Дежурный  развел нас по каютам временного проживания. На следующий день мы попали в штаб флота на прием к начальнику радио и радиотехнической разведки. Ему кроме береговых частей подчинялась и  38-я бригада. Это была ознакомительная беседа большого  начальника с прибывшими. Он объяснил, что для флота строятся большие корабли "Приморье" и "Забайкалье". Сейчас эти корабли на стапелях в г.Николаев, на юге Украины. Нам следует вернуться назад и прибыть на эти корабли. Вот вам и первая "метаморфоза" флотских кадровых органов. Съездить за 7тыс км на Дальний восток, чтобы получить там приказ о назначении на корабль, который строится на юге от Киева всего в 600км. Конечно же мы обрадовались. Снова, теперь уже летим домой, где родные и жены. Это была первая, но не последняя моя поездка на болшое расстояние. Поездом я ездил один раз туда и с женой окончательно обратно в 1976 году, семь лет спустя. В отпуск и с отпуска летали самолетами.

          На все поездки военнослужащим оплачивался билет на поезд. И время в пути расчитывалось по поезду. Хочешь сэкономить - доплачивай зсамолет, лети и сэкономленные дни используй по своему усмотрению. Мы взяли билеты на самолет и на следующий день были в Киеве. Снова встреча, слезы радости молодых жен и родителей. Короткие дни вместе и поезд до Николаева.

          Этот южноукраинский город стал для нас очень гостеприимным и родным. Почти дармовое вино "Білє міцнє" (белое крепкое) или "биомицин" на каждом углу, улыбчивые женщины, центральная ул.Ленинская по вечерам превращавшаяся в местный бродвей. Оклад лейтенанта 250р расходовался на семью и на самого офицера. Хватало, чтобы несколько раз в месяц посетить ресторан, на мелкие расходы вроде сигареты, газеты, пиво, телефонные звонки женам. Также на покупку и дорогостоящих товаров. Со Стасом Артюхиным в складчину приобрели магнитофон и по вечерам слушали Высоцкого, Сальвадора Адамо, модных тогда артистов западной эстрады.

          Через месяц нас отправили на курсы переквалификации. Специальность наша по диплому была радиотехническая. Для непосвященных это радиолокаторы, системы радионавигации, гидролокаторы (сонары) и другие устройства импульсной техники. На корабле разведки требовалось знать в первую очередь  радиоприборы. Это все, что служит для передачи смысловой информации на расстояние. Радиосвязь голосом через микрофон, телетайпная связь, засекреченная связь, радиопеленгация. Но мы должны были знать и то и другое, чтобы правильно организовывать слежение за противником.  А нашими противниками на Дальнем Востоке были в первую очередь США, Япония и Китай, предавший интересы социализма. Американцы и их союзники вели войну во Вьетнаме. У берегов постоянно находились 4-5 авианосцев, а с береговой авиабазы Гуам в Тихом океане совершали регулярные бомбовые налеты на северных вьетнамцев летающие крепости В-52. За всем этим нужно было наблюдать и своевременно информировать наши высшие штабы - Генштаб, Штаб Военноморского флота и штаб ТОФ. Для этого в море и направлялись корабли 38 бригады, а на берегу перехватом занимались морские радиоотряды. Вот вкратце и все, чему нас учили на курсах в военноморском училище радиоэлектроники имени А.С. Попова. Это он первым обратил внимание, что радио это еще и возможность перехвата сообщений, т.е. разведка.

Не могу не вспомнить и случай с перелетом из Николаева в Петродворец, где размещалось училище и курсы. Снова мы получили проездные документы на поезд, но взяли билет на самолет. Сэкономили сутки-двое. Заехали в Киев к женам, расставаться не хотелось и мы остались в Киеве больше положенного срока на несколько суток.  Расчитывали на снисхождение начальства, а нарвались на очень строгое наказание. По прибытию на курсы нас сразу вызвали к начальнику курсов. Мы не умели хитро врать и не запаслись алиби, типа справки из аэропорта в Киеве о нелетной погоде, от врача и т.п. Такая справка "отмазала"бы нас от взыскания. Начальник училища вице-адмирам Медведев тоже был скуп на слова и строг. Все трое, Стас, Толя и я получили по неполному служебному соответствию. Кто служил тот знает насколько строгим является такое взыскание для офицера. Оно влияет на получение очередного воинского звания в срок и на дадьнейшую службу и карьеру. А мы как раз и должны были уже в июле стать старшими лейтенантами.
В марте 1970г. после курсов дали  отпуск. А корабли в это время  были спущены на воду и проходили всяческие испытания. ЭОС "Приморье" и ЭОС "Забайкалье". Экспедиционные океанские суда.
После отпуска наша жизнь круто изменилась и стала настоящим тернистым путем морского офицера.

Читать дополнительно на сайте www.38brrzrk.ru